Сущность и специфика закона информированности – упорядоченности
Современная информационная эра предъявляет специфические требования и к гражданам, и к организациям, и к государствам. Сегодня очевидно, что жить в информационном обществе, не меняя своей сущности, если и дано, то немногим. Большинству же людей предъявлены лишь две альтернативы: стать органичной частью этого нового общества и носителями его ценностей либо постепенно стать «второсортными» общественными элементами.
Закон информированности – упорядоченности (ЗИУ) гласит: «Каждая система (социальная или биологическая) стремится получить как можно больше достоверной, ценной и насыщенной информации о внутренней и внешней среде для устойчивого функционирования (самосохранения)». Другой вариант определения: «Любая социальная организация способна к выживанию в условиях обеспеченности полной оперативной достоверной (надёжной) и упорядоченной (структурированной) информацией».
[Σ vi]/n → max;[Σ Di]/n → max;(6),
[Σ Ci]/n → max;[Σ Hi]/n → max;
где Vi, Di, Ci, Hi — соответственно уровни характеристик информации: объем, ценность, достоверность и насыщенность в i-й области (финансы, экономика, персонал и т.д.).
Каждая организация должна стремиться к созданию, поддержанию и развитию собственной информационной системы, основными функциями которой являются: сбор, обработка и классификация, предоставление и распространение, хранение и уничтожение (при необходимости). Реализуя указанные функции, специалисты по информации концентрируют внимание на следующих её характеристиках: периодичность, объём и насыщенность, достоверность, ценность, гриф (см. таблицу 10.1).
Таблица 10.1
Основные параметры современной информации
Основные характеристики информации | |||||
Периодичность | Объём | Достоверность | Ценность | Гриф | Структурированность |
Постоянная | Избыточная | Абсолютная | Высокая | Конфиденциальная | Базы данных |
Периодическая | Достаточная | Относительная | Средняя | Служебная | Слабая |
Эпизодическая | Недостаточная | Недостоверная | Низкая | Открытая | Неструктурированная |
Понимание сущности и специфики действия ЗИУ сегодня особенно актуально, учитывая преобразования во всех отраслях менеджмента (стратегическом, производственном, финансовом, кадровом, инновационном, сравнительном, внешнеэкономическом, внешнеторговом и др.), обусловленные тотальным внедрением новейших информационных технологий. Стремительные количественные и качественные изменения в области информатизации предъявляют всё новые и новые требования к руководителям, которые обязаны не только успевать идти в ногу со временем, но и находить эвристические решения для эффектной «упаковки» и эффективной «подачи» информации подчинённым. Вот как, например, могут быть представлены основные критерии и параметры классификации современной информации (рисунок 10.1).
Рис.10.1 Элементы информационного «кубика Рубика».
Оценивая роль и значение глобальных сетей связи для формирования эффективной рыночной стратегии и тактики, специалисты определяют трёхэтапный механизм «вхождения» современной организации в информационное пространство:
1) подключение одного из компьютеров организации к сети Интернет и создание собственной WEB-страницы для позиционирования фирмы и её продукции, доступа к сетевой информации и пользования услугами электронной почты;
2) создание WEB-сайта на собственном сервере или на сервере провайдера Интернет для регистрации клиентов и организации индивидуальной работы с ними;
3) создание на собственном WEB-сервере электронного представительства организации с подключением к банковской системе электронных платежей.
И всё же, несмотря на кажущуюся неотвратимость и тотальность эры информатизации, её значение не стоит преувеличивать. Широкое наступление средств массовой информации и электронной коммерции на Личность не является игрой «в одни ворота», результат, которой несложно предсказать.
10.2 Типовые варианты реализации закона на внутрифирменном уровне
Как отмечалось, закон информированности – упорядоченности является законом «второго уровня», что, однако, не умаляет его роли и значения для внутрифирменного управления. Рассмотрим типовые варианты действия закона в современной организации.
Первый вариант: ни руководитель, ни подчиненные не имеют представления о ЗИУ. В условиях стихийного действия закона трудовой коллектив может работать с информацией по-разному: накапливать её по принципу «на всякий случай», пользоваться ненадёжными источниками и слухами, ограничиваться фрагментарными (бессистемными) данными о каком-либо объекте или процессе. В результате такого обращения с информацией и руководитель, и персонал постепенно отказываются от научного прогнозирования и планирования своей деятельности, заменяя её работой «с колёс» (возникает проблема – ищем решение) или методом «устрашения» (выявление и наказание виновников, чтоб остальные боялись).
Второй вариант: руководитель знает о ЗИУ, а его подчиненные нет. Представители администрации формируют управленческую «вертикаль», тщательно дозируя информацию о положении дел в организации, состоянии микро- и макросреды лишь по мере необходимости и в части, касающейся подчинённых. Стремление к концентрации всей полноты информации и власти «на верху» и, соответственно, к искоренению игр «в демократию» может быть продиктовано различными факторами: боязнью конкуренции, недоверием подчинённым, низким уровнем профессионализма сотрудников, текучестью кадров. Инициативные действия персонала не поощряются (в организации действует жесткий принцип наказуемости инициативы), в результате между «верхами» и «низами» образуется пропасть. При этом первые убеждены в том, что незаменимых подчинённых не бывает, и готовы это продемонстрировать в любой момент на практике, а вторые, не желая оказаться в «интересном» положении, начинают заблаговременно подыскивать место в другой организации либо примиряются с ролью безынициативных работников.
Оба варианта реализации закона не являются оптимальными: всякая «стихийность» и «волюнтаризм», отвергающий инициативу подчинённых, обедняют менеджмент и наносят организации серьёзный ущерб.
Третий вариант: руководитель и подчиненные информированы о ЗИУ, имеют представление о характере и особенностях его действия. Создавая и поддерживая в эффективном состоянии информационную подсистему организации, руководители стремятся не только повысить индивидуальную, групповую и общую производительность труда, но и улучшить морально-психологический климат в коллективе, сформировать команду единомышленников. Каждый работник и структурный элемент (отдел, служба, цех, участок, филиал) организации в рамках их полномочий и ответственности определяют основные источники информации, порядок информационного взаимодействия с коллегами, процедуры обсуждения и внедрения новых идей и технологий, действия в экстраординарных ситуациях.
Этот вариант реализации закона требует значительных финансовых и трудовых затрат, но одновременно является и самым желанным, ибо в большинстве случаев гарантирует организации долговременную эффективную деятельность в рыночных условиях.