Докоммуникативная фаза коммуникативная фаза
Поведение оратора и управление аудиторией | ||
Техника произнесения речи | ||
Ответы на вопросы и искусство спора |
Одним из средств воздействия является культура звучания речи, ее
з в у к о в а я в ы р а з и т е л ь н о с т ь. Культура оратора, его уважительное отношение к слушателям проявляются в четкости дикции. «Каждое речение, склад и литеру выговаривать чисто и ясно», — писал М. В. Ломоносов.
Очень важно для оратора соблюдение темпа речи. Наиболее важные отрезки речи следует произносить в несколько замедленном темпе, так как медленный темп подчеркивает значительность мыслей, их весомость.
Все смысловые и эмоциональные оттенки можно точно передать голосом. Выразительность звучания речи в значительной степени создается интонационным богатством, т. е. тональной окраской слов, последовательностью тонов, различающихся по высоте, тембру, темпу.
Правильно поставленное логическое ударение подчеркивает логическую перспективу высказывания. Более точно оформлять течение мысли, подчеркивать важные моменты или положения, сосредоточивать на них внимание позволяют паузы. Паузы усиливают воздействие речи.
Одним из важных показателей речевой культуры оратора является литературное произношение, доносящее до слушателей смысл, содержание передаваемой информации и воспитывающее у них культуру речи. Важным элементом звуковой организации речи является соблюдение акцентологических норм, связанных с постановкой ударения в словах.
Не забывайте, что публичная лекция — это искусство слова, где важно не только то, что говорится, но и как говорится. Ясно и четко звучащая речь оказывает эмоциональное воздействие на слушателей.
Одной из разновидностей ораторского искусства является судебное красноречие.
Судебная речь
Разновидностью публичной речи является монологическая речь государственного обвинителя и защитника в уголовном процессе и речь представителя истца (ответчика) в гражданском процессе, произносимая в судебных прениях, которые являются обязательной частью судебного разбирательства.
Назначение судебного процесса — защита прав и законных интересов граждан и организаций, потерпевших от правонарушения или преступления; защита личности от незаконного и необоснованного обвинения, осуждения, ограничения ее прав и свобод. Его конечная цель — принять законное и обоснованное решение. Для этого проводится публичный спор (прения сторон) между прокурором и адвокатом об обстоятельствах одного и того же дела с точки зрения обвинения и защиты. Спор — это «столкновение мнений, позиций, в ходе которого каждая из сторон аргументировано, отстаивает свое понимание обсуждаемых проблем и стремится опровергнуть доводы другой стороны».
В юриспруденции вопрос о назначении и функциях судебной речи определяется процессуальными нормами: это установление обстоятельств, подлежащих доказыванию, содействие формированию убеждения суда. Судебные речи прокурора и адвоката помогают суду разобраться в фактических и юридических обстоятельствах дела.
В соответствии с назначением прений сторон судебная речь обладает специфическими чертами, которые отличают ее от любой другой публичной речи. Во-первых, это у з к о п р о ф е с с и о н а л ь н а я р е ч ь, произносимая только в суде; ее отправителями могут быть только прокурор и адвокат, позиции которых определяются их процессуальным положением. Тематика речи строго ограничена материалами разбираемого дела. Отсюда — следующая черта судебной речи — п р а в д и в о с т ь (или объективность), т. е. полное соответствие объясняемых событий объективной истине. В речи непозволительны преувеличения и вымышленные эпизоды, а также недопустимые доказательства.
Следующая черта судебной речи — ее п о л е м и ч н о с т ь и убеждающий характер, так как основная функция сторон в судебных прениях — это доказывание, убеждение. Полемика может вестись между процессуальными противниками, могут полемизировать и адвокаты, защищающие разных подсудимых. Это может быть полемика с экспертом, представившим суду малообоснованные выводы.
Чтобы сформировать убеждение суда, судебные ораторы производят всесторонний, полный и объективный анализ всех обстоятельств дела и дают им правовую оценку. В уголовном процессе действия подсудимого оцениваются с точки зрения права, как предусмотренные определенной статьей УК РФ; оцениваются также обстоятельства, отягчающие и смягчающие ответственность, а также мотивы совершения преступления с целью назначить справедливое наказание.
