Основные требования к применению права. В юридической литературе выделяются шесть основных требований к применению права
В юридической литературе выделяются шесть основных требований к применению права.
Законность. Это требование означает, что при решении конкретного случая правоприменительный орган должен основываться а определенной норме права (их совокупности), прямо относящейся к рассматриваемому делу, строго и неукоснительно следовать ее точному смыслу, действовать в рамках своей компетенции, не присваивая себе полномочий, которые не зафиксированы в законе. Немаловажное значение имеет также неукоснительное соблюдение предусмотренного законом порядка рассмотрения дела и вынесения решения, установленной формы акта применения права.
Если по делу уже вынесено законное решение компетентного органа, новое вторичное решение недопустимо, пока предыдущее не отменено или не изменено в соответствующем порядке.
Соблюдать требование законности, значит, применять правовые нормы всегда, когда налицо обстоятельства, предусмотренные данной нормой. Нерегулярное, от случая к случаю применение права, приостановка под любым предлогом (несоответствие местным условиям и т.д.) действия нормы лицом или органом, не уполномоченным на то законом, противоречат законности. До тех пор, пока норма не отменена, не изменена и не приостановлена в установленном законом порядке либо не заменена позже изданным актом по тому же вопросу, она действует и является обязательной для правоприменительного органа.
Обоснованность. Это требование означает, что:
а) должны быть выявлены все относящиеся к делу факты;
б) такие факт должны быть тщательно и объективно изучены и признаны достоверными;
в) всё недоказанные и сомнительные факты должны быть отвергнуты. Обоснованность требует, чтобы обстоятельства дела были подтверждены проверенными, достоверными доказательствами.
Целесообразность. Проблема целесообразности в праве имеет два аспекта.
С одной стороны, нормативный акт с точки зрения законодателя сам по себе целесообразен, содержит оптимальные требование по регулированию общественных отношений. Поэтому следовали ему есть наиболее целесообразное решение вопроса, достижения той цели, которую ставил перед собой законодатель при его издании. Недопустимо прикрывать нарушение законности ссылками целесообразность.
С другой стороны, целесообразность в праве – это соответствие деятельности органов и лиц в рамках закона конкретным условиям места и времени, выбор оптимального пути осуществления нормы в конкретной жизненной ситуации. В норме права в силу ее общего характера невозможно предусмотреть все разнообразие конкретных случаев, но она дает возможность исполнителю учитывать их. Как правило, норма предусматривает определенные пределы для усмотрения при решении того или иного дела (определенные границы в рамках одного решения, возможность выбора между различными решениями, возможность применения нормы, и воздержание от ее применения). В пределах содержания нормы следует выбрать решение, наиболее полно и правильно отражающее смысл закона и цели правового регулирования. При этом чем больше норма дает возможностей для проявления инициативы и самодеятельности, тем большее значение приобретает это требование.
Орган или должностное лицо, применяющее право, неуклонно исполняя юридические предписания, должны в то же время действовать инициативно, максимально учитывая особенности места и времени исполнения, разумно распределять силы и средства, расставлять кадры и т.д. Решение конкретных дел без учета их политической и моральной характеристики, индивидуальных особенностей, без учета социальной значимости применяемой нормы порождает юридический формализм и глубоко чуждо природе демократии, духу права, принципам деятельности государственного аппарата.
Справедливость. Это требование отражает идею социальной справедливости демократического общества, означает осознание того, что по делу вынесено правильное решение, с точки зрения интересов народа и государства, убежденность лица, применяющего право, а также окружающих в том, что принятое решение согласуется с принципами морали, общечеловеческими ценностями, отвечает потребностям и интересам отдельных граждан, их коллективов, предприятий, учреждений.Справедливость акта применения права предполагает соответствие принятого решения общественному мнению, согласованность его содержания с моральными убеждениями людей и общества в целом.
От того, насколько морально оправдано решение компетентного органа, во многом зависит его воспитательное воздействие. Работа государственного аппарата не может замыкаться только в рамках Юридической значимости фактов, формальной стороны дела. Нравственная сторона, моральная оценка случая, подлежащего разрешения, должны обязательно учитываться при применении права.
Требование справедливости предполагает беспристрастность лица или органа, применяющего право, объективный подход к исследованию обстоятельств дела, к участвующим в нем лицам, к окончательному решению.
Гуманизм правоприменительного решения предполагает постоянное внимание к личности, ее материальному и духовному благополучию, заботу и уважение достоинства человека, обеспечение и охрану его прав и законных интересов. Правоприменитель всегда должен руководствоваться провозглашенным в Конституции РФ принципом: права и свободы человека являются высшей ценностью.
Не менее важен принцип профессионализма, означающий, что правоприменительное решение должно готовиться и приниматься лицом (коллективом лиц), обладающим глубокими знаниями в соответствующей сфере общественных отношений, умением и практическим опытом в решении сложных вопросов жизни, от которых зависят интересы человека и зачастую даже его судьба. Должностное лицо должно обладать и достаточным объемом юридических знаний в сфере осуществления своих служебных полномочий, высокой профессиональной правовой культурой.