Основные течения политико-правовой идеологии конца XVIII-XIX вв
Общественно- политическая жизнь конца XVIII - начала XIX вв. находилась под влиянием Великой французской революции. Утверждение и упрочение буржуазных порядков, особенно в таких странах, как Франция, Германия, Швейцария, Голландия стимулировало размежевание общественно-политических сил. Господствующей была буржуазная идеология либерализма (лат. liberalis – свободный), социальную базу которой составляли предприниматели, часть чиновничества, лица свободных профессий, профессура. Идеология и теория либерализма отталкиваются от двух основных тезисов: личные права и неприкосновенность личности, максимальное раскрытие творческого потенциала личности, что одновременно ведет к расцвету общества и государственной организации. вокруг них концентрируются другие ценности либерализма: рационалистические представления о праве, конкуренции, идеи правового государства, конституционализма, разделения властей, народного представительства, самоуправления. Представители английского либерализма – Иеремия Бентам (1748-1832) и его ученики Дж.Стюарт Милль (1806-1873), Дж.Остин (1790-1859). представители французского либерализма – Бенджамин Констан (1767 – 1830), Алексис де Токвиль (1805-1859). Немецкий либерализм – Вильгельм фон Гумбольдт (1767 – 1835), Лоренц Штейн (1815 – 1890), Роберт Моль (1799 – 1875).
Традиционализм (консерватизм) объединял дворянско-монархические круги, выступавшие за сохранение своих привилегий, феодальных отношений, реставрацию монархии. В этом учении нет определенно очерченного концептуального ядра. Здесь группируются идеи не только собственно консерватизма, но и традиционалисткие, религиозно - моралистские, позитивисткие. Среди представителей этого направления – в Германии – Людвиг фон Галлер (1768-1854), во Франции – Жозеф де Местр (1753-1821) и Луи де Бональд (1754 – 1840), Огюст Конт (1798 – 1857), в Англии – Жозеф де Местр (1754 – 1821). Традиционалисты утверждали, что общественный порядок – это результат длительной эволюции общества, установление стабильности, традиций, обычаев, предрассудков. Все это достижения предков и их надо хранить. «Ни одно поколение не имеет права подвергать насильственной ломке учреждения, созданные усилиями предшествующих поколений» (Э.Берк). Сила конституции, по мнению представителей данной школы, - в давности, в традициях.
Социализм первоначально развивался в форме утопического социализма. В основе его идей лежали представления о справедливости, имевшие религиозные истоки, радикально понимаемые как идеи равенства, приоритета всеобщего труда, равного вознаграждения за труд. Наиболее видными представителями данного учения были Французы Анри де Сен-Симон (1760-1825), Шарль Фурье (1772 –1837), англичанин Роберт Оуэн (1771-1858). Критику капитализма с социалистических позиций проводили: французский социалист Шарль Фурье (1772-1837), немецкие социал-демократы Фердинанд Лассаль (1825 – 1864) . Оформление доктрины научного социализма произошло во второй половине XIX в. в виде политико –правовой доктрины Карла Маркса (1818 –1883) и Фридриха Энгельса (1820 – 1895). Государство и право, по мнению марксистов, это надстроечные явления, которые опираются на базис (производственные отношения) и зависят от него. Конечную причину и решающую движущую силу всех важных исторических событий марксизм находит в экономическом развитии общества.
В рассматриваемый период разнообразный спектр политико-правовых учений дополнило общественно – политическое учение анархизм(греч. – anarchia – безвластие), одним из крупных теоретиков которого был французский социалист – экономист Пьер Жозеф Прудон (1809 –1865).
Духовным отцом либерализма на европейском континенте считают Бенджамина Констана. Он различал политическую свободу и свободу личную. Древние народы знали только политическую свободу, которая сводилась у них к праву участвовать в осуществлении политической власти. Свобода сегодняшних людей – это личная, гражданская свобода, которая предполагает независимость от власти, свободу слова, печати, совести, предпринимательства. Лишь закон, исходящий из легитимного источника и имеющий справедливые границы, может обеспечить личную свободу, - считал Б.Констан. но свобода основана на законе («подчинение закону – это обязанность, но и как всякая другая обязанность, не является абсолютной, она основывается на предположении, что закон исходит из легитимного источника и имеет справедливые границы»).
Б.Констан осуждал любую форму государственного устройства, где нет гарантий индивидуальных свобод, разделения властей и общественного мнения. Его теория, изложенная в работе «Курс конституционной политики», длительное время была общепризнанной доктриной буржуазии. Эволюционируя, либерализм был вынужден признать положительные функции государства: всеобщее образование, здравоохранение, материальное обеспечение, ставшие основой неолиберализма.
