Предмет теории государства и права. Каждая наука имеет свой предмет исследования — опреде­ленный круг изучаемых явлений

Каждая наука имеет свой предмет исследования — опреде­ленный круг изучаемых явлений и их закономерностей- Это следу­ет знать при подготовке первого вопроса об особенностях предме­та теории государства и права.

Необходимо также учесть, что предметом теории государства и права являются наиболее общие, а не все закономерности возник­новения, развития и функционирования права и государства. Эти закономерности объединяются в группы (блоки}, которые в своей совокупности составляют содержание предмета теории государст­ва и права.

Термин «теория» греческого происхождения и означает «рас­смотрение», «исследование». Под теорией понимается тот уровень познания, на котором вырабатываются и формулируются понятия, категории, суждения, умозаключения о предмете познания. Иначе говоря, теория — это система понятий, в которых научно отражена природа, сущность, закономерности, тенденции функционирования и развития познаваемого предмета. Таким образом, теория,

во-первых, всегда есть определенная система научных знаний;

во-вторых, отличается от действительности, так как отражает ее не с абсолютной точностью;

в-третьих, ее содержание обязательно изменяется с изменением предмета познания;

в-четвертых, способна оказывать преобразующее воздействие на практику через деятельность людей.

Определить предмет теории государства и права — значит уста­новить кругтех общественных явлений, институтов, учреждений, которые она изучает. Это та область познания, на которую направ­лена данная наука.

Как следует из названия теории государства и права, она изуча­ет такие явления, как государство и право. Но эти явления изуча­ются и другими общественными науками, например философией, социологией, политологией, антропологией. Предмет изучения тео­рии государства и права составляют общие закономерностисуще­ствования и развития государственно-правовых явлений. Опираясь Другие отрасли знаний, теория государства и права формулиру­ет понятия, категории, конструкции, модели отдельных юридиче­ских явлений, ставя своей задачей изучение не всех, а наиболее об­щих закономерностей функционирования государства и права.

Обычно в учебниках перечисляются те стороны и процессы го­сударственно-правовой жизни, которые изучаются теорией госу­дарства и права. Например, проф. М.Н. Марченко называет при­мерно семь блоков общественных отношений, исследуемых теорией государства и права:

общие закономерности процесса возникновения, становления и развития государства и права;

взаимосвязь государства и права;

их характерные признаки, формы, сущность, содержание и черты;

место и роль государства и права в жизни общества и в его по­литической системе;

право, правосознание, законность, конституционность;

законодательный процесс;

правомерное поведение, правонарушение и юридическая ответ­ственность.

Несколько иначе формулирует этот предмет проф. В.М. Сы­рых. Он выделяет три вида закономерностей, изучаемых теорией государства и права:

закономерности становления, развития и функционирования государства и права как относительно самостоятельных компонен­тов общества;

социально-экономические, политические, нравственные и иные закономерности, которые способствуют развитию и функциониро­ванию государства и права;

специфические закономерности познания государства и права.

Проф. В.К. Бабаев определяет предмет теории государства и права как общие закономерности возникновения, функциониро­вания и развития государства и права, их сущность, структура, ос­новные элементы, принципы, институты. Таким образом, он дает более развернутое определение, но его позиция по вопросу о пред­мете теории государства и права не расходится с позицией других ученых.

Есть и иные точки зрения, но предмет теории государства и пра­ва определяется в юридической науке единообразно.

Теория государства и права вырабатывает обобщения, кото­рые позволяют определить, что такое государственное и право­вое, т. е. юридическое, и отделить его от неюридического.

Теория государства и права призвана проанализировать суть и закономерность этих явлений как особой формы обществен­ной жизни; объяснить, как, когда и почему они возникли, в чем их назначение; каковы исторические и национальные типы государства и права, что приводит к их эволюции и смене; ка­кова структура государства и правовой системы; каковы основ­ные категории, принципы и институты государства и права, как право создается, интерпретируется и реализуется; каковы общие принципы ответственности за нарушение права; каково соотношение личности, общества и государства; что такое по­литическое и правовое сознание и культура и т. п.

Совершенно справедливо традиционное в отечественной ли­тературе определение: предмет теории государства и права со­ставляют общие закономерности этих явлений. Приведенный выше круг вопросов, составляющих основное содержание лю­бого учебника по данной дисциплине, позволяет раскрыть эти общие закономерности.

Весьма удачно и полезно также другое определение предме­та теории государства и права, не получившее широкого при­знания в современной российское литературе, хотя и за ним стоит давняя традиция.

Еще в 1840 г. известный русский юрист К. А. Неволин (1806—1855), близкий к выдающемуся государственному деяте­лю Российской империи М. М. Сперанскому (1772—1839), оп­ределил предмет своей «Энциклопедии законоведения» как «обзор наук законоведения в общей их связи как со всем чело­веческим ведением, так и между собою»1. Здесь четко сформулированы две задачи, которые решает теория государства и пра­ва. Первая состоит в том, чтобы найти место государства и пра­ва и изучающих их наук во внешней среде, определить их спе­цифику и границы, наметить их соотношение с другими обще­ственными явлениями и науками (сопоставление «со всем человеческим ведением»), а вторая — в том, чтобы раскрыть внутреннюю структуру государства и права, наметить деление единой системы на составные части и определить соотношение между ними.

Наш современник, французский профессор Жан-Луи Бер-жель, говорит примерно то же о хороших результатах примене­ния теории систем в сфере права: она (теория систем) «позво­ляет исследовать составные части права и отношения между этими частями и с внешним окружением»1. Иными словами, речь идет о выявлении системы, в которую право и государство входят как составная часть (это, безусловно, система общест­венных отношений), а затем — о структурировании собственно правовой (и государственной, хотя Ж.-Л. Бержель проблем го­сударства почти не касается) системы и выявлении связей час­тей этой системы между собой и с внешним миром.

Решением первой задачи, т. е. определением места государ­ства и права в широком спектре общественных явлений, объяс­няется существенная особенность теории государства и права по сравнению с другими юридическими дисциплинами. Теория государства и права — наука в значительной степени погранич­ная. Гораздо чаще отраслевых наук она выходит за рамки юрис­пруденции в сферу философии, социологии, экономики, поли­тологии, истории. Именно это позволяет выявить специфиче­ские признаки государства и права, их место в системе общественных отношений, их связи с другими социальными явлениями. По верному замечанию профессора О. Э. Лейста, «сущность права не может быть постигнута ни практическим правоведением, ни даже общей теорией права, если последняя не выйдет за пределы юридических категорий»2. Обобщение данных общественных наук создает базу для юридических ис­следований. Теория государства и права немыслима без экскур

в

области философии, истории, социологии, политологии, этики и других общественных наук.

Теория государства и права опирается на эмпирический (со­временный и исторический) материал, на изучение реальных правовых норм и государственных институтов, но не сводится к анализу этих норм, ее задача шире. Отталкиваясь от государст­венных и правовых систем прошлого и настоящего и, в извест­ном смысле, абстрагируясь от них, она преследует цель выявле­ния природы и общих тенденций развития государства и права. А это означает, что, не ограничиваясь констатацией фактов, теория государства и права объясняет их и дает им оценку. Можно сказать, что и в отраслевых, и в исторических юридиче­ских дисциплинах объяснения и оценки явлений представляют собой элементы теории, они опираются в значительной степе­ни на общие принципы и суждения, разрабатываемые в рамках теории государства и права. Такие объяснения, оценки и суж­дения часто не носят исключительно юридический характер, а исходят из философских, этических, исторических, социологи­ческих и иных оснований, выходящих за рамки юриспруден­ции.

Наши рекомендации