Глава 2. Функции правовой системы, права и структуры в праве
§1.Общие вопросы соотношения функций и структур в праве
Соотношение функций и структур в правовой надстройке и праве всегда было в той или иной мере предметом исследования в юридической науке, в том числе и в советское время. Однако настороженное отношение к функциональному методу со стороны официальной идеологии приводило к искусственному сдерживанию функционально-структурного подхода в изучении правовых явлений'. И лишь в последние годы этот метод получает объективную оценку и плодотворное развитие, что может обеспечить успехи в выявлении закономерностей соотношения функций и структур, реализующих их в правовой сфере.
Ранее вопросы соотношения функций и структур затрагивались, как правило, лишь в связи с упоминанием диалектического принципа взаимосвязи всех анализируемых явлений. Но уже в 1986 г. в предисловии к сборнику научных трудов по методологическим проблемам М.Н. Марченко писал: «В настоящее время ... уже нельзя ограничиваться применением только традиционных логико-дедуктивного и сравнительно-исторических методов. В юридическом анализе необходимо шире использовать системно-структурный, структурно-функциональный, информационный, математический и кибернетический подходы»2. Этот призыв не остался без внимания. В исследованиях юристов действительно чаще стали применять указанные подходы.
Встречающиеся при этом трудности, помимо прочего, обусловлены тем, что в науках естественных (например биологии) принято упор делать прежде всего на то, что структура в целом выполняет оп-
' Интересно отметить, что даже в специальных исследованиях, посвященных методологии юридической науки, функциональный или функционально-структурный метод зачастую не упоминался. См., напр.: Казимирчук В.П. Право и методы его изучения. М., 1965. Денисов А.И. Методологические проблемы теории государства и права. М., 1975; и др. 2 Методологические и теоретические проблемы юридической науки / Под ред. М.Н.Марченко М., 1986. С. 4. 62
ределенную функцию'. В науках же гуманитарных (философии, социологии) утвердился иной подход, соответствующий особенностям понимания данных категорий специалистами этих областей знания.
Так, отмечено, что в философии понятие «функция» используется для характеристики проявления свойств какого-либо объекта в данной системе отношений, что функция есть результат взаимодействия данного объекта с другими явлениями и функциональный подход необходим прежде всего для анализа сложных динамических систем2.
Поэтому в общественных науках функциональный подход означает прежде всего расчленение известного целого на элементы по выполняемым ими функциям. Причем функциональный и структурный подходы неотделимы друг от друга. А оба вместе они выступают как элементы системного подхода3, или, другими словами, составляют содержание структурно-функционального метода4.
С.С.Алексеев охарактеризовал данный метод как структурно-функциональный подход на основе системного анализа5.
С использованием этого метода связан, например, подробный анализ в литературе функций и структуры правосознания и правового мышления6, правовой науки, юридической нормы и ряда других явлений. Но, пожалуй, самую большую историю структурно-функциональный подход имеет применительно к праву и правовой системе.
Интересно отметить, что в русской литературе впервые, насколько удалось выяснить, мысль об определяющем влиянии функций права на его структуру была высказана еще М.М.Сперанским. Он писал, что в зависимости от роли все законы должны быть подразделены на определительные и охранительные. Определительные - те, которые устанавливают положительные права и обязанности; охранительные -те, которые устанавливают ответственность. Причем последние долж-
' Карпинская Р.С. О структуре и функции живого на молекулярном уровне // Вопросы философии. 1963. № 8; Меерсон Ф.З. Диалектическое единство функции и структуры // Там же. 1964.№ 11 и др.
Лубенченко К.Д., Матюхин А.А. О Функциональном подходе к исследованию социалистического права // Методологические и теоретические проблемы 'оридической науки. С. 5-6.
Руткевич М.Н. Диалектический материализм. М., 1973. С. 474. Проблемы теории государства и права / Под ред. С.С.Алексеева М., 1979.
с.зз.
