Лирика Лесбоса. Темы и формы поэзии Алкея и Сапфо
Алкей, живший в 7-6 вв. до н. э., был знаменитым эолийским меликом (лириком). В те годы революционное движение охватило Лесбос, аристократия вела ожесточенную борьбу с городским демосом и его вождями — «тиранами»; власть неоднократно переходила от одной группировки к другой, за короткий период сменилось несколько тиранов. Алкей, принадлежавший к аристократии, принимал в этой борьбе деятельное участие и провел ряд лет в изгнании. В своих песнях он воспевает превратности судьбы, общественно-политическую борьбу. Эта группа песен Алкея уже в древности получила название «песен междоусобной борьбы». Он изображает государство в виде корабля во время бури (потом этот образ возникнет у римского поэта Горация). Пишет он также насмешливые песни против Питтака, возглавлявшего на Лесбосе демократическое движение. В его стихах сразу бросается в глаза описание ярко блестящего оружия, ощущение себя на краю гибели, среди политических бурь, отчаянного положения между жизнью и смертью. В одной из песен Алкей обращается к Зевсу, Гере и Дионису, прося помочь ему вернуться на родину из изгнания, но требует кары для Питтака, своего политического врага, В своей ненависти к Питтаку Алкей, скорее всего, не очень справедлив и пристрастен, потому что деятельность этотго правителя на Лесбосе была аналогична деятельности Солона в Афинах и именно он в конце концов дал возможность Алкею, в числе других изгнанных аристократов, вернуться на родину. В стихах Алкея проскальзывают очень красочно еще три темы—природа, вино и женщины. Писал Алкей и гимны, обращенные к богам (сохранились гимны к Гермесу, Афине, Гефесту, Ириде).
Кругозор Алкея ограничен: защита интересов родовой знати, вино, любовь. Его чувства и мысли элементарны, в трактовке отвлеченных тем он уступает своим ионийским современникам. Когда Алкей составляет гимны богам или стихотворения на мифологические темы, он не выходит за пределы традиционной трактовки мифа. Это искусство еще близко к примитивному реализму: сила эмоции сочетается у Алкея с прямотой и ясностью выражения, с четкой и наглядной образностью. Античные критики находили у него «величие, сжатость и сладкозвучие, соединенное с мощью». Стихи Алкея музыкальны и отличаются богатством своих размеров и способов строфического построения. Наиболее часто употребляемая у Алкея строфа получила в античности наименование «алкеевой».
Сафо жила в 7-6 вв до н.э. Эта легендарная поэтесса, оставившая заметный след в культурно-исторической памяти как античности, так и последующих эпох. В ее честь Алкей (они были современниками) написал стихи, назвав ее «фиалкокудрой, чистой, сладкоулыбающейся Сапфо». Известно ответное стихотворение Сапфо, и это чуть ли не первый в истории мировой литературы случай диалога двух поэтов. Известно, что к ней с уважением относился Платон. Ему приписывают такое двустишие:
Девять на свете есть муз, утверждают иные. Неверно:
Вот и десятая с ними — Лесбоса дочерь, Сапфо!
Жители Эфеса изображали ее на своих монетах. Бытует рассказ, что поэт и государственный муж Солон глубоким старцем услышал от внука на пиру одно из стихотворений Сапфо. Он просил его повторить, потому что не хотел оставить сей мир раньше, чем выучит его наизусть.
Женщина-поэтесса представляет собой в рассматриваемую эпоху явление, характерное лишь для дорийско-эолийских частей Греции, где положение женщины было более свободно и она не была затворницей, как у ионийцев. В этих областях сохранилось много пережитков примитивных половозрастных объединений: мужчины составляли замкнутые содружества и проводили жизнь по большей части совместно, вне семьи; аналогичные объединения создавались и среди женщин. Сапфо стояла во главе одного из таких содружеств, участницами которого были, по-видимому, молодые девушки. Как и всякое античное объединение, коллектив этот был посвящен определенным божествам, в данном случае женским. Сапфо сама называет помещение содружества «домом служительниц Муз». Круг интересов содружества определяет и основную тематику поэзии Сапфо: это — женские культы с их празднествами, свадьбы, общение между подругами, их взаимные влечения, соперничество, ревность, разлука. Политическая жизнь Лесбоса находит здесь лишь случайные отклики в связи с ее отражением в личной судьбе поэтессы, которая в результате одного из переворотов вынуждена была бежать в Сицилию.
Лирика Сапфо редко выходит за пределы переживаний, связанных с ее замкнутым кружком, но переживания эти выражены с чрезвычайной простотой и яркостью, принесшими славу лесбийской поэтессе.
Основной лирической темой Сафо является любовь. В ее стихах целая симфония чувств и ощущений, доходящая до физиологических подробностей и самозабвения. Любовь для нее и горька и сладка. Другая основная тема—природа, тоже воспринимается через призму эротических настроений. Сафо писала эпиталамии (песни после брачного пиршества перед спальней молодых), где обычно девушки жаловались не жениха, похищавшего их подругу, восхваляли жениха и невесту, желали им счастья. Писала Сафо эпиграммы и элегии, песни к подругам. Темой их является совместная жизнь и работа в школе, взаимная любовь, ненависть и ревность.
Для любви создается «красивый» фон — наряды, ароматы, цветы, весна, но переживания, как и в народной любовной песне, чаще всего носят скорбный характер. В сознании позднейшей античности образ поэтессы был прочно соединен с представлением о несчастной любви. На одной греческой вазе она изображена со свитком в руке; к ней летит Эрот, и около него приписка: «несчастный». Создан был миф, что Сапфо вследствие безнадежной любви к холодному красавцу Фаону, бросилась вниз со скалы и разбилась. Фаон — мифологическая фигура, один из любимцев Афродиты; о нем упоминалось, вероятно, в каком-нибудь из недошедших до нас культовых стихотворений Сапфо.