Максим адамович богданович (1891-1917)
Белорусский поэт, переводчик, критик, историк литературы. Творчество М. Богдановича имеет огромное значение в самосознании белорусского народа и утверждении его места в истории человечества. Оно влияет на развитие национальной поэзии, литературы, других видов искусства и сегодня. Родился в Минске. Ранние детские годы провел в Гродно, жил и учился в Нижнем Новгороде и Ярославле. Закончил юридический лицей в Ярославле. В 1916 г. вернулся в Минск, где работал секретарем губернской продовольственной комиссии. В феврале 1917 г. выехал на лечение в Ялту, где умер и похоронен. М. Богданович прожил неполные 26 лет, но за это время успел столько сделать для развития родной литературы, что его творческое наследие стало ценнейшим достоянием духовной культуры белорусского народа.
Поэзия М. Богдановича - многогранный показ жизни человека в его разнообразных связях с обществом и природой, ее пафос - освобождение созидательных сил белорусского народа, утверждение в его личной жизни идеалов равенства и братства. Эти мотивы составляют основное содержание таких его произведений, как «Край мой родны...», «Народ, Беларускі народ!», «Беларусь, твой народ дачакаецца», «Рушымся, брацця, хутчэй». Восхищение мудростью, трудолюбием и талантом народа основная тема стихотворений «Слуцкія ткачыхі «Летапісец», «Гнусь, працую, пакуль не парвецца», «Пані мужык». Проявил себя Богданович и как исследователь белорусской письменности и литературы.
Многие его стихи положены на музыку («Зорка Венера», «Слуцкія ткачыхі»). В Минске и Ярославле работают литературные музеи Богдановича. Памятники поэту поставлены в Минске и Мисхоре, на могиле в Ялте.
Источник: Беларуская энцыклапедыя: у 18 т. Т. 2. С. 204-205.
Практически весь XX в. белорусы были заняты не только строительством национального государства, но и поиском путей к устроению своего общественного бытия на началах социального равенства и справедливости. За это время были опробованы различные принципы справедливого распределения между членами сообщества выгод и тягот их совместного проживания.
Социальной практике известны два способа обеспечения доступа к благам, которых не хватает на всех, но кто на них претендует: распределительный и уравнивающий. Соответственно различают распределительную и уравнивающую справедливости. Первая из них предполагает распределение благ (имущества, услуг, почестей и т.д.), а соответственно, и тягот, обязанностей с учетом достоинства индивидов, т.е. в зависимости от их вклада в общее дело. Существует три основных исторически выработанных принципа распределительной справедливости: каждому— то же самое (всем поровну); каждому — по заслугам; каждому — по потребностям. Первый принцип был в основе распределения благ в период так называемого военного коммунизма, второй — в последующие периоды советской истории, третий — рассматривался как идущий на смену второму в процессе общественного развития. В уравнивающей справедливости достоинство лиц не принимается во внимание, ее суть состоит в обмене вещей между их владельцами. Такой обмен считается справедливым, если он осуществляется в соответствии с действительной ценностью вещей. Преимущественной сферой действия уравнивающей справедливости является рынок, где неважно, кто покупает, а важно лишь то, сколько он платит.
Как показывает мировой и отечественный опыт, каждый из приведенных способов обеспечения справедливости, взятый в отдельности, обнаруживает существенные изъяны и имеет тенденцию к превращению в свою противоположность. Следовательно, проблема состоит в сочетании равенства и неравенства. Поэтому конкретные общества отдают предпочтение той или иной форме справедливости, но обе они представлены практически во всех современных обществах. Оптимальное, соответствующее достигнутому уровню развития данного общества сочетание этих форм справедливости имеет решающее значение для определения меры справедливости в нем.
Вековые надежды белорусского народа на социальное равенство и справедливость сегодня воплощены в Конституции нашего государства. В ней Республика Беларусь определяется в качестве социального государства. Эта конституционная норма обязывает
Правительство заботиться о создании равных условий для удовлетворения основных жизненных потребностей всеми категориями граждан. Это означает, что наше государство отнюдь не отказывается от первого из принципов распределительной справедливости: «каждому то же самое». Оно приступило к осуществлению системы социальных стандартов, определяющей виды и качество важнейших услуг в области образования, здравоохранения, физической и духовной культуры, жилищно-коммунального хозяйства, торговли, транспорта, связи, бытового обслуживания, которые будут доступны каждому гражданину страны. Одновременно используется и второй принцип распределительной справедливости: «каждому — по заслугам», который находит свое выражение в дифференциации оплаты труда работников в соответствии с количеством и качеством выполненной ими работы. Естественно, что в условиях рыночной экономики применяется и уравнивающий способ обеспечения доступа граждан к социальным благам, т.е. обмен вещей между их владельцами.
Теперь задача состоит в разработке эффективного инструментария социально ориентированной политики, т.е. в создании системы правовых, организационных, плановых и финансово-экономических рычагов и механизмов, с помощью которых государство будет обеспечивать справедливое распределение социальных благ и корректировку уровня доходов различных категорий граждан. Справедливость предполагает проявление государством особой заботы о лицах (инвалиды, сироты, малообеспеченные пенсионеры), которые не в состоянии наравне конкурировать с другими. Однако при создании системы социальных льгот требуется поддержание определенного баланса, в противном случае может произойти ущемление прав граждан, за счет которых эти льготы формируются. В данном деле нашим правительством пока приобретен лишь начальный опыт.