Алексеев С.С. Право. Опыт комплексного исследования. С. 172. Из самых последних работ см.: Баранов П.П., Овчинников А.И. Место и роль "Равового мышления в духовном мире людей // Юристь-Правоведъ. 2000.№ 1. 63
ны подразделяться на два вида - предохранительные (полицейские) и уголовные'.
В советской литературе мысль о том, что функциональный подход к праву позволяет выделить в его структуре два главных подразделения - регулятивное и деликтное право, - была высказана АА.Ушаковым еще в 1958г.2 Позднее он развивал ее в целом ряде работ3.
Это положение было поддержано и развито в работах С.С.Алексеева, который также считает, что идеальную структуру правовой системы составляют две основные подсистемы: регулятивная и охранительная4. И хотя в упоминавшейся здесь неоднократно недавно опубликованной его работе по комплексному исследованию права об этом прямо не говорится, но наличие регулятивных и охранительных норм не отрицается.
И все-таки, несмотря на то, что эти идеи получили закрепление в ряде последних учебников по теории государства и права5, они нуждаются в развитии по нескольким направлениям.
Одно из таких направлений состоит в следующем. Практически все работы по функциональному подходу к праву и правовой системе исходят прежде всего из того, что функция какой-либо группы норм определяетих существование как самостоятельного структурного подразделения6.
Несомненно, что становление функций той или иной группы норм оказывает влияние на процесс формирования ее как элемента системы, ее самостоятельного структурного подразделения. Но функциональное единство известно для таких групп норм, выделение кото-
' Сперанский М.М. Обозрение исторических сведений о Своде законов. СПб., 1833. С.122.
2 Ушаков А.А. К вопросу о системе советского права // Учен, зап. Перм. ун-та.. 1958. Т. 14, кн. 4,ч. 1
3 См., напр.: Ушаков А.А. О функциональной и федеративной структуре системы советского общенародного права // Государство, право, законность. Пермь. 1973. Вып. 4.
4 Алексеев С.С. Структура советского права. М., 1975. С. 213.
5 См., напр.: Общаятеория государстваи права. Академический курс. Т. 2. С.221.
6 См.: Алексеев С.С. Структура советского права. С. 213; Веденеев Ю.А. О применении системного подхода в исследовании права // Проблемы государства и права: Тр. ИГП АН. М., 1974. Вып. 9. С. 57-58; Яковлев В.Ф. Граждан-скоправовой метод регулирования общественных отношений. Свердловск, 1972. С. 16 и др. 64
рых в отдельную общность на уровне отрасли или института даже в самом отдаленном будущем вряд ли возможно.
Общепризнанно, например, наличие дефинитивных норм, описаны их функции, но пока нет и, надо полагать, не последует предложений о выделении "дефинитивного права". Скорее всего не последует и предложений о признании "оперативного" права на том основании, что многие теоретики выделяют самостоятельный вид правовых норм со специфическими функциями - оперативные нормы. Очевидно, это не случайно.
Видимо, далеко не всякая функциональная связь между правовыми нормами, а также между нормами и регулируемыми правом общественными отношениями является структурообразующей. Функциональные связи между правовыми нормами, как уже отмечено, подробно проанализированы в литературе. Доказано, в частности, что функциональная специализация норм находит выражение в существовании охранительных, процессуальных, коллизионных, дефинитивных, рекомендательных и некоторых других предписаний, что она предопределяет функциональные связи норм, цементирует институты, отрасли права, придает им качество единых подразделений системы права*.
Но вопрос о том, почему та или иная функциональная связь носит характер структурообразующей, а другая - нет, обычно не ставится.
Обращение к философской литературе показывает, что в анализе общественных явлений понятие функций используется в двух значениях: во-первых, под функцией понимается та роль, которую играет определенный социальный институт или процесс по отношению к известному целому: во-вторых, функция означает зависимость, которая наблюдается между различными компонентами единого социального процесса2. Учет этого обстоятельства приводит к выводу, что прежде всего в первом своем значении функции права определяют элементы его структуры.