В гражданском процессе анализируются с правовой точки зрения действия ответчика для признания законности или незаконности оспоримой сделки, для признания нарушенного права истца подлежащим или не подлежащим восстановлению. Все это служит защите оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, организаций, потерпевших от преступлений, а также защите личности от незаконного осуждения. Таким образом, о ц е н о ч н о - п р а в о в о й х а р а к т е р — важная, самая главная черта судебной речи.
Публичная речь предполагает ответы на вопросы слушателей. В судебной речи эта характеристика отсутствует в силу процессуальных норм. Судебный оратор, ведя полемику с процессуальным противником, обычно предвидит, в чем могут не согласиться с ним, о чем могут спросить. Он сам формулирует эти вопросы и отвечает на них: мне могут возразить; меня могут спросить; вам, уважаемые присяжные заседатели, могут сказать; со мной могут не согласиться и др.
И еще одна особенность — это наличие ч е т ы р е х а д р е с а т о в. Главным адресатом судебной речи является состав суда, и каждая речь начинается непременно обращением к суду: уважаемый суд, ваша честь, уважаемые присяжные заседатели. В силу процессуальных норм судебный оратор не может обратиться прямо к присутствующим в зале суда. Но он говорит и для истца, и для ответчика, и для подсудимого, и для всех присутствующих в целях предупреждения правонарушений. Еще одним адресатом судебной речи является процессуальный противник оратора, какой-либо тезис, доказательства или вывод которого необходимо оспорить.
По форме судебная речь представляет собою монолог — продолжительное выступление одного лица, но вся она развертывается не как монолог, а как диалог с процессуальным противником. Это обусловлено ее назначением. Диалог проявляется в исследовании материалов дела с точки зрения обвинения и защиты, с точки зрения представителей истца и ответчика, в заявлении ходатайств. Оратор строит изложение так, как будто он занимается поисками истины тут же, в судебном процессе. Он видит в судьях не пассивных слушателей, а людей, активно участвующих в осмыслении и оценке информации; поэтому организует процесс восприятия. Это достигается использованием разнообразных средств.
Прежде всего это глаголы, обозначающие побуждение к действию: давайте обратимся к, обратите внимание, всмотритесь в, подумайте и т. д.
Лекторское мыобъединяет состав суда и оратора в процессе поисков правильного решения дела: мы знаем, мы видим и др. Диалогизации монолога содействуют и глагольно-местоименные конструкции, выражающие надежду оратора на то, что суд примет его точку зрения: я полагаю, я надеюсь, я прошу, я утверждаю и т. п.
Анализируя доказательства по делу, оратор приводит показания подсудимого, потерпевшего, свидетелей, тем самым включает разные речевые сферы в официальную речь. Это чаще всего оформляется конструкциями с несобственно-прямой речью: Обвиняемый говорит; Данилов показал... Может быть приведена даже прямая речь свидетеля или подсудимого, если она содержит важные для суда сведения. Для судоговорения диалогизация монолога является внутренним качеством, связанным с его убеждающим характером.
Основным качеством судебной речи является убедительность — обоснованность всех тезисов и выводов, которая во многом зависит от качества аргументов. Судьи оценивают правильность мыслей прокурора и адвоката, прежде всего по степени значимости и ценности фактического материала. Только сила аргументов имеет значение для полного внутреннего убеждения судей.
Судебное выступление, как любая длительно осуществляемая речь, требует связности и логичного изложения мыслей. Логике рассуждения способствуют вопросительные конструкции. В форме вопроса осуществляется постановка проблем, с помощью вопросов передается новая информация. В логике вопросо-ответная форма изложения определяется «процессуально-правовым алгоритмом, определяющим основные направления, важнейшие позиции и пределы судебного исследования по уголовным и гражданским делам».
В логике форма развития знаний, представляющая собой обоснованное предположение, выдвигаемое с целью выяснить свойства и причины исследуемых явлений, называется гипотезой. Гипотеза — необходимый компонент любого познавательного процесса. В объяснительных гипотезах (о причинах возникновения объекта исследований) используются вопросы: Почему произошло? Каковы причины? В описательных гипотезах (о присущих исследуемому объекту свойствах) — вопросы: Что представляет собою? Какими свойствами обладает?
Для того чтобы привлечь внимание суда и произнести убедительную речь, судебному оратору важно продумать, как построить речь, в какой последовательности излагать то, что необходимо сказать. Усилить эффективность воздействия речи поможет четкая композиция.
