Принятие «Соборного Уложения» 1649 г. В правление Алексея Михайловича на Земском соборе 1649 г. было принято «Соборное Уложение» - новый сборник законов

«Соборное Уложение» состояло из 25 глав и содержало около 1000 статей. «Уложение» было впервые отпечатано типо­графским способом тиражом в 2000 экземпляров.

В «Уложении» наиболее важными были три группы глав.

1. В одной группе глав говорилось о преступлениях против царской власти и против Церкви. Любая критика Церкви и хула на Вога карались сожжением на костре. Измена царю, оскорбление чести государя, а также бояр, воевод подвергались казни. Это сви­детельствовало о том, что в России фактически сложилась абсо­лютная монархия - неограниченной полнотой власти в стране об­ладал царь. Монархия, как форма правления, начала складываться в России со времён Ивана III. В 1649 г. она оформилась юридиче­ски.

2. Ещё одна группа глав была посвящена правам дворян. Отныне по «Уложению» за дворянином признавалось право пере­дачи поместья по наследству, при условии, что сыновья дворянина также будут находиться на государевой службе. Эти статьи «Уло­жения» свидетельствовали о том, что дворянское поместье (полу­чали за службу) приравнивалось к боярской вотчине (получали по наследству). Новый слой феодалов - дворянство - всё более урав­нивался в правах с боярством.

3. Важнейший раздел «Уложения» был посвящён крестья­нам и посадским людям. Отныне по «Уложению» крестьянам за­прещался переход от одного помещика к другому и устанавливал­ся пожизненный розыск беглых. Посадским людям переход из од­ного посада в другой, переход от одного ремесла к другому - за­прещался. Веглые посадские люди также подлежали розыску.

«Соборное Уложение» 1649 г. завершило долгий процесс складывания крепостного права в России, начавшийся в 1497 г.

Церковные реформы патриарха Никона. Патриарх Никон (в миру Никита Минов) был выдающейся личностью. Лич­ный друг и советчик Алексея Михайловича, он в 1652 г. был из­бран патриархом. Никон воспринял идеи монаха Филофея о Моск­ве как третьем Риме, стал стремиться к тому, чтобы Россия, Рус­ская Православная Церковь стали центром мирового православия. Алексей Михайлович поддержал патриарха, так как и у правитель­ства были планы объединения православных церквей Украины и Балканских стран с Русской Церковью.

Так случилось что в Москве и Константинополе установи­лись разные церковные уставы - порядок совершения церковных служб. Дело в том, что во времена принятия Русью православия в Византии действовали два равноправных церковных устава. Русь переняла один из них, а Византия позже остановилась на другом. Кроме того, в церковных книгах содержались разночтения, так как русские книги переписывались от руки, в результате были допу­щены неточности.

Патриарх Никон стремился к тому, чтобы Русская Церковь стала наследницей Константинопольской. Но для этого требова­лось перейти на греческий церковный устав, привести тексты бо­гослужебных книг в соответствие с греческими образцами. Эта работа началась в 1653 году. Но реформы вызвали резкий протест части общества - боярства, духовенства, других слоев населения. Сторонники старых обрядов - старообрядцы - отказывались при­знавать реформы Никона и призывали вернуться к дореформен­ным порядкам. Во главе старообрядцев стал протопоп Аввакум.

Но причина раскола и неприятия реформ была более глу­бокой. Церковные дискуссии в Византии были обычным делом. Они впитали культурное наследие Рима, в том числе и по практике этих дискуссий. У восточных славян такого культурного наследия не было в том числе и традиции вести богословские споры. По­этому ещё со времён Древней Руси богословская учёность приняла характер беспредельной веры в книгу. Настоящим, истинным и ценным на Руси считалось то, во что верили предки, что было про­верено временем. Отказ от традиций отцов частью общества был воспринят как отказ от заветов отцов.

В это же время на страну обрушились голод и моровая яз­ва. Среди народа поползли слухи о том, что бедствия - кара Божья за отступление от веры предков. Тысячи крестьян, посадских лю­дей бежали на Поморский Север, в Заволжье, на Урал и Сибирь. Поддержали раскол и представители некоторых знатных боярских фамилий. Были приняты жесткие меря к старообрядцам, Протопоп Аввакум и его сторонники были сосланы на Север в г. Пустозёрск. Там в земляной тюрьме в зоне вечной мерзлоты они провели 14 лет. Но от своей веры Аввакум не отрёкся, за что он и его едино­мышленники были сожжены на костре.

Патриарх Никон также впал в немилость царя. В 1666 г. на церковном соборе он был смещен с поста патриарха и сослан под Вологду. После смерти Алексея Михайловича Никону было раз­решено вернуться из ссылки. В 1681 г. он умер под Ярославлем. Похоронен патриарх - реформатор под Москвой, в Воскресенском Ново-Иерусалимском монастыре, который построил по тому же плану, что и Храм Гроба Господня в Иерусалиме.

С тех пор единая Русская Церковь расколота на две - Рус­скую Православную Церковь (никонианскую) и Русскую Право­славную Старообрядческую Церковь.

Воссоединение Левобережной Украины с Россией. В 1654 г. произошло знаменательное событие русской истории - Россия вернула Левобережную Украину.