Так, функциональная связь между регулятивными и охранительными нормами относится к зависимости, которая определяется функцией права как целого явления по отношению к общественным
См.: Черданцев А.Ф. Системообразующие связи права // Советское государство и право. 1974.№ 8. С. 13.
Философская энциклопедия. М., 1970. Т. 5.С. 419. Близкий характер носят Рассуждения о внутренних и приложенных (внешних) функциональных свя-^х. См.: Крымский С.Б. О понятиях система и структура // Целостность и Пологая. Киев, 1968. С. 52.
связям. Поэтому мы и вправе поставить вопрос о существовании таких относительно самостоятельных структурных подразделениях системы права, как регулятивная и охранительная подсистемы. Не потому, что регулятивные и охранительные функции выполняют определенные группы норм, хотя это и имеет место, а потому, что право в целом выполняет соответствующие функции.
Такова же, очевидно, природа функциональных связей между материальными и процессуальными нормами. Выше уже отмечено, что в современном правоведении получила распространение концепция, в соответствии с которой каждая отрасль материального права имеет соответствующие процессуальные нормы с самой различной степенью обособления. Но все они имеют определенную самостоятельность по отношению к отраслям материального права'. Эти соображения могут быть подкреплены и некоторыми положениями, вытекающими из функционального подхода к праву.
Так, регулятивная функция права имеет статический и динамический аспекты. Первый связан с закреплением общественных отношений в правовых нормах и институтах, второй - с оформлением движения правовых связей. Статический аспект охватывает закрепление в правовых нормах правосубъектности, правового статуса, формулирование составов правомерных действий и поступков. Динамический аспект предусматривает мотивацию субъектов на реальную деятельность в сфере права путем закрепления их субъективных прав и обязанностей в конкретных ситуациях.
Думается, что существование статического и динамического аспектов, как об этом уже сказано, характеризует не только регулятивную функцию, но оно должно быть признано и применительно к охранительной. И есть все основания предположить, что наличие в праве материальных и процессуальных норм связано напрямую с существованием статического и динамического моментов в реализации регулятивной и охранительной функций права.
Причем опять же следует заметить, что выделение процессуальных отраслей и институтов связано прежде всего не с тем, что нормы, составляющие соответствующие подразделения, выполняют процессуальные функции, а с закреплением в праве в целом статического и динамического моментов в развитии общественных отношений.
В последние годы, на наш взгляд, заслуженно уделяется внимание в науке проблеме частного и публичного права.
' Наиболее значимые аспекты этой проблемысм.: Юридическая процессуальная форма / Под ред. П.Е.Недбайло, В.М.Горшенева. М., 1976. С. 40; Теория юридического процесса/Под ред. В.М.Горшенева. Харьков, 1985. С.163-164. 66
Представляется, что эти два структурных подразделения, которым пока еще не предложено общепризнанного наименования, тоже связаны с функциональной характеристикой права и правовой системы. В самом деле, существование публично-правовой сферы вызывается- функцией обеспечения деятельности государства и его властных институтов. Соответственно она и представлена прежде всего конституционным и административным правом.
Частноправовая сфера связана с функцией обеспечения свободного развития личности, самостоятельного определения условий своего существования. Поэтому она и представлена прежде всего гражданским правом, где представлены диспозитивность, юридическое равенство субъектов, координация их воли и интересов. ' '
И опять же право в целом призвано гармонизировать интересы общества, которое представляет государство, и интересы личности, индивида, обеспечить воспроизводство данной социальной системы;
то есть право выполняет общесоциальную функцию, о которой речь уже шла выше. А обеспечение интересов государства и личности -функции права другого уровня, влияющие уже на структуру собственно публичного и частного права. Впрочем, этот аспект нуждается в отдельном исследовании.
