Век Екатерины II. Предпосылки и особенности складывания российского абсолютизма
Период царствования Екатерины II (1762-1796) знаменуется претворением на практике политики «просвещенного абсолютизма», направленной на укрепление самодержавия и в целом государства. Просвещенный абсолютизм в России, инициированный проникновением в страну идей европейского Просвещения, был своеобразным ответом государства на быстрое социально-экономическое развитие Западной Европы, ломку традиционных отношений власти и общества
28 июня 1762 г. на российский престол в результате очередного дворцового переворота взошла Екатерина II (1762 — 1796 гг.). Это была умная, высокообразованная, энергичная, честолюбивая правительница.
Прибыв к петербургскому двору в 1745 г., София-Августа-Фредерика Ангальт-Цербтская начала усердно изучать русский язык, а когда приняла православное крещение под именем Екатерины Алексеевны, стала демонстрировать свою набожность и чрезвычайную приверженность вере и обычаям. В отличие от вспыльчивого и неуравновешенного супруга, Екатерина неизменно оставалась спокойной, доброжелательной и приятной в общении. Если Петр III был необразован и неразвит, то его жена много времени проводила за чтением книг и имела репутацию одной из самых образованных женщин своего века. Все эти качества позволили ей занять престол и удерживать его на протяжении 34 лет.
Необходимо упомянуть, что Екатерина II стремилась не только царствовать, но и управлять. Огромная власть означала для нее, как и для Петра Великого, возможность в первую очередь активно преобразовывать государство, укреплять авторитет России на международной арене, заботиться о благе подданных. Когда в 1763 г. граф Н.И. Панин предложил императрице проект реформы Сената, лишивший этот орган законодательных прав, она подписала его, но резко критиковала попытку того же Н.И. Панина учредить Императорский Совет, который должен был поставить ее волю под контроль придворных сановников.
Екатерина II придерживалась идеи просвещенного абсолютизма, состоящей в том, что монарх должен использовать свою безграничную власть на установление справедливых законов, смягчение нравов и распространение просвещения. Императрица состояла в переписке с выдающимися философами-просветителями: Вольтером, Д. Дидро, Д'Аламбером. Однако на практике Екатерине II, особенно в начале правления, приходилось в первую очередь учитывать интересы дворянства, возведшего ее на престол, и многие ее решения расходились с образом просвещенной императрицы. Она вынуждена была подтвердить манифест о вольности дворянства, указы о ликвидации розыскной канцелярии и запрещении купцам покупать крестьян к мануфактурам. Но главное — императрице пришлось заверить дворян в неприкосновенности их владельческих прав по отношению к крестьянам. Даже созданное в 1765 г. для хозяйственных преобразований Вольное экономическое общество не имело возможности поднимать вопрос об отмене крепостного права.
Уложенная комиссия
Наиболее ярким воплощением принципов просвещенного абсолютизма стал «Наказ» Екатерины II Уложенной комиссии, написанный в 1765-1767 гг. Созыв комиссии был обусловлен необходимостью кодификации законов, так как Соборное Уложение 1649 г. устарело. А неоднократно предпринимавшиеся в первой половине ХVIII в. попытки составления нового Уложения не были завершены. В «Наказе» императрица излагала навеянные идеями просветителей мысли об искоренении беззакония, жестокости, деспотизма, предлагала отделить судебную власть от исполнительной, призывала к распространению просвещения и умножению народного благосостояния. В то же время в "Наказе" обосновывалась естественность для России неограниченного самодержавия и сословного неравенства. Екатерина, вслед за Вольтером, считала, что только сильная государственная власть может осуществить преобразования в обществе. Ставила Екатерина II и проблему крепостничества. Она называла крепостное право «несносным и жестоким игом», но считала несвоевременным «генеральное
освобождение» крестьян. Перед обнародованием «Наказа» императрица давала его читать и редактировать своим вельможам. Возможно поэтому какие-либо конкретные меры, позволявшие решить крестьянский вопрос, в окончательной редакции «Наказа» отсутствовали.
