Классификация полномочий главы государства
Глава государства - это такая государственно-правовая и политическая фигура, которая имеет присущую только ей специфику и характерные черты, а также полномочия.
1) Наиболее универсальными и характерными полномочиями является представительские функции (функции представительства) т.е обычаи, правила и нормы, согласно которым глава государства представляет свою страну во внутренних и внешних отношениях. Глава государства председательствует на различных торжественных церемониях, на праздновании национальных праздников, он обращается с посланием к народу по поводу знаменательных дат или важных событий. Имеет право проводить переговоры, подписывать международные договоры и соглашения.
2) Вторую группу полномочий можно обозначить как полномочия главы государства в сфере государственного управления. Эти полномочия можно расшифровать так: глава государства, так или иначе, участвует в назначении правительства и в его отставке, то есть в формировании исполнительной власти. Это право может быть реальным или номинальным. В парламентарных республиках и монархиях глава государства обязан (согласно закону, обычаю) назначить премьер-министром, главой правительства лицо, пользующееся доверием парламента. Как правило, это лидер партии, победившей на выборах. Классическим примером является Великобритания.
3) Следующая важнейшая группа полномочий может быть обозначена как полномочия главы государства, связанные с деятельностью парламента в законодательной сфере. Глава государства в некоторых странах имеет право созывать парламент на очередные или внеочередные сессии, открывать или закрывать сессию, в ряде случаев распускать палату или обе палаты и назначать новые парламентские выборы.[19]
4) Полномочия главы государства, которые есть практически у любого главы государства - это право издания различных нормативных и ненормативных (имеющих персональный характер) актов. Эти акты могут называться декретам, прокламациями, исполнительными приказами. В парламентарных республиках и монархиях акты, издаваемые от имени главы государства, практически всегда являются актами правительства, который использует главу государства, чтобы оформить свои акты его именем. В президентских республиках и дуалистических монархиях акты главы государства имеют вполне самостоятельный характер, и глава государства, наделенный правительственной властью, - это важный творец права.
5) Важная часть полномочий главы государства - это военная сфера. В большинстве стран мира формально (юридически) глава государства провозглашается верховным главнокомандующим. Конституции многих стран предусматривать среди важнейших обязанностей президента обеспечение независимости, суверенитета и безопасности своего государства.
6) Следующая группа полномочий принадлежит главе государства в сфере правосудия или в судебной сфере. К ним относится назначение на высшие судебные должности, хотя это может быть отнесено также к сфере государственного управления.
7) Стоит назвать еще одну специфическую группу полномочий, которая, как правило, не называется и не выделяется среди других. Но это очень важная группа полномочий ее можно назвать полномочиями главы государства в сфере определения экономического курса страны, в сфере выбора экономических решений. Это очень значимые полномочия, особенно для современного мира.[20]
8) Существует не менее актуальная группа отношений, которые именуют полномочиями главы государства в сфере личного статуса. Речь идет о полномочиях, касающихся отдельных граждан. Это награждение орденами и медалями, присвоение различных званий, предоставление гражданства. Глава государства во многих странах мира решает вопросы о предоставлении гражданства иностранцам. Во всяком случае, в ряде стран мира от имени главы государства оно жалуется подающим просьбы о приеме. От имени главы государства лицо может быть, напротив, лишено гражданства. Актом главы государства или от его имени гражданство может быть восстановлено. Аналогичным способом может быть предоставлено политическое убежище.
9) Главе государства в большинстве случаев принадлежат определенные полномочия в сфере государственной безопасности – это проявляется в координации вопросов, связанных с разведкой, контрразведкой, борьбой с подрывными проявлениями. Главы государств часто возглавляют специальные межведомственные органы, занимающиеся этой сферой (советы национальной безопасности). При главах государств есть специальные органы, которые занимаются этими делами, помощники по национальной безопасности. Это также одна из сфер деятельности главы государства.
10) В ряде стран законодательство предоставляет главе государства право введения или назначения чрезвычайного положения. Таким образом, можно выделить группу полномочий, которые можно назвать полномочиями в сфере чрезвычайных ситуаций или чрезвычайными полномочиями главы государства. В большинстве стран эти полномочия предусмотрены либо соответствующими статьями конституции, а в некоторых странах есть специальное законодательство. В ФРГ есть целый пакет законов, посвященных чрезвычайному законодательству. Однако следует отметить, что если наступят предусмотренные этим законодательством события и в стране будет объявлено чрезвычайное положение, то во главе страны, по немецким законам, становится не Президент, а Канцлер – глава правительства, потому что ФРГ – парламентская республика.
11) Следует назвать еще одну специфическую группу полномочий, которая, как правило, не называется и не выделяется среди других. Но это очень реальная группа полномочий. Ее можно назвать полномочиями главы государства в сфере определения экономического курса страны, в сфере выбора экономических приоритетов. Это очень важные полномочия, особенно для современного мира. Выбор экономических направлений, экономической стратегии иной раз является главным стержнем предвыборной программы, главным приоритетом в деятельности того или иного кандидата на должности президента. Выбор вектора экономической стратегии часто определяет судьбу страны и его граждан на длительное время. Поэтому полномочия президента в сфере экономической стратегии следует выделить в отдельную группу. Это те полномочия, которые можно назвать полномочиями главы государства как главного экономиста. Американцы, говоря о своем президенте, говорят, что он главный дипломат, законодатель, командующий, а в данном случае, он еще и главный экономист страны.
Естественно, такие полномочия принадлежат главе государства, наделенному сильными полномочиями: это президент президентской республики или монарх абсолютной или дуалистической монархии. При парламентских формах правления президент "главным экономистом" не является.
Исходя, из вышеперечисленного можно сделать вывод о, том, что полномочия главы государства являются достаточно обширными и включают множество функции. Такими функциями являются представительские, функций в сфере государственного управления, также в военной сфере и сфере правосудия. Несмотря на многообразие существующих полномочий, они являются обязательными и неотъемлемыми для исполнения в любом государстве.