Положение о структурообразующем характере функциональных связей права, связанных с его ролью как единого явления по отношению к известному целому, относится и к анализу значения права для различных сфер общественной жизни. Здесь речь идет об упоминавшихся выше так называемых социальных функциях права. Влияние их на структуру права очевидно и в современной литературе никем не оспаривается. Однако их роль оценивается далеко не одинаково.
Прежде всего она исследуется через анализ таких категорий, как предмет и метод правового регулирования. Спору нет. Конечно, функции права по отношению к тем или иным разновидностям не могут не влиять на метод, выбираемый государством. Да и сам характер отношений, возможно, влияет в той или иной мере на функции права по отношению к ним.
Но рискнем предположить, что социальные функции и сами непосредственно влияют и даже во многом определяют структуру права. Достаточно напомнить, что возникновение новых, ныне общепризнанных отраслей права, таких как трудовое, экологическое и ряд других, несомненно, прежде всего связано с необходимостью решения новых задач в социальной сфере и возникновением в связи с этим у права новых социальных функций.
Причем это влияние на структуру законодательства и систему права происходит не через изменения в предмете и методе правового регулирования, а непосредственно через обособление соответствующих функций права и правового регулирования в целом. Более подробное обоснование этого положения еще предстоит. Однако надо отметить, что такой вывод уже сформулирован в отечественной литературе.
Так, известный исследователь системных связей в праве Л.Б.Тиунова пишет, что ни предмет, ни метод, ни порознь, ни вместе не дают возможности выделить с достаточным основанием даже основные современные отрасли права. Выделение и признание самостоятельности отраслей права она связывает прежде всего со степенью обособленности отрасли и ее развития, которые в свою очередь определяются степенью развитости и автономности соответствующей области общественного бытия и потребностью в ее правовом опосредо-вании'.
Но развитость и автономность области общественного бытия и потребность в ее правовом опосредовании как раз и возникает тогда, когда у права появляется соответствующая функция, определяемая целью, потребностями развития общества и государства. В основе появления отрасли лежит, таким образом, появление соответствующей функции права.
Интересно, что, исследуя структуру права в другом аспекте, с точки зрения необходимости выделения публичного и частного права, Л.Б.Тиунова прямо пишет, что их обособление предопределено спецификой функционирования права, наличием имманентной праву социальной функции, порождающей присущую ему структуру любой развитой правовой системы2.
Конечно, анализ влияния функций права на его структуру является делом весьма трудным. Особенно если учесть, что выполняемые правом функции, как уже отмечено, чрезвычайно многообразны и на сегодняшний день выявлены далеко не все.
С другой стороны, несомненно, на структуру права влияет немало других факторов. Отметим, например, такие: закономерности исторического плана, традиции, генетические связи между отраслями, структура государства и его органов, необходимость скорейшего решения определенных практических проблем, субъективные факторы, в
' Тиунова Л.Б. Системные связи правовой действительности: Методология и теория. СПб., 1991.С.95. 2 Там же. С. 106. 68
частности, даже взгляды тех, кто готовит проекты нормативных актов, и тех, в ком персонифицируется законодатель и др.
Но среди всех факторов, как представляется, функциональная характеристика права при анализе его структуры должна играть решающую роль.
Разумеется, полный анализ роли функций права для его структуры по силам только юридической науке .в целом. Он должен быть итогом рассмотрения влияния функционального подхода в разных сферах правового регулирования, на разных этапах развития, вычленения роли других факторов и т.д.
В качестве общих положений о соотношении функций и структур можно предложить ряд идей, вытекающих из выводов философии, сделанных при анализе других явлений.
Так, прежде всего надо отметить, что существуют функции различных уровней. Каждому уровню функций соответствует определенная структура (структура определенного уровня). Причем между уровнями существует самая тесная взаимосвязь. Каждая функция остается частью уже имеющейся более общей функции.
