Государственное управление в эпоху дворцовых переворотов
1725—1741 гг.После смерти Петра I роль Сената как центрального органа управления начинает снижаться. В феврале 1726 г. при Екатерине I (1725—1727) был учрежден Верховный тайный совет, отобравший ряд полномочий у Сената.
Председателем Совета считалась сама императрица, а в числе семи его членов — два фаворита: Александр Меншиков и Петр Толстой. Включен в состав Совета был и представитель родовитой аристократии князь Д.М. Голицын. Верховный тайный совет стал рассматривать жалобы на действия Сената и подбирать кандидатуры сенаторов. При таком соседстве Сенат превратился в одну из коллегий, а Верховный тайный совет стал высшим учреждением в государстве, ему были подчинены три первые коллегии (Военная, Адмиралтейская и Иностранных дел), а также Сенат. Последний потерял титул правительствующего и стал называться высоким. Верховный тайный совет приобретает законодательные полномочия, законы подписываются либо императрицей (Екатериной I), либо Верховным тайным советом. Организацией Верховного тайного совета и введением в его состав представителя аристократии Екатерина I пыталась, с одной стороны, уменьшить личное влияние Меншикова, а с другой — смягчить противоречия, существовавшие между новой и старой знатью.
Органы местного управления Екатерина I стремилась удешевить и упростить. После смерти Екатерины I в 1727 г. императором согласно ее завещанию был провозглашен внук Петра I — Петр II, а к Верхов- ному тайному совету перешли функции регента.
При Петре //(1727—1730) Верховный тайный совет был пополнен до восьми членов, в его подчинение переходят коллегии. Верховный тайный совет превратился в представительство старой знати. Попытка А.Д. Меншикова стать регентом не удалась, в 1727 г. он был арестован, сослан в Сибирь, где и скончался в 1729 г.
Падение Меншикова фактически означало дворцовый переворот. Во-первых, изменился состав Верховного тайного совета, в котором из вельмож петровского времени остался только Остерман, а большинство приобрели представители аристократических семей Голицыных и Долгоруких. Во-вторых, изменилось положение Верховного тайного совета. Двенадцатилетний Петр II вскоре объявил себя полноправным правителем, этим был положен конец регентству Верховного совета. После смерти Петра II в 1730 г. Совет отдает престол Анне Иоанновне, вдове герцога Курляндского, которая принимает составленные князем Дмитрием Голицыным условия, ограничивающие ее власть и оставляющие все управление в руках Верховного тайного совета. Используя раскол в дворянской среде, Анна Иоанновна (1730—1740) упразднила этот орган в 1730 г. и приняла «самодержавство».
В 1731 г. при ее дворе «для лучшего и порядочнейшего отправления всех государственных дел» был учрежден Кабинет, состоявший из трех министров: А. Остермана, князя Черкасского, канцлера Г. И. Головкина, но фактическая власть принадлежала фавориту императрицы Э. Бирону и приближенным из прибалтийских немцев Б. Миниху и др.
В царствование Анны Иоанновны небывалых размеров достигло влияние иностранцев. Тон при дворе задавал невежественный фаворит императрицы, курляндский немец Бирон, пользующийся ее безграничным доверием. Иностранцам оказывались преимущества при назначении на доходные должности и продвижении по службе. Это вызывало протест со стороны русского дворянства.
Преемником императрицы стал сын дочери ее племянницы, трехмесячный Иван Антонович, причем регентом грудного ребенка была определена не мать, а Бирон. Переворот 8 ноября 1740 г. лишил Бирона прав регента, которыми он пользовался всего три недели. Влиятельным лицом в стране на некоторое время стал Миних, президент военной коллегии. Из-за интриг Остермана, конкурирующего с ним в борьбе за власть, Миних вынужден был уйти в отставку.
Распри между немцами ускорили падение их влияния при дворе. Во время очередного переворота, совершенного 25 ноября 1741 г. в пользу дочери Петра I — Елизаветы (1709—1761), были арестованы маленький император и его родители, а также Миних, Остерман и другие влиятельные немцы.
Количественный анализ документов высших государственных учреждений подтверждает мнение о значительной зависимости Сената от императорской власти. В ноябре—декабре 1741 г. Елизавета Петровна дала Сенату 51 указ... и получила от него 14 докладов на «высочайшее утверждение». В 1742 г. эти цифры составили 183 и 113, в 1743 г. — 129 и 54, в 1744 г. - 164 и 38 и т.д.
Религиозная политика Елизаветы определялась ее приверженностью к православию и была далека от веротерпимости. В декабре 1742 г. она издала указ о высылке из России лиц иудейского вероисповедания. Благодарную память потомства императрица снискала указом 17 мая 1744 г., который фактически отменял смертную казнь в России. Этот указ был выполнением обета, данного Елизаветой до переворота 1741 г., — «никого не казнить смертью». В ее царствование не был казнен ни один человек.
В 1743 г. при императорском дворе была создана Конференция, которая получила функции упраздненного Кабинета. В работе Конференции участвовали руководители военного и дипломатического ведомств, а также лица, специально приглашенные императрицей. Сенат продолжал играть важную роль. Были восстановлены Главный магистрат, а также Мануфактур- и Берг-коллегии, слитые ранее с Коммерц-коллегией под тем предлогом, что «одно дело в разных руках обретается».
В 1744 г. Елизавета упразднила Коллегию экономии, управлявшую недвижимостью, принадлежавшей монастырям и епархиям и разбиравшую духовные дела под надзором Сената. Функции этой светской коллегии были переданы Духовной канцелярии, непосредственно подчинявшейся Синоду. Из остальных коллегий некоторые сохранили лишь номинальную власть, как, например, Коллегия иностранных дел после возвышения Бестужева.
Подводя итоги царствования Елизаветы, историк С.Ф. Платонов (1860—1933) писал, что «идеи Елизаветы (национальные и гуманные) вообще выше ее деятельности». Он так характеризует императрицу:
Модульная единица 3.2 Российская государственность во второй половине XVIII вв.
Лекция № 6 Реформирование государственного управления при Екатерине II. Государственное управление при Павле I.