Белорусская стратегическая наступательная операция под кодовым наименованием «Багратион»
8.1.Планирование, подготовка и проведение операции
8.2.Окружение и разгром германских войск под Витебском, Бобруйском, Минском. Освобождение г. Минска
8.3.Боевые действия белорусских партизан и подпольщиков. «Рельсовая война»
8.4.Изгнание немецких захватчиков с территории Беларуси. Значение разгрома войск вермахта в Беларуси летом 1944г.
Планирование, подготовка и проведение операции
Генеральный штаб приступил к планированию операции по освобождению Беларуси в начале апреля 1944 г. 20 мая генерал А.И.Антонов представил Верховному Главнокомандующему план, предусматривавший одновременный прорыв обороны противника на шести участках, расчленение его войск и разгром по частям. Особое значение придавалось ликвидации наиболее мощных фланговых группировок врага в районах Витебска и Бобруйска, стремительному продвижению на Минск, а также окружению и уничтожению основных сил группы армии «Центр» восточнее Минска. Наращивая удары и расширяя фронт наступления, советские войска должны были неотступно преследовать остатки сил, не позволяя им закрепиться на промежуточных рубежах. Предполагалось выйти на побережье Балтийского моря и к границам Восточной Пруссии.
По характеру боевых действий и содержанию выполненных задач Белорусская стратегическая операция делится на два этапа. На первом этапе (23.06 – 04.07.1944 г.г.) проведены Витебско-Оршанская, Могилёвская, Бобруйская, Полоцкая и Минская фронтовые наступательные операции. На втором этапе (05.07 – 29.08.1944 г.г.) – Вильнюсская, Шяуляйская, Белостокская, Люблин-Брестская, Каунасская и Осовецкая фронтовые наступательные операции. На проведение операции «Багратион» отводилось 68 суток. Ширина фронта боевых действий составляла 1100 км, глубина продвижения советских войск-550-600 км. Планировались среднесуточные темпы наступления на первом этапе-20-25 км, на втором – 13-14 км. Для разгрома противника в Беларуси привлекались следующие фронты: 1-й Прибалтийский (командующий генерал армии И.Х.Баграмян), в составе которого были 4-я ударная, 6-я гвардейская, 43-я армии и 1-й танковый корпус; 3-й Белорусский (командующий генерал-полковник, с 26 июня генерал армии И.Д.Черняховский). В его составе – 39-я, 5-я, 11-я гвардейские. 31-я армии, 5-я гвардейская танковая армия, конно-механизированная группа, 2-й гвардейский танковый корпус; 2-й Белорусский (командующий генерал-полковник, с конца июля генерал армии Г.Ф.Захаров). В его составе – 33-я ,5-я, 50-я армии; 1-й Белорусский (командующий генерал армии, с конца июля Маршал Советского Союза К.К.Рокоссовский). В его составе – 3-я, 48-я, 65-я, 28-я, 61-я, 70-я, 47-я и 8-я гвардейские, 69-я армии, 2-я танковая армия, конно-механизированная группа, 9-й и 1-й гвардейские, 11-й танковые корпуса, 2-й и 7-й гвардейские конные корпуса и вошедшая в состав фронта 1-я армия Войска Польского (командующий генерал-лейтенант З.Берлинг), Днепровская военная флотилия (командующий контр-адмирал В.В.Григорьев). Всего для боевых действий привлекались, таким образом, 168 дивизий, 12 танковых корпусов, 20 бригад. В составе группировки советских войск насчитывалось 52 тыс. танков и САУ, 36 тыс. орудий и минометов, 5300 боевых самолетов.
Советские войска превосходили противника в людях в 2 раза, в танках и самоходных (штурмовых) орудиях – в 5,8, в орудиях и минометах – в 3.8, в боевых самолетах – в 3,9 раза. Это давало уверенность в успехе, тем более, что ни в одной из предшествовавших операций Великой Отечественной войны в армиях не было такого количества артиллерии, танков и боевых самолетов.
В операции «Багратион» немаловажная роль отводилась белорусским партизанам. К лету 1944 г. на белорусской земле действовали 150 партизанских бригад и 49 отдельных отрядов. Через Белорусский штаб партизанского движения верховное Главнокомандование определило конкретные задачи: в тылу врага нарушать коммуникации и узлы связи, уничтожать немецкие штабы, выводить из строя технику противника, в интересах наступающих фронтов вести разведку, захватывать и удерживать выгодные рубежи и плацдармы на реках до подхода армии, оказывать её частям поддержку при освобождении городов, железнодорожных узлов и станций, организовывать охрану населенных пунктов, срывать эвакуацию советских граждан в Германию, всячески препятствовать гитлеровцам взрывать при отступлении промышленные предприятия и мосты. Партизаны Беларуси с этими задачами справились блестяще. Об этом свидетельствуют многочисленные факты.
20 июня войска фронтов заняли исходное для наступления положение и ждали лишь сигнала для начала боевых действий. Воины передовых батальонов в короткие ночи перед сражениями готовили позиции для атаки, а саперы полков и дивизий незаметно для врага делали проходы в минных и проволочных заграждениях.
Командование фронтов тщательно отрабатывало вопросы взаимодействия, обобщался и доводился до каждого солдата, сержанта и офицера опыт, полученный в предыдущих сражениях. Днем и ночью войска занимались боевой подготовкой. Они тренировались в преодолении естественных и искусственных препятствий на поле боя, учились штурму вражеских позиций, форсированию рек и заболоченных участков местности.
В полном объеме были предусмотрены артиллерийская и авиационная поддержка наступления. До начала операции войсковая, воздушная и агентурная разведки помогли вскрыть дислокацию группировок противника и характер его обороны. В ночь на 20 июня в тылу врага на всех железнодорожных магистралях загремели взрывы. Началась партизанская «рельсовая война». В самый ответственный момент боевых действий железнодорожное движение в тылу врага было парализовано. 22 июня началась разведка боем. Чтобы скрыть направление главного удара, она осуществлялась на широком фронте – 450 км.
23 июня войска 1-го Прибалтийского, 3-го и 2-го Белорусских фронтов перешли в наступление. Сутками позже в сражение включились армии 1-го Белорусского фронта. С раннего утра в течение 120 минут более 30 тыс. орудий и минометов крушили немецкие укрепления, перепахивали траншеи, подавляли и уничтожали огневые средства и военную технику. Советские воины, несмотря на ожесточенное сопротивление врага, действовали смело, шаг за шагом продвигаясь вперед и в первый день операции опрокинули немцев севернее Витебска, продвинувшись на 12-16 км.