История происхождения и развития муниципального заказа и торгов
Содержание
Введение……………………………………………………………………….......…4
1.Теоретические основы муниципального заказа и организации торгов
1.1 История происхождения и развития муниципального заказа и торгов……...6
1.2 Понятие и сущность муниципального заказа………………………………….9
1.3 Способы размещения муниципальных заказов……………………………....13
2. Анализ социально-экономической ситуации в Управлении муниципального заказа и организации торгов Администрации города Омска
2.1 Общая характеристика Управления муниципального заказа и организации торгов Администрации города Омска…………………………………………….19
2.2 Анализ кадрового потенциала Управления муниципального заказа и организации торгов Администрации города Омска……………………………..21
2.3 Сравнительный анализ показателей объема размещенного муниципального заказа …………………………………………………………………………….…25
Заключение…………………………………………………………………………31
Библиографический список……………………………………………………….32
Приложения
Введение
Одной из основных функций публичной власти как государственной, так и муниципальной является предоставление населению социально значимых товаров и услуг. Реализуя эту функцию, власть выступает в интересах всего населения территории и использует средства бюджетов соответствующих уровней.
Во всем мире основным способом реализации сервисных функций публичной власти является формирование и размещение государственного и муниципального заказов. При этом формирование и размещение осуществляется публично, в строгом соответствии с законодательно установленными процедурами. Весь процесс является прозрачным и предполагает возможность доступа любого хозяйствующего субъекта к получению такого заказа.
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что ресурсы любого муниципального образования всегда ограниченны, поэтому при формировании бюджета следует учитывать приоритетные направления, отражающие стратегические цели и задачи муниципальной бюджетной политики.
Принцип сбалансированности местных бюджетов предусматривает не только рост их доходной части, но и снижение расходов. В связи с этим, особое значение приобретает проблема разработки и внедрения новых методов государственного и муниципального управления, позволяющих наиболее эффективно распоряжаться бюджетными средствами. В этих целях часто используют муниципальный заказ, который позволяет внедрить начала в процесс осуществления расходов муниципальных образований.
Объект исследования – Управление муниципального заказа и организации торгов Администрации города Омска.
Предмет исследования - социально-экономическая ситуация в Управлении муниципального заказа и организации торгов Администрации города Омска.
Задачи исследования:
- раскрыть теоретические основы муниципального заказа и организации торгов;
- рассмотреть понятие и сущность муниципального заказа, способы размещения муниципального заказа, порядок и организация проведения торгов;
- дать общую характеристику Управления муниципального заказа и организации торгов Администрации города Омска;
- провести анализ кадрового потенциала Управления муниципального заказа и организации торгов Администрации города Омска и сделать сравнительный анализ показателей объема размещенного муниципального заказа.
Задачи преддипломной практики:
- анализ и изучение необходимой теоретической и статистической информации;
- сбор необходимой информации по результатам деятельности объекта исследования, выбранного для прохождения практики;
- ознакомление с Федеральными законами, нормативными актами государственной власти и местного самоуправления, регламентирующие деятельность организации;
- обоснование темы дипломной работы и целесообразность ее разработки.
Теоретические основы муниципального заказа и организации торгов
История происхождения и развития муниципального заказа и торгов
Существующий ныне порядок государственных закупок России - результат сложных преобразований и изменений, отразивших все коллизии истории Российского государства.
Сами по себе государственные закупки имеют давнюю историю в России.
Ещё в 1654 году царь Алексей Михайлович издал указ о подрядной цене на доставку в Смоленск муки и сухарей, что и стало началом истории государственных закупок в России. При Петре Алексеевиче (будущий Петр I Великий) появились первые прообразы публичных торгов и акты, регламентирующие их. Усовершенствование российского законодательства в сфере государственных закупок происходило вплоть, до 1900 года, когда появилось «Положение о подрядах и поставках».