Внимание к выступлению в значительной степени зависит оттого, как оно начинается, как оратор активизирует внимание слушателей, как психологически подготовит их к восприятию информации. Самое трудное — найти правильное, нужное начало. В современной судебной речи во вступлении чаще всего намечается программа речи.
Важно помнить, что вступление необходимо связать с главной частью, оно не должно быть длинным, и подбирать его нужно после подготовки всей речи.
Главная часть представляет собой совокупность отдельных микротем, связанных по смыслу. Эти части следующие: 1. Изложение фактических обстоятельств дела. 2. Анализ и оценка собранных по делу доказательств. 3. Обоснование правовой квалификации содеянного. 4. Характеристика личности подсудимого (истца, ответчика). 5. Анализ причин, способствовавших совершению преступления. 6. Мнение о мере наказания.
Логика рассуждения осуществляется, как и в любой другой публичной речи, от констатации ® к опровержению ® к доказательству. Это принцип построения любой публичной речи, который в риторике называется принципом последовательности, когда каждая последующая мысль вытекает из предыдущей. В целом они создают с м ы с л о в у ю г р а д а ц и ю.
Заключение должно подвести итог сказанному. Если в начале речи оратору необходимо привлечь внимание суда, то в заключении следует усилить значение сказанного.
Усилить значение сказанного помогут определенные языковые средства. Во вступлении, как правило, используется прием контраста. Контраст — композиционно-стилистический принцип развертывания речи, заключающийся в противопоставлении двух содержательно-логических явлений. Контраст помогает оттенить второе, как правило, негативное явление.
В главной части судебной речи сочетаются аргументативный тип изложения, который обусловлен назначением и убеждающим характером судоговорения, и представляющий — повествование и описание. Поэтому в языковом аспекте судебная речь характеризуется сочетанием стандартных и эмоционально-экспрессивных средств выражения. Ее тематика предполагает употребление юридических стандартов и терминов; убеждающий же характер делает необходимым использование средств эмоционального воздействия, что создает экспрессивность. Аргументированная, убедительная, эмоциональная речь помогает присутствующим в зале судебного заседания понять важность соблюдения требований закона и норм морали. Логическому завершению темы служит обрамление. В этом случае заключение достраивает, закрывает логическую рамку речи, делает то, о чем писал А. Ф. Кони: «Конец речи должен закруглить ее, то есть связать с началом».
Уместно будет привести еще слова А. Ф. Кони о том, что «нужна яркая форма, в которой сверкает пламень мысли и искренность чувств». Эмоциональное воздействие выступает как необходимый элемент убеждения, так как убеждение достигается двумя путями: рациональным и эмоциональным. Эмоциональному воздействию способствует использование тропов, фигур речи и других изобразительно-выразительных средств языка. Однако авторы риторик советуют: 1) призывать на помощь чувства только применительно к потенциально патетическим объектам; 2) приберечь чувственный эффект к концу выступления; 3) избегать излишней чувствительности, вызывающей насмешку, и наоборот — сухого изложения.
Современные теоретики судебной речи пишут об «умеренном стиле красноречия», не раскрывая при этом, что они понимают под «средним стилем красноречия». Нет, мастера судебной речи употребляли и употребляют в своих речах изобразительные средства языка. От этого их речи только выигрывают.
В судебных речах, обращенных к присяжным заседателям, необходимы средства диалогической речи, изобразительно-выразительные средства языка, так как убеждающая речь не может быть сухой констатацией фактов, она не может не быть взволнованной, экспрессивной и эмоциональной. «Нервный» язык судебного оратора, — это речь не равнодушного человека, а человека, отстаивающего свою позицию по делу; человека, заинтересованного в убеждении судей в правоте своей точки зрения.
Когда-то известный русский юрист П. С. Пороховщиков предупреждал судебных ораторов: «Остерегайтесь говорить ручейком: вода струится, журчит, лепечет и скользит по мозгам слушателей, не оставляя в них следа. Чтобы избежать утомительного однообразия, надо составить речь в таком порядке, чтобы каждый переход от одного раздела к другому требовал перемены интонации». Прервать «ручеек» поможет использование вопросительных предложений, пауз, смена темпа речи и других средств техники речи.