Максим адамович богданович (1891-1917)

Белорусский поэт, переводчик, критик, историк литературы. Творче­ство М. Богдановича имеет огромное значение в самосознании белорус­ского народа и утверждении его места в истории человечества. Оно влияет на развитие национальной поэзии, литературы, других видов искусства и сегодня. Родился в Минске. Ранние детские годы провел в Гродно, жил и учился в Нижнем Новгороде и Ярославле. Закончил юридический лицей в Ярославле. В 1916 г. вернулся в Минск, где работал секретарем губерн­ской продовольственной комиссии. В феврале 1917 г. выехал на лечение в Ялту, где умер и похоронен. М. Богданович прожил неполные 26 лет, но за это время успел столько сделать для развития родной литературы, что его творческое наследие стало ценнейшим достоянием духовной культуры белорусского народа.

Поэзия М. Богдановича - многогранный показ жизни человека в его разнообразных связях с обществом и природой, ее пафос - освобождение созидательных сил белорусского народа, утверждение в его личной жизни идеалов равенства и братства. Эти мотивы составляют основное содержа­ние таких его произведений, как «Край мой родны...», «Народ, Беларускі народ!», «Беларусь, твой народ дачакаецца», «Рушымся, брацця, хутчэй». Восхищение мудростью, трудолюбием и талантом народа основная тема стихотворений «Слуцкія ткачыхі «Летапісец», «Гнусь, працую, пакуль не парвецца», «Пані мужык». Проявил себя Богданович и как исследователь белорусской письменности и литературы.

Многие его стихи положены на музыку («Зорка Венера», «Слуцкія тка­чыхі»). В Минске и Ярославле работают литературные музеи Богдановича. Памятники поэту поставлены в Минске и Мисхоре, на могиле в Ялте.

Источник: Беларуская энцыклапедыя: у 18 т. Т. 2. С. 204-205.

Практически весь XX в. белорусы были заняты не только стро­ительством национального государства, но и поиском путей к устроению своего общественного бытия на началах социального равенства и справедливости. За это время были опробованы раз­личные принципы справедливого распределения между членами сообщества выгод и тягот их совместного проживания.

Социальной практике известны два способа обеспечения доступа к благам, которых не хватает на всех, но кто на них пре­тендует: распределительный и уравнивающий. Соответственно различают распределительную и уравнивающую справедливо­сти. Первая из них предполагает распределение благ (имуще­ства, услуг, почестей и т.д.), а соответственно, и тягот, обязан­ностей с учетом достоинства индивидов, т.е. в зависимости от их вклада в общее дело. Существует три основных исторически выработанных принципа распределительной справедливости: каждому— то же самое (всем поровну); каждому — по заслугам; каждому — по потребностям. Первый принцип был в основе распределения благ в период так называемого военного комму­низма, второй — в последующие периоды советской истории, третий — рассматривался как идущий на смену второму в про­цессе общественного развития. В уравнивающей справедливо­сти достоинство лиц не принимается во внимание, ее суть со­стоит в обмене вещей между их владельцами. Такой обмен счи­тается справедливым, если он осуществляется в соответствии с действительной ценностью вещей. Преимущественной сферой действия уравнивающей справедливости является рынок, где неважно, кто покупает, а важно лишь то, сколько он платит.

Как показывает мировой и отечественный опыт, каждый из приведенных способов обеспечения справедливости, взятый в отдельности, обнаруживает существенные изъяны и имеет тен­денцию к превращению в свою противоположность. Следова­тельно, проблема состоит в сочетании равенства и неравенства. Поэтому конкретные общества отдают предпочтение той или иной форме справедливости, но обе они представлены практи­чески во всех современных обществах. Оптимальное, соответ­ствующее достигнутому уровню развития данного общества со­четание этих форм справедливости имеет решающее значение для определения меры справедливости в нем.

Вековые надежды белорусского народа на социальное равен­ство и справедливость сегодня воплощены в Конституции нашего государства. В ней Республика Беларусь определяется в качестве социального государства. Эта конституционная норма обязывает

Правительство заботиться о создании равных условий для удов­летворения основных жизненных потребностей всеми категория­ми граждан. Это означает, что наше государство отнюдь не отка­зывается от первого из принципов распределительной справедли­вости: «каждому то же самое». Оно приступило к осуществлению системы социальных стандартов, определяющей виды и качество важнейших услуг в области образования, здравоохранения, физи­ческой и духовной культуры, жилищно-коммунального хозяйства, торговли, транспорта, связи, бытового обслуживания, которые бу­дут доступны каждому гражданину страны. Одновременно ис­пользуется и второй принцип распределительной справедливо­сти: «каждому — по заслугам», который находит свое выражение в дифференциации оплаты труда работников в соответствии с коли­чеством и качеством выполненной ими работы. Естественно, что в условиях рыночной экономики применяется и уравнивающий способ обеспечения доступа граждан к социальным благам, т.е. обмен вещей между их владельцами.

Теперь задача состоит в разработке эффективного инструмен­тария социально ориентированной политики, т.е. в создании сис­темы правовых, организационных, плановых и финансово-эконо­мических рычагов и механизмов, с помощью которых государство будет обеспечивать справедливое распределение социальных благ и корректировку уровня доходов различных категорий граждан. Справедливость предполагает проявление государством особой заботы о лицах (инвалиды, сироты, малообеспеченные пенсионе­ры), которые не в состоянии наравне конкурировать с другими. Однако при создании системы социальных льгот требуется поддержание определенного баланса, в противном случае может произойти ущемление прав граждан, за счет которых эти льготы формируются. В данном деле нашим правительством пока приоб­ретен лишь начальный опыт.

Наши рекомендации