Напомним, что к XIV в. на основе древнерусской народно­сти вокруг Москвы сложились русские, к XV - XVI вв. на землях юго-западной Руси (Галиция, Киев, Подолье, Волынь) - украинцы, к XVI - XVII вв. на землях Чёрной Руси (бассейн реки Неман) -белоруссы. В 1922 г. большевики издали декрет, по которому зем­ли юго-западной Руси были названы «Украиной», а их население «украинцами». До этого Украину называли «Малороссией», насе­ление - «малороссиянами».

К началу XVII в. Польша стала одним из крупнейших го­сударств в Европе. Крепостное право в Польше сложилось на 100 лет раньше, чем в России и было самым суровым в Европе: поль­ские доряне имели право карать смертной казнью своих крестьян.

Притеснения поляков, униатов привели к тому, что в 20-е гг. Украину стали сотрясать восстания украинцев. В ряде мест происходило истребление украинцев поляками, поляков - украин­цами. В 1648 г. во главе восстания стал гетман запорожского вой­ска Богдан Xмельницкий. Весной 1648 г. войско Б. Xмельницкого выступило из Запорожской Сечи. Началась открытая вооружённая борьба запорожцев с поляками. В 1649 г. Речь Посполитая призна­ла Б. Xмельницкого гетманом Украины. Весной 1652 г. Б. Xмель­ницкий наголову разбил польское войско, но чтобы окончательно освободиться от Речи Посполитой сил не хватало.

Украина в середине ХУП в. оказалась между тремя силь­ными государствами - Речью Посполитой, Россией, Османской империей. В то время условий для создания независимого украин­ского государства не было. Б. Хмельницкий и запорожские казаки понимали, что им нужен союзник. Выбор пал на православную Россию, но при условии, что она не будет командовать ими.

Просьбы о присоединении к Москве поступали с Украины еще с 1620- х гг. Но России очень сильным противником. Россия преодолевала последствия Смутного времени и открыто высту­пить на стороне запорожских казаков не могла.

В 1653 г. прибыли в Москву послы от Хмельницкого с из­вестием, что украинцы обращаются к московскому царю с послед­ней просьбой. На этот раз Алексей Михайлович медлить не стал. В 1653 г. собрался Земский собор, на котором было решено взять Украину под свою защиту.

В 1654 г. в г. Переяславле (совр. Киевская обл.) собралась рада (совет, сход). На ней присутствовали гетман, полковники, дворяне, крестьяне. Все присутствующие целовали крест на вер­ность московскому государю.

Так, в 1654 г. Украина была принята в состав Российского государства. Украина была принята на правах самой широкой ав­тономии. Россия признавала выборность гетмана, местный суд и другие органы власти. Царское правительство подтвердило со­словные права украинского дворянства. Украина получила право устанавливать дипломатические отношения со всеми странами, кроме тогдашних врагов России - Речи Посполитой и Османской империи. Гетман мог иметь свои войска до 60 тыс. чел. Но налоги должны были поступать в царскую казну.

Вхождение Украины в состав России означало для России войну с Польшей. Она продолжалась 14 лет и закончилась в 1667 г. Андрусовским перемирием. Речь Посполитая признала за Росси­ей Смоленск, Левобережную Украину и Киев. Правобережная Ук­раина и Белоруссия остались за Речью Посполитой.

Воссоединение Украины с Россией имело огромное значе­ние для обоих государств:

• освободило народ Украины от национального и религи­озного гнёта, спасло от порабощения Польшей и Османской импе­рией, способствовало формированию украинской нации;

• способствовало укреплению российской государственно­сти. Удалось вернуть смоленские и черниговские земли. Это дава­ло возможность начать борьбу за Балтийское побережье. Кроме того, открывалась перспектива расширения связей России с дру­гими славянскими народами и государствами Запада.

С XVIв. Россия и Польша вели борьбу за гегемонию в вос­точно-славянском мире. Россия эту борьбу выиграла.

Итоги деятельности первых Романовых. В 1613 г. после неоднократных попыток русского общества преодолеть Смуту на русском престоле воцарились бояре Романовы. Историческая за­слуга первых Романовых заключается в том, что они смогли под­няться над узкоэгостическими интересами до понимания общена­циональных задач. Благодаря их усилиям, к концу XVIIв. Россия достигла как политической, так и экономической стабильности. Первые Романовы смогли укрепиться на престоле и положили на­чало второй правящей династии в России - династии Романовых, которая правила в стране до марта 1917 года.

Контрольные вопросы

1. Назовите основные причины смутного времени.

2. Почему Борис Годунов не мог удержаться на русском престоле?

3. Как организовалось второе земское ополчение?

4. Основные меры Романовых по выведению страны из Смутного времени.

5. В чем значение воссоединения Украины с Россией?

6. Каковы причины проведения церковной реформы?

Литература

1. Орлов А. С., Георгиев В. А., Георгиева Н. Г., Сивохина Т. А. История России. - М., 2001.

2. Платонов С. Ф. Борис Годунов, - М., 1999.

3. Платонов С. Ф Очерки смуты в Московском государстве XVI -XVII вв. - М., 1995.

4. Преображенский А. А., Морозова Л. Е., Демидова Н. Ф. Первые Романовы на Российском престоле. - М., 2000.

5. Костомаров Н. И. Богдан Хмельницкий. - М., 1995.

6. Кулюгин А. И. Энциклопедия российских царей. - М., 2001.


Наши рекомендации