В процессе развития каждая вновь возникающая функция служит другой более общей, более существенной функции, та,-в свою очередь, соответствует другой, еще более общей и т. д. до первичной функции'.
Если распространить эти соображения на предмет нашего исследования, то можно отметить, что самой общей функцией правовой системы можно назвать внесение организующего начала в общественные отношения с целью сохранения и стабилизации существующей социальной общности. Эта функция, скорее всего, принадлежит в целом обществу как системе и определяет его структуру, в том числе существование подсистемы нормативного регулирования и ее разновидностей: моральной, правовой, религиозной и др.
Эта функция конкретизируется более частными, определяющими структуру правовой системы. Анализ функций правовой системы должен помочь выявить более точно ее структуру, которая на сегодняшний день продолжает оставаться во многом дискуссионной.
Однозначно признано лишь, что входящие в правовую систему компоненты не одинаковы по своему значению, но представляют собой не случайный конгломерат разнородных и не связанных друг с
Сетров М.И. Основы функциональной теории организации. М., 1972. С. 39.
другом элементов, а сложное, динамическое, многоуровневое образование'.
Относительно структуры правовой системы существует большой разброс мнений. Так, Н.И.Матузов выделяет такие элементы правовой системы, как нормативный, правообразующий, научный, статический, динамический, блок прав и обязанностей и др.2 С.С.Алексеев выделяет в правовой системе собственно объективное (позитивное) право, правовую идеологию, судебную (юридическую) практику3. Л.Б.Тиунова, отмечая, что элементный состав, структура любой системы непосредственно связаны с ее функционированием, что элементами правовой системы могут быть лишь такие подсистемы, которые во взаимодействии образуют структуру, непосредственно вытекающую из социальной функции данного комплекса, полагает, что правовая система состоит из трех элементов: сознания, деятельности и правил поведения4.
Думается, что этот взгляд (а он весьма близок, если не совпадает полностью, с мнением С.С.Алексеева) в большей степени соответствует истине, ибо он предполагает, что правовая система, несомненно, осуществляет воспитательную функцию, объектом воздействия которой является сознание. Что же касается регулятивной и охранительной функций правовой системы, то их реализация, видимо, связана с дальнейшей конкретизацией общесоциальной функции, но уже в рамках других подсистем.
Впрочем, выделение среди элементов правовой системы деятельности норм, а также признаваемых многими таких элементов, как индивидуальные акты, правоотношения, права и обязанности участников общественной жизни и ряда других, также связано с дальнейшей конкретизацией функций правового регулирования и права. Но даже попытаться описать всю картину вряд ли возможно. Ибо она сложна, многомерна.
Пока мы с известной определенностью сделали вывод, что функция внесения организующего начала в жизнь общества, порождающая существование подсистем регулирования, реализуется в рамках правовой системы в функцию стабилизации общественной жизни, реализуемую через сознание и деятельность в правовой сфере. Соот-
' Теория государства и права / Под ред. Н.И.Матузова, А.В.Малько М., 2000. С. 180.
2 Там же. С. 179.
3 Алексеев С.С. Право. Опыт комплексного исследования. М.,1999. С. 47.
4 Тиунова Л.Б. О системном подходе к праву // Советское государство и право.
1986. № 10. С. 49.
ветственно можно говорить о воспитательной и регулирующей (собственно регулирующей и охранительной) функциях правовой системы, связанных с существованием таких элементов, как сознание и деятельность.
Следующим уровнем будет уровень функций элементов правовой системы. Эти функции, конкретизируя функции правовой системы, определяют в свою очередь структуру каждого ее элемента: правосознания, права, правовых актов, процесса правотворчества и правоприменения и т.д. Возможно, и здесь дело не ограничивается одним уровнем, поскольку, например, могут существовать функции права различных уровней.
