Социально-экономические и политические реформы в СССР (1985-1991)
В середине 80-х гг. в нашей стране начались реформы, которые затронули все стороны функционирования общества: экономику, формы собственности, социальную сферу, политическую систему, идеологию.
23 апреля 1985 г. на Пленуме ЦК КПСС новый лидер сообщил о планах широких реформ, направленных на всестороннее обновление общества, краеугольным камнем которых было названо “ускорение социально-экономического развития страны”.
Необходимость реформ партийным и государственным руководством объяснялась «предкризисным состоянием» советской экономики. Причина надвигавшегося кризиса связывалась с организационно-хозяйственными недостатками: неправильной инвестиционной политикой, доминированием экстенсивных методов хозяйствования, остаточным принципом финансирования науки, образования, социальной сферы.
Экономические преобразования намечалось осуществить на основе новой инвестиционной и структурной политики, предполагалось перенести центр тяжести со строительства новых объектов на модернизацию уже имевшихся предприятий. В связи с этим главным объявлялось ускоренное развитие машиностроения. По замыслу авторов реформ, производство машин и оборудования должно было опережать другие отрасли промышленности примерно в 1,7 раза.
Особое внимание уделялось активизации “человеческого фактора”, через укрепление дисциплины и стимулирование новых форм труда. Все преобразования, разумеется, должны были осуществляться в рамках социализма.
Общее понимание проблем экономического развития обусловило и выбор методов достижения поставленной цели: повышение трудовой и производственной дисциплины, изменение системы управления предприятиями и идеологическое обеспечение программы.
Весной 1985 г. на предприятиях была введена госприемка с целью усиления контроля за качеством выпускаемой продукции. Тогда же в интересах рационального использования производственных мощностей коллективам предприятий рекомендовалось перейти на двух-трехсменную работу без увеличения численности работающих. Предполагалось без сокращения объемов производства высвободить устаревшее оборудование и начать его планомерное обновление.
Одной из мер по укреплению трудовой дисциплины стало постановление ЦК КПСС “О