Уложенная комиссия начала свою работу 8 августа 1767 г. в Москве, а с 16 февраля продолжала действовать в Петербурге. В ней было представлено 564 депутата от всех сословий кроме крепостных крестьян. Поднимавшиеся в наказах и выступлениях депутатов вопросы, как правило, не выходили за рамки сословных нужд. Так, дворянство требовало ограничения вмешательства государства в дела собственников, отмены «Табели о рангах», утверждения своего исключительного права на владение землей и крестьянами. Купечество добивалось монополии на торгово-промышленную деятельность, разрешения на использование труда крепостных в промышленности и запрещения крестьянской торговли. Наказы, шедшие от горожан и сельских обществ, были гораздо прогрессивнее: депутаты требовали открытия городских и сельских школ, гимназий, учреждения университетов и академий, всесословного участия в местном самоуправлении. Раздавались голоса и о передаче помещичьих крестьян в управление особой коллегии, которая взимала бы с них подати и оброк в пользу помещиков (Я. Козельский), об установлении фиксированной законом ренты (А. Маслов), о предоставлении крепостным крестьянам права собственности на землю.
Работа Уложенной Комиссии быстро доказала императрице, что депутаты не в силах подняться над сословными притязаниями, дискуссия по крестьянскому вопросу, очевидно, была бесполезна, так как подавляющее большинство дворян резко выступали против отмены крепостного права. В декабре 1768 г. под предлогом начала войны с Османской империей Уложенная комиссия была распущена, хотя объективно военные действия потребовали привлечения не более 4% депутатов. Новый свод законов так и не был создан.
Позитивным итогом работы Уложенной комиссии можно назвать «преподнесение» Екатерине II титула «Матери Отечества», что укрепляло ее позиции на престоле. Необходимо отметить, что «Наказ» государыни сыграл роль в распространении идей просвещения в стране. Это сочинение, признанное во многих государствах Европы настолько либеральным, что запрещалось к публикации, в России не раз переиздавалось и активно изучалось.
Губернская реформа
В 1775 г. особым «Учреждением для управления губерний Российской империи» была проведена областная реформа. Эта реформа исправляла недостатки системы местного управления, сложившейся в начале XVIII в. Кроме того, восстание под руководством Е.И. Пугачева, потрясшее страну в 1773 — 1775 гг., показало Екатерине II необходимость усиления полицейско-административного контроля на местах.
Если накануне реформы Российская империя делилась на 28 губерний с учетом исторически сложившихся территорий, то теперь губерний стало 50, а дробление на провинции было упразднено. Страна стала подразделяться на губернии в соответствии с численностью населения: по 300 — 400 тысяч человек податного населения в каждой. Это придавало большую эффективность работе местных чиновников. Также подобный принцип игнорировал национальный состав населения, что вело к усилению русификации, горячей сторонницей которой была Екатерина II.
2-3 губернии могли объединяться в генерал-губернаторства или наместничества. Наместник, назначенный императрицей, имел широкие полномочия и право участвовать в заседаниях Сената.
В ходе реформы в губернии появилось множество новых учреждений. Во главе стояло губернское правление, которым руководил губернатор, назначаемый государем. Губернское правление осуществляло исполнительную власть, следило за выполнением законов и контролировало деятельность уездных учреждений.
Уголовная и Гражданская палаты были органами высшей судебной власти губернии. Они контролировали новые судебные учреждения, созданные по сословному принципу: Верхний земский суд — для дворян, Губернский магистрат — для горожан и Верхнюю
земскую расправу — для крестьян.
Финансами, торговлей и промышленностью ведала Казенная палата.
Приказ общественного призрения занимался школами, больницами, приютами и богадельнями.
Губернские учреждения стали обладать столь обширными функциями, что отпала необходимость в существовании ряда коллегий, и почти все они были упразднены (кроме Иностранной, Военной, Морской и Коммерц-коллегии).
Губернии делились на уезды по 20 — 30 тысяч человек. Уездная администрация практически полностью находилась в руках местных дворян. Управление уездом осуществляли подчинявшиеся губернскому правлению заседатели Нижнего земского суда, возглавляемого капитан-исправником. Все они избирались дворянами. Помимо того, на уездных дворянских собраниях, проходящих раз в три года, избирался предводитель дворянства. Несмотря на название, Нижний земский суд не был судебным органом, а выполнял административно-полицейские функции: следил за охраной порядка и сбором налогов.
Судебные учреждения уезда подчинялись губернским: дела дворян разбирал Уездный суд, горожан — Городовой магистрат, крестьян — Нижняя земская расправа.
Городскую администрацию представлял городничий или комендант, а в Москве и Петербурге — обер-полицмейстер.
В русле политики унификации Екатерина II стремилась покончить с областным самоуправлением. Еще в 1764 г. в губернию была превращена Украина, лишенная права избирать гетмана. В 1775 г. была уничтожена Запорожская Сечь. Позднее большинство запорожских казаков было переселено на Кубань. В начале 1780-х гг. по всей Украине введено типовое административное деление. Самобытных органов власти лишено и Донское казачество. В 1782 — 1783 гг. Эстляндия и Лифляндия превратились в Ревельскую и Рижскую губернии.