После 1917 года, в период гражданской войны и становления Советской власти до 1921 года не было никакой необходимости в публичных торгах на государственные поставки и подряды. В некоторых областях экономики, была провозглашена Новая экономическая политика (НЭП), которая вскоре свернулась в связи с созданием жёсткой централизованной системы управления экономикой. После 1930 года торги уже не проводились, хотя их никто официально не отменял.
Вновь конкурсные торги начинают проводиться лишь через 70 лет. В 1997 году был принят Указ Президента от 08.04.1997 № 305 «О первоочередных мерах по предотвращению коррупции и сокращению бюджетных расходов при организации закупки продукции для государственных нужд», который утвердил «Положение об организации закупок товаров, работ и услуг для государственных нужд». В соответствии с этими документами определялся способ, порядок и процедуры закупок для государственных нужд, а также вводились понятия государственных заказчиков и технология проведения конкурсных и внеконкурсных процедур для размещения государственного заказа, а также требования к обеспечению доступности всей относящейся к закупкам информации для всех потенциальных участников, а также общественности, включая обязательные публикации соответствующих нормативных актов, извещений о закупках, условиях конкурсов, информации об их результатах и т.п.
Руководителем ФАС И. Артемьевым и министром экономического развития и торговли Г. Грефом была инициирована следующая реформа государственных закупок, которая получила большую политическую поддержку и привела к принятию Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».
Закон № 94-ФЗ принципиально изменил систему госзаказа и в первую очередь был нацелен на борьбу с коррупцией.
Ключевыми характеристиками данного закона являлись:
- открытость и прозрачность, выражающаяся в обязательности размещения в сети Интернет всей информации о размещении заказов, ведении реестра недобросовестных поставщиков;
- создание условий для конкуренции на торгах, которое выразилось в установлении закрытого перечня требований к участникам торгов, закрытого перечня случаев размещения заказа у единственного поставщика, установлении требований о неизменности условий заключенных контрактов, а также установлении административной процедуры обжалования действий заказчика.
Первые экономические эффекты от принятия таких решений – это резкое снижение стоимости закупок.
В первое время действия Закона 94-ФЗ заказчики определяли победителей, исходя из своих субъективных предпочтений и оценок, поскольку к тому времени не были установлены предельные значения критериев оценки заявок на участие в конкурсе. Данная проблема была решена путем введения процедуры проведения аукциона на размещение заказов на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства.
Одно из значимых достижений законодательства – развитие информационной инфраструктуры госзаказа, которое позволяет любому заинтересованному лицу отследить ход закупки от момента ее объявления и до завершения срока действия контракта. Создание официального сайта для размещения информации о госзаказах zakupki.gov.ru обеспечивает один из важнейших принципов Закона 94-ФЗ – открытость и прозрачность госзаказа. Благодаря данному сайту также стала общедоступна информация и о процедуре обжалования действий заказчиков, и о недобросовестном исполнении обязательств поставщиками. Однако до сих пор не разработан функционал, который позволял бы анализировать накопленную на сайте информацию о проводимых торгах, об участниках, о динамике цен на закупаемые товары и услуги.
Законом № 94-ФЗ предусмотрена жесткая экономическая мотивация исполнителей контракта выполнять обязательства по государственным и муниципальным контрактам добросовестно, которая выражается в установлении требования внесения денежных средств в качестве обеспечения заявки и исполнения контракта.
С принятием последующих Законов: «О государственном материальном резерве» (№ 79-ФЗ от 29.12.1994 г.) и «О государственном оборонном заказе» (№ 213-ФЗ от 27.12.1995 г.) с последующими Постановлениями Правительства РФ, была сформирована нормативно-правовая база государственных закупок Российской Федерации, которая дополнялась в последующие годы (приложение 2).
Зарождение государственных закупок началось еще в 17 веке. Формирование происходило в несколько этапов. Основным нормативно-правовым документом стал Федеральный закон от 21.07.2005 N 94-ФЗ (ред. от 30.12.2012) "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.01.2013).