Правовой статус личности
Характеристика личности как субъекта права и правоотношений в различных отраслевых науках, прежде всего в науках цивилистического цикла, как правило, связывается не только с ее юридическими правами и обязанностями, но и с другими правовыми качествами, в первую очередь, с ее правоспособностью и дееспособностью (правосубъектностью), что в принципе, связано с осмыслением стадийности проявления прав и обязанностей личности.
Термин «правовой статус» широко применяется в правовой теории и нормативно-правовых актах. Он употребляется по отношению как к физическим, так и к юридическим лицам, органам государственной власти, субъектам Федерации и т. д.
Под правовым статусом понимается совокупность прав и свобод, обязанностей и ответственности личности, устанавливающая ее правовое положение в обществе. Вместе с тем не существует единого понимания данного термина и его содержания. Многие авторы отождествляют правовой статус с правами, свободами и обязанностями субъекта, другие считают его более широким понятием. Так, А. А. Безуглов, Е. А. Лукашева, С. А. Солдатов определяют конституционно-правовой статус человека и гражданина как систему прав, свобод и обязанностей личности, закрепленных Конституцией РФ. Некоторые ученые включают в структуру правового статуса гражданство-, общую правоспособность, гарантии, законные интересы , юридическую ответственность и другие[13].
Характерно, что все большее число авторов рассматривает правовой статус личности как сложное явление, которое, помимо юридических прав и обязанностей, объединяет еще ряд элементов. Так, наряду с совокупностью юридических прав и обязанностей А. И. Лепешкин включал их гарантии, Б. В. Щетинин – гражданство, Л. Д. Воеводин, кроме того, – правоспособность и принципы, Н. И. Матузов – общую (статутную) ответственность гражданина перед государством и обществом. По мнению В. А. Патюлина, правовое положение (статус) личности охватывает гражданство, общую правоспособность, основные права и обязанности (включая конституционные), конституционно закрепленный принцип равноправия. В одной из своих последних работ М. С. Строгович структурными компонентами правового статуса личности, помимо прав и обязанностей, называет правовые гарантии прав, а также правовую ответственность за выполнение обязанностей. Перечень авторов и их суждений о составе правового положения (статуса) личности можно продолжить, но их содержание будет отличаться друг от друга лишь различной комбинацией вышеназванных элементов[14].
Новый подход к содержанию рассматриваемого явления названные авторы стремятся осуществить в рамках традиционного понятийного аппарата, в частности за счет расширения уже известного науке понятия правового статуса личности как системы юридических прав и обязанностей. Думается, более правильно различать два самостоятельных понятия – «правовой статус личности» в широком смысле и «правовое положение (статус)» в узком смысле, – как отражающие явления, реальную связь между которыми можно определить как отношение целого и части. Условно, чисто терминологически первое понятие можно обозначить как «правовое положение», а второе – как «правовой статус».
В качестве самостоятельного элемента правового статуса личности правомерно вычленить интересы, которые не нашли своего прямого выражения и закрепления в юридических правах и обязанностях, но подлежат правовой защите со стороны государства. Эти интересы в законодательстве и науке получили название законных интересов личности. Законные интересы дополняют систему прав, свобод и обязанностей личности, выступая структурным элементом правового статуса.
Именно с правовым статусом личности связаны все остальные правовые явления, которые по отношению к системе юридических прав, обязанностей и законных интересов играют подчиненную, обслуживающую роль. Таким образом, центральное место в структуре правового положения личности занимает ее правовой статус. Признанные государством права, свободы, законные интересы и обязанности в их единстве составляют правовой статус как основу, ядро правового положения личности.
По отношению к правовому статусу личности гражданство и правосубъектность выступают в ином качестве. Прежде всего государство юридически закрепляет те фактические отношения, которые существуют у него с людьми, находящимися под юрисдикцией государственной власти[15].
Правовой статус личности и его реализация являются необходимым средством правового регулирования. Проблема правового регулирования общественных отношений получила в общей теории права и государства всестороннюю разработку как вид и составная часть нормативного регулирования общественных отношений.
В качестве закономерностей и тенденций развития правового статуса личности следует выделить также: повышение удельного веса, роли и значения конституционных (основных) прав, свобод, обязанностей и законных интересов; выравнивание правовой урегулированности всех групп прав, свобод, обязанностей и законных интересов, их более равномерное и ускоренное развитие; рациональное использование специальных прав и законных интересов, льгот и преимуществ для отдельных категорий граждан (ветеранов войны и труда, инвалидов, женщин, молодежи, пенсионеров и др.) в целях достижения все большего фактического равенства и усиления действия принципа справедливости; обогащение, расширение социального содержания прав, свобод и законных интересов, наполнение их (как и обязанностей) более глубоким материальным содержанием, сопровождаемое расширением и дополнением прав, свобод новыми правомочиями, формированием и законодательным закреплением ряда новых прав, законных интересов; усиление связей между элементами правового статуса, упрочение их единства, в частности прав и обязанностей личности на базе гармонизации личных, корпоративных и иных общественных и личных интересов.
