Принципы правотворчества
Правотворческий процесс основывается на определенных принципах, реализация которых оказывает существенное влияние на его качество и эффективность. Принципы правотворчества – это руководящие идеи и организационные начала, которые определяют назначение и общие направления этой деятельности. В теории права выделяются следующие принципы правотворчества в современной России: демократизм, законность, научность и обоснованность, профессионализм.
1. Демократизм. Этот принцип прежде всего предполагает то, что в процессе правотворческой деятельности необходимо выявлять и выражать в законах и иных нормативных правовых актах волю народа, интересы различных социальных групп, не всегда совпадающие, способствовать их гармонизации.
Далее, начала демократизма в правотворчестве проявляются и в том, что правотворческой деятельностью в современной России занимаются не только уполномоченные государственные органы, но негосударственные структуры, например, органы местного самоуправления.
Гласность обсуждения законопроекта в правотворческом органе, его критика, предложение альтернативных вариантов – также показатель демократизма правотворческого процесса.
2. Законность. Принцип законности означает, что правотворческая деятельность по подготовке и принятию нормативных правовых актов должна осуществляться в рамках закона и прежде всего Конституции РФ.
При более конкретном подходе к содержанию этого принципа отметим:
1) правовой акт должен издаваться уполномоченным субъектом только в пределах своей компетенции, в строгом соответствии с специальной правовой процедурой;
2) каждому правотворческому органу предоставлена определенная форма (формы) акта, в которой он закрепляет (фиксирует) свои предписания (закон, указ, постановление и т.д.);
3) строгий учет иерархии нормативных правовых актов, их соподчиненности. Каждый вид акт занимает определенное место, строгую последовательность в системе законодательства;
4) с учетом федерализма необходимо неукоснительно соблюдать распределение компетенции между федерацией и ее субъектами.
Федеральные законы не могут противоречить федеральным конституционным законам, а законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. Речь идет о тех законах, которые приняты по предметам исключительного ведения федеральных органов или по предметам их совместного ведения с субъектами Федерации.
3. Научность и обоснованность. Правотворчество должно максимально соответствовать назревшим потребностям общественного развития, быть научно обоснованным. Названный принцип обусловливает подготовку законопроекта при помощи глубокого анализа социально-экономической ситуации в стране, политической обстановки, потребностей правового регулирования тех или иных сфер общественной жизни. Соответственно, в процессе правотворчества должны учитываться достижения науки и практики, теоретические разработки проблем, требующих нового нормативного регулирования. В Российской Федерации к средствам обеспечения научной обоснованности законов и иных нормативных правовых актов относятся: экспертиза законопроектов, научное прогнозирование и законодательное планирование, исследование общественного мнения, социально-правовой эксперимент и др.
4. Профессионализм. Данный принцип предполагает, что процесс правотворчества должны осуществлять в основном профессионалы. Важную роль в разработке новых правотворческих решений играет участие квалифицированных специалистов: ученых и практиков, работающих в соответствующей сфере, имеющих высокую профессиональную подготовку. На подготовительном этапе такие специалисты включаются в составы рабочих групп, принимают участие в составлении текстов нормативных правовых и иных актов. Разумеется, в дальнейшем решающее значение имеют лица, наделенные полномочиями по принятию нормативных правовых актов. По-видимому, профессионализм в правотворческом процессе способствует поиску наиболее приемлемых правовых решений, подготовке и представлению альтернативных проектов нормативных правовых актов, учитывающих интересы различных социальных групп и интересы общества в целом. Действительно, постичь сложность и глубину такой деятельности могут только компетентные специалисты (юристы, экономисты, управленцы, социологи и др.). Это относится и к депутатам, призванным непосредственно участвовать в принятии законов. Очевидно, дилетантизм в этой сфере отрицательно сказывается на качестве подготовленных и принимаемых нормативных правовых актов.
В юридической литературе в числе принципов правотворчества также называют:
- оперативность (предполагает своевременность издания нормативных правовых актов);
- постоянное техническое совершенствование принимаемых нормативных правовых актов;
- сочетание общегосударственных и региональных интересов;
- информационное обеспечение правотворческого процесса и др.