Система стандартов по управлению и информации
Управление и информация тесно связаны между собой. Своевременная и полная информация - необходимое условие принятия правильного управленческого решения. Важнейшей задачей стандартов данного направления является унификация документов, как по управленческим процессам, так и по информационной технологии.
К стандартам по ИТ(информационным технологиям) относится Система информационно-библиографической документации (СИБИД). Ее задачами являются:
1) совершенствование организации и управления деятельностью в области научно- технической информации (НТИ);
2) повышение производительности труда информационных работников в результате применения эффективной технологии, прогрессивных норм и требований;
3) обеспечение условий для рационального взаимодействия органов информации различных уровней.
СИБИД включает три подсистемы:
1) научно-техническая информация;
2) библиотечное дело и библиография;
3) редакционно-издательская работа.
Система стандартов социальной сферы
Система «социальных» стандартов регламентирует правила безопасности и представлена тремя группами:
1) комплекс стандартов «Безопасность в чрезвычайных ситуациях» (ГОСТ Р 22. );
2) комплекс стандартов «Система стандартов безопасности труда» (ГОСТ Р 12. );
3) комплекс стандартов по охране природы (ГОСТ 17. ).
В настоящее время действуют межотраслевые системы стандартов, приведенные в таблице 4.1.
Номер межотраслевой системы стандартов | Аббревиатура межотраслевой системы стандартов | Название межотраслевой системы | Индексы стандартов, входящих в межотраслевую систему |
1. | – | Стандартизация в Российской Федерации | ГОСТ Р |
2. | ЕСКД | Единая система конструкторской документации | ГОСТ |
3. | ЕСТД | Единая система технологической документации | ГОСТ |
4. | СПКП | Система показателей качества продукции | ГОСТ |
6. | УСД | Унифицированные системы документации | ГОСТ, ГОСТ Р |
7. | СИБИД | Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу | ГОСТ |
8. | ГСИ | Государственная система обеспечения единства измерений | ГОСТ, ГОСТ Р |
9. | ЕСЗКС | Единая система защиты от коррозии и старения | ГОСТ |
12. | ССБТ | Система стандартов безопасности труда | ГОСТ, ГОСТ Р |
14. | ЕСТПП | Единая система технологической подготовки производства | ГОСТ |
15. | СРПП | Система разработки и постановки продукции на производство | ГОСТ, ГОСТ Р |
17. | – | Система стандартов в области охраны природы и улучшения природных ресурсов | ГОСТ, ГОСТ Р |
19. | ЕСПД | Единая система программной документации | ГОСТ |
21. | СПДС | Система проектной документации по строительству | ГОСТ Р |
22. | – | Безопасность в чрезвычайных ситуациях | ГОСТ Р |
25. | – | Расчеты и испытания на прочность | ГОСТ |
26. | ЕССП | Единая система стандартов приборостроения | ГОСТ |
27. | – | Система стандартов "Надежность в технике" | ГОСТ |
29. | – | Система стандартов эргономических требований и эргономического обеспечения | ГОСТ |
34. | – | Информационная технология | ГОСТ Р |
40. | – | Система сертификации ГОСТ Р | ГОСТ Р |
51. | Система аккредитации в РФ | ГОСТ Р |
Органы и службы стандартизации. Государственный контроль и надзор за соблюдением технических регламентов и обязательных требований стандартов. Порядок проведения государственного контроля и надзора. Санкции при нарушении обязательных требований. Порядок маркирования продукции знаком соответствия.
Органы и службы стандартизации — организации, учреждения, объединения и их подразделения, основной деятельностью которых является осуществление работ по стандартизации или выполнение определенных функций по стандартизации.
Органы по стандартизации — это органы, признанные на определенном уровне, основная функция которых состоит в руководстве работами по стандартизации.
Руководство российской национальной стандартизацией осуществляет национальный орган по стандартизации — Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии - Росстандарт (до 15 июня 2010 - Ростехрегулирование). Он как орган по стандартизации, признанный на национальном уровне, имеет право представлять интересы страны в области стандартизации в соответствующей международной или региональной организации по стандартизации.
Росстандарт осуществляет:
- принятие программы разработки национальных стандартов;
- утверждение национальных стандартов;
- учет национальных стандартов, правил стандартизации, норм и рекомендаций в этой области и обеспечение их доступности заинтересованным лицам;
- введение в действие общероссийских классификаторов технико-экономической и социальной информации.
Росстандарт осуществляет свои функции непосредственно и через свои межрегиональные территориальные управления (МТУ), а также российские службы стандартизации.
Службы стандартизации — специально создаваемые организации и подразделения для проведения работ по стандартизации на определенных уровнях управления — государственном, отраслевом, предприятий (организации).
Российские службы стандартизации — научно-исследовательские институты Росстандарта России и технические комитеты по стандартизации.
К научно-исследовательским институтам, например, относятся: НИИ стандартизации (ВНИИстандарт) — головной институт в области национальной системы стандартизации; ВНИИ сертификации продукции (ВНИИС) — головной институт в области сертификации продукции (услуг) и систем управления качеством продукции (услуг); ВНИИ по нормализации в машиностроении (ВНИИНМАШ) — головной институт в области разработки научных основ унификации и агрегатирования в машиностроении и приборостроении; "Стандартинформ" — головной институт в области разработки и дальнейшего развития Единой системы классификации и кодирования технико-экономической информации, стандартизации научно-технической терминологии.
Технические комитеты по стандартизации (ТК) создаются на базе организаций, специализирующихся по определенным видам продукции (услуг) и имеющих в данной области наиболее высокий научно-технический потенциал. На сегодняшний день зарегистрировано свыше 350 ТК. Любой стандарт — продукт согласованного мнения всех заинтересованных в этом документе сторон (пользователей). Задача Технического комитета заключается в обеспечении «круглого стола» участников разработки проекта стандарта. Поэтому в состав этих ТК включают представителей разработчиков, изготовителей, поставщиков, потребителей (заказчиков) продукции, обществ (союзов) потребителей и других заинтересованных предприятий и организаций, а также ведущих ученых и специалистов в конкретной области. ТК несут ответственность за качество и сроки разрабатываемых ими проектов стандартов в соответствии с действующим законодательством и заключенными договорами на проведение этих работ.
Для организации и координации работ по стандартизации в отраслях народного хозяйства в необходимых случаях создают подразделения (службы) стандартизации министерств (и других органов государственного управления) и головные организации по стандартизации из числа организаций с высоким научно-техническим потенциалом в соответствующих областях науки и техники.
Руководители предприятий непосредственно несут ответственность за организацию и состояние выполняемых работ по стандартизации на этих предприятиях. Предприятия создают при необходимости службы стандартизации (отдел, лабораторию, бюро), которые выполняют научно-исследовательские, опытно-конструкторские и другие работы по стандартизации.