Содержание правового статуса человека и гражданина по мнению А. Н. Головостиковой включает в себя несколько элементов[16]:
1. Порядок его приобретения и утраты.
Возможность реализации правового статуса законодательство России связывает с понятием правосубъектности – возможностью и способностью своими действиями приобретать права и нести обязанности, а также быть субъектом юридической ответственности. В понятие правосубъектности включается три элемента:
· правоспособность (возможность приобретать права и нести обязанности);
· дееспособность (способность своими действиями осуществлять права и нести обязанности);
· деликтоспособность (возможность и способность нести ответственность за свои действия).
При этом если правоспособность принадлежит всем находящимся на территории России индивидам, то дееспособность некоторых из них может быть ограничена или отсутствовать вовсе.
В ч. 2 ст. 17 Конституции РФ сказано, что основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения. Кроме того, приобретение статуса гражданина России может быть связано с результатом приема в гражданство, восстановления в гражданстве или с иными основаниями, предусмотренными Федеральным законом «О гражданстве РФ» или международным договором России.
Утрата правосубъектности человека наступает с моментом его смерти. Утрата правосубъектности гражданина может наступать как с его смертью, так и в результате утраты им такого статуса. Гражданство РФ прекращается: вследствие выхода из гражданства РФ; по иным основаниям, предусмотренным Федеральным законом или международным договором РФ (например, оптация – выбор иного гражданства вследствие изменения государственной границы РФ)[17].
2. Права и обязанности.
Субъективные права – гарантированная государством мера возможной; поведения личности, важнейший элемент ее конституционного статуса.
Обязанности – вид и мера должного (требуемого) поведения. Они означают целесообразное, социально необходимое поведение человека в обществе.
В правах и обязанностях фиксируются образцы, стандарты поведения, которые государство берет под защиту, считая их обязательными, полезными, целесообразными для нормальной жизнедеятельности социальной системы; раскрываются основные юридические принципы взаимоотношений государства и личности.
3. Ответственность.
Ответственность как элемент правового статуса человека и гражданина предполагает возможность применения к нему мер государственного принуждения в том случае, если он совершает противоправное деяние, предусмотренное законодательством России в качестве основания ответственности.
Юридическая ответственность может возникать только в случае нарушения субъектом правовых норм и осуществляется в строгом соответствии с ними. Она всегда связана с государственным принуждением и преследует цель защиты правопорядка, поскольку именно юридическая ответственность является тем средством, которое предотвращает либо блокирует противоправное поведение и стимулирует общественно полезное поведение субъекта права.
4. Гарантии соблюдения прав и свобод.
Л. А. Морозова отмечает, что гарантии являются одним из важнейших элементов правового статуса, прежде всего потому, что они обеспечивают саму возможность его существования и реализации. Поэтому гарантии – это меры, обеспечивающие возможность реализации человеком принадлежащих ему прав и свобод. Гарантии могут быть политическими, экономическими, социальными и юридическими[18].
Политические, экономические и социальные гарантии следует отнести к определенным условиям жизни общества, мерам, предпринимаемым в соответствующей сфере жизни.
Политические гарантии зависят от уровня политического развития страны, организации власти в обществе, ее эффективности, осуществляемой ею политики. Политические гарантии включают в себя демократический характер государства, народовластие, обеспечение соблюдения прав и свобод со стороны государства.
Экономические гарантии – это меры, зависящие от экономического развития государства, его благосостояния; это степень предпринимательской свободы, развития рыночных отношений, уровень налогового бремени, доходов общества, развития социальной инфраструктуры, производственных мощностей и т. д.
Социальные гарантии относятся непосредственно к жизнедеятельности самого общества, зависят от уровня развития гражданского общества, менталитета граждан и т. д.
Наиболее важными для нас представляются юридические гарантии, то есть те гарантии, которые закрепляются в нормативно-правовых актах, и прежде всего в Конституции. Более того, правовой статус человека и гражданина включает в себя только юридические гарантии.
Юридические гарантии – это правовые средства реализации и защиты прав человека и гражданина, юридические меры обеспечения выполнения обязанностей. Они закрепляются в нормативно-правовых актах и в зависимости от этого могут иметь различный уровень – конституционный, законодательный, подзаконный.
Среди конституционных гарантий можно выделить уголовно-правовые (ст. 47 – 52 Конституции РФ), гарантирование государственной и судебной защиты прав и свобод (ст. 45, 46 Конституции РФ), запрет обратной силы закона, устанавливающего или отягчающего ответственность (ч. 1 ст. 54 Конституции РФ) и т. д.
5. Правовые состояния.
Это юридические факты (факты, имеющие юридические последствия), не зависящие от действий конкретного физического лица, т.е. происходящие помимо его воли (рождение, вступление в брак и т. д.). Гражданство с правовой точки зрения также является правовым состоянием, причем наиболее важным для конституционного права.
Только все эти элементы в совокупности позволяют сформировать полное представление о правовом статусе, его пределах и видах[19].
Таким образом, познание специфических закономерностей правового положения личности, их использование в практической деятельности – необходимое условие научного управления общественными процессами в контексте формирования свободного гражданского общества и демократического правового социального государства.