Так, право имеет, как известно, и собственно правовые функции (например, регулятивную и охранительную), и функции, определяемые его ролью по отношению к существующим сферам общественной жизни (экономическая, социальная, духовная и др.). Каждый из этих уровней оказывает воздействие на структуру права. На структуру, вытекающую из функций права как регулятора поведения, налагается структура, определяемая ролью права в отношении разных сфер жизни общества.
Кроме того, особенности реализации регулирующей функции, связанные с закреплением в первую очередь либо общих, либо частных интересов, а также сочетание стабильности (статический момент) и развития (динамический момент) в свою очередь влияют на существующие функции и, следовательно, на структуру. Причем это'влияние распространяется не только на право в целом, но и на другие элементы правовой системы*.
Далее, существуют функции отрасли права, института, нормы, определяющие соответствующие структуры и являющиеся последовательной конкретизацией функций правовой системы и права. Причем эта конкретизация может быть как по линии особенностей правового воздействия, что влияет, например, на характер прав и обязанностей, ответственности, так и по линии особенностей, вызываемых какими-то иными факторами, в том числе случайными и субъективными.
В связи с этим надо отметить наличие известных пределов для конкретизации. Ибо систему (в том числе и правовую) и ее подсистемы нельзя дробить до бесконечности, не разрушая ее целостности2.
Так, скорее всего, именно с этим обстоятельством могут быть связаны случаи, когда при помощи издания правовых актов пытаются решить проблемы, которые еще «не созрели» для правового оформле-
ТиуноваЛ.Б. Системные связи правовой действительности. С. 106. Тиунова Л.Б. О системном подходе к праву. С. 49.
ния, не имеют адекватного юридического выражения. Это может касаться и сферы экономики, когда, например, в правовые формы облекаются волюнтаристские идеи и предложения, и социальной и духовной области, когда в законах пытаются отразить разного рода чаяния и пожелания, которые отнюдь не обеспечены необходимыми экономическими возможностями и ресурсами.
В этих случаях, видимо, имеет место попытка неоправданного дробления задач и функций, которым объективно не могут соответствовать эффективно работающие структуры.
Положением, имеющим общее значение, является также вывод об определяющем характере влияния функций на структуру в процессе их диалектического взаимодействия. Принято считать, что функция изменяется несоизмеримо быстрее, чем определяемая ею структура, которая значительно более консервативна. Изменения в функциях влекут за собою изменения в структуре. Но они происходят не автоматически, а постепенно, путем преодоления противоречий между новыми функциями и старой структурой. Причем отмечается, что закономерно приводят к более или менее глубоким изменениям в структуре изменения в функциях, вызванные факторами внешней по отношению к данной системе среды'.
Таким образом, роль функций заключается в содействии сохранению и целостности системы2. Однако полного соответствия между функциями и структурой на каждый данный момент быть не может3.
Эти положения могут быть проиллюстрированы примерами из правовой области. Так, появление новых отраслей права, несомненно, связано с возникновением у права и правового регулирования новых функций. Об этом уже говорилось выше, когда приводились случаи возникновения ряда новых отраслей в российской правовой системе. Можно добавить еще и примеры становления в новых условиях таможенного, бюджетного, космического и ряда других правовых институтов, подотраслей или отраслей законодательства и права. Причем эти
' Меерсон Ф.З. Указ. соч. С. 66-67; Карпинская Р.С. Указ. соч. С. 113; Веденов М. В., Кремянский В.И. Соотношение структуры и функции в живой природе. М.,1966. С.47.
2 Чупина Г.А. Специфика функционального подхода к знаку и языку // Философские науки. 1975. X" 1. С.50.
3 Крымский С.Б. Указ. соч. С. 59-60. 72
изменения и вызываются внешнимипо отношению к праву факторами'.
Многочисленные споры, которые сейчас ведутся в связи с возможностями признания той или иной отрасли права или законодательства как раз и иллюстрируют положение о постепенном характере изменений, влиянии многих факторов на процесс, в том числе и тех, которые свидетельствуют о сопротивлении системы изменениям, о случайном характере некоторых выявляемых как будто бы объективных и важных новых задачах и функциях права.