Жалованные грамоты дворянству и городам
Восстание под руководством Е.И. Пугачева, потрясшее Российскую империю в 1773 — 1775 гг., лишило Екатерину II последних либеральных иллюзий. Оно доказало ей необходимость укрепления сословного строя и подтверждения привилегий дворянства. Помимо того, оно показало, что опорой режима является не только благородное дворянство, но и богатейшая часть купечества, которая нуждается в упрочении своего положения. Отдельные законы и указы, выполняющие данные задачи, издавались с 1775 г. Но 21 апреля 1785 г. вышли «Грамота на права, вольности и преимущества благородного российского дворянства» и «Грамота на права и выгоды городов Российской империи», известные как Жалованная грамота дворянству и Жалованная грамота городам, довершившие процесс закрепления сословного строя.
В Жалованной грамоте дворянству были сведены воедино и подтверждены важнейшие привилегии дворянства:
- полное право распоряжаться собственностью, заводить фабрики и заводы, вести торговлю;
- свобода от обязательной государственной службы;
- освобождение от податей и телесных наказаний;
- подсудность только дворянскому суду;
право беспрепятственного выезда за границу.
В грамоте сказывалась и характерная для России корпоративность. Регулярно, раз в 3 года, следовало проводить дворянские собрания в уездах и губерниях, избирать губернских и уездных предводителей дворянства. В каждой губернии велся учет дворянства в "родословных книгах".
Жалованная грамота городам разделяла городское население на шесть разрядов.
К первому относились «настоящие городовые обитатели» (живущие в городе дворяне и духовенство).
Второй составляли купцы, разделенные в зависимости от достатка на три гильдии.
Третий — ремесленники.
Четвертый разряд представляли собой постоянно живущие в городе иностранцы.
Купцы-оптовики, судовладельцы, банкиры и городская интеллигенция входили в пятый разряд — «именитые граждане».
Шестой разряд состоял из мелких ремесленников и торговцев, наемных работников.
Третий и шестой разряд — основное население города — выделялись в сословие мещане.
Привилегии среди городских жителей, исключая первый разряд, имели «именитые граждане», которые освобождались от телесных наказаний, посадских повинностей и
могли ходатайствовать о присвоении дворянства, и купцы первой и второй гильдий (замена подушной подати и рекрутской повинности на специальный налог, освобождение от телесных наказаний и некоторых казенных служб).
Жалованная грамота городам создавала и систему городского самоуправления. Раз в три года «градское общество» (жители города шести разрядов) выбирало Общую градскую думу. Функцией последней было избрание городского головы и Шестигласной думы, осуществлявших повседневный контроль за городским хозяйством.
В 1763 – 1764 гг. была осуществлена секуляризация церковных земель, лишившая церковь экономического могущества. Для оживления и развития экономики страны издавались манифесты с призывом для поселения в России иностранцев с предоставлением значительных льгот (немецкие колонии в Среднем Поволжье).
Крестьянские волнения в 70-е годы и крупная крестьянская война под руководством Е.И. Пугачева (1773-1775) определили необходимость совершенствования административного деления и управления страной. В 1775 г. было упразднено казачье самоуправление на Дону и Запорожская сечь.
В целом внутренняя политика Екатерины II была нацелена на создание централизованной административной системы, обеспечивавшей более эффективное управление и контроль над огромной империей. В основных своих чертах эта система просуществовала в течение более чем ста лет.
Даже в период правления Павла I (1796-1801), стремившегося проводить политику, отличную от политики своей матери, заложенная система государственного управления не была пересмотрена. Наиболее значительным его указом стал манифест о трехдневной барщине в апреле 1797 г. Помещикам рекомендовалось использовать крестьянский труд не более трех раз в неделю. Павел также ограничил действие жалованных грамот дворянству и городам. Например, были упразднены губернские дворянские собрания, а на дворян распространены телесные наказания. Был урегулирован вопрос о престолонаследии: восстановлено наследование престола по мужской нисходящей линии. Рядом указов Павла I было облегчено и положение купечества. Попытался Павел I регламентировать и повседневную жизнь, что вызвало недовольство и непонимание российского общества. В конечном итоге, Павел I стал жертвой очередного дворцового заговора, завершившегося его убийством в ночь с 11 на 12 марта 1801 г.