Научный позитивизм
От либеральных концепций государства и права принципиально отличается политико-правовая теория философа Огюста Конта (1798 – 1857), основателя французской школы научного позитивизма и «отца социологии». Свою теорию Конт изложил в шеститомном «Курсе позитивной философии» и в работе «Система позитивной политики, или Социологический трактат об основах религии человечества». Ключевое понятие его теории – закон трех стадий. в зависимости от состояния человеческого разума Конт делит общество на три стадии: первая – теологическая (фиктивная), когда наука содержится в богословской оболочке, а все явления объясняются волей одушевленных предметов и сверхъестественных существ; вторая стадия – метафизическая (критическая) факты объясняются через отвлеченные, априорные, абстрактные понятия; третья стадия – позитивная (научная) – науки занимаются выяснением законов связи явлений. по Конту, социология делится на две части: социальную статику, изучающую строение общества, и социальную динамику, изучающую его развитие. То и другое он обобщает в формуле: «Порядок и прогресс». Люди живут в обществе , ибо оно составляет часть их социальной природы. Изменить социальные явления, как и природные, можно только при условии, что мы знаем законы.
Теоретическим отражением воплощенных в праве буржуазных принципов стал юридический позитивизм – как специфическая, для периода господства буржуазии в эпоху свободной конкуренции, форма юридического мировоззрения. Свойственный юридическому позитивизму взгляд на право как на веление, приказ власти порожден не только отказом от иллюзий революционной буржуазии, но и еще более практической заинтересованностью господствующих верхов в реализации послереволюционного права. Юридический позитивизм довел до совершенства разработку приемов толкования правовых норм, особенно логических, систематических, грамматических приемов.
Юридический позитивизм – это отказ от представления о существовании рядом с позитивным правом естественного права, требующего его воплощения в законодательстве. Произошло отождествление права с законом.
Позитивистское и неопозитивистское направление философии права развивалось в виде общей теории права, в основном, с позиций аналитической юриспруденции. Идеи и установки аналитической юриспруденции нашли свое обоснование и развитие в утилитаризме Бентама, «философии позитивного права» Остина, «чистом учении о праве» Кельзена, учении Харта о первичных и вторичных правовых институтах, в трудах русских представителей юридического позитивизма (Г.Шершеневич) и неопозитивизма (В.Д.Катков). Возникновение юридического позитивизма обычно связывают с именем Дж.Остина. в курсе лекций «Определение предмета юриспруденции» Дж. Остин обосновал утилитаристский тезис Бентама (право-повеление суверена), совмещая методологические посылки утилитаризма и позитивизма и делал акцент на эмпирических особенностях права (право как факт). Эмпирическое познание предполагает чисто юридические критерии, обособленные от моральных оценок права, присущих естественноправовой традиции. Право, по Остину, - относительно определенная, обозреваемая совокупность правил (норм). Источником права является суверенная власть, причем важнейшей для нормального функционирования права и самой суверенной власти выступает привычка большинства к повиновению суверену. Суверен выступает воплощением всевластного учреждения, а норма права – правилом властного принуждения, «правилом, установленным одним разумным существом, имеющим власть над другим разумным существом, для руководства им». Приказ суверена, снабженный санкцией, и есть, по сути дела, правовая норма (норма позитивного закона).
Норма получает юридический характер только в том случае, когда некто, обладающий необходимыми властными возможностями, в состоянии придать ей обязывающую силу принуждения под угрозой причинить вред нарушителю данной нормы.
Санкции, установленные позитивным законом, имеют характер юридический и политический одновременно, поскольку они реализуются на практике данным политическим сообществом в принудительном порядке. В этом смысле право является приказом суверена, устанавливающим обязанности и находящим гарантии их реализации в политических (государственных) санкциях и принуждении. Дж.Остин не признавал естественноправовых элементов и принципов обоснования и признания прав личности. в этом плане он близок Гуго и Савиньи.
Дж.Остин связал природу права с приказом правителя («кому подчиняются, тот и суверен»), тем самым легитимировав правотворчество любой власти.
Позитивистский тезис «закон есть закон» означал негативное отношение к естественным и неотчуждаемым правам, любым конструкциям, признающим, что существует более разумное право и государство, являющие собой эталон для сопоставления. Право в широком смысле слова включает в себя естественное право, позитивное право и позитивную мораль. По мнению представителей школы, нельзя отнести к праву правила, установленные лицами и учреждениями, не являющимися суверенными; установленные общественным мнением ( к их числу относятся нормы международного права, правила моды, этикета, законы чести). все это – позитивная мораль. Между позитивным правом и моралью, а также религией существует противоречие, которое должен учитывать всякий законодатель