Из сказанного следует сделать однозначный вывод: проблемы структуры как правовой системы, так и системы права и системы законодательства нельзя решать в отрыве от анализа функций права и правовой системы. Вопросы развития новых отраслей законодательства и отраслей права, изменения соотношения между отраслями, проблемы так называемых комплексных отраслей - все это можно анализировать лишь с учетом выполняемых правом функций, на основе положений системно-структурного подхода.
Так, выше уже упоминалось о необходимости учета через анализ социальных и экономических функций правовой системы целей, которые законодатель может ставить перед нормами права, направленности интереса законодателя на достижение конкретного результата. Тем более, что примеры описания влияния целей на функционирование системы и ее структуру, роли результата на признание эффективности существующих структур имеются в философии и других областях знания2.
Особый интерес могут представить выводы о характере сложных систем, содержащиеся в работах известного исследователя М.С.Кагана. Так, он отмечает необходимость анализировать системы в статике и в динамике. Динамический аспект рассматривает и как функционирование системы, и как ее развитие (возникновение, становление, эволюционирование, разрушение). В соответствии с этим представление о сложнодинамической системе требует сопряжения трех плоскостей ее исследования - предметной, функциональной и
На определяющее значение внешних факторов в функционировании правовой системы указывает и Л.Б. Тиунова. См.: Тиунова Л.Б. Системные связи правовой действительности. С. 62.
Шепель В.М. Социальное управление производственным коллективом. М., 1976. С 25; Анохин П.К. Философские аспекты теории функциональной системы // Вопросы философии. 1971. № 3. С. 57.
исторической, посколькуони оказываются необходимыми и достаточными для системного подхода'.
Далее автор пишет, что описание элементов системы и ее структуры, взаимодействия с внешней средой еще ничего не говорит нам о ее происхождении, развитии и перспективах существования. Вот почему применительно к исследованию социальных объектов системный подход требует скрещения описанных аспектов анализа с его историческим аспектом2.
Эти выводы совершенно определенно применимы при анализе, например, действующей системы права, ибо при этом явно недостаточно опираться лишь на характеристику функций, выполняемых правовыми нормами, следует, как уже отмечено выше, учитывать генетические связи возникающих структурных подразделений, заинтересованность общества в решении определенных практических проблем, возможно, степень подготовленности правотворческих и правоприме-нительных органов государства к работе в новых условиях, некоторые субъективные факторы.
Анализ действующей правовой системы тоже не может ограничиваться изучением ее функций и структуры. Здесь не менее важно изучить взаимодействие элементов правовой системы, их историческую связь с элементами предшествующих правовых систем, имевших место в данном государстве, взаимодействие правовой системы и иных систем нормативного регулирования в данном обществе, причем с учетом исторического аспекта.
Как пишет современный исследователь, в другие времена и у других народов системообразующими факторами могут быть иные общественно значимые явления и состояния, религиозные убеждения, этнокультурные влияния. Это относится, например, к системам права в мусульманских странах.
Конечный его вывод о наличии многих системообразующих факторов, действующих по-разному в тех или иных обществах, как самостоятельно, обособленно, так и в совокупности, в комплексе, представляется весьма важным и убедительным3.
Сделанные нами выводы об определяющем влиянии функций на структуру правовых явлений, их многоуровневом характере, необходимости учета при анализе целого ряда других факторов, генетических и исторических связей должны помочь в анализе соотношения регулятивной и охранительной подсистем правового регулирования, публич-
' Каган М.С. Системный подход и гуманитарное знание. Л., 1991. С. 20-21
2 Там же. С. 23.
3 Венгеров А.Б. Теория государства и права. М., 1998. С. 448-449 74
|| ного и частного права, проблем отраслевой дифференциации норм права, структуры отдельных отраслей права и отраслей законодательства, в решении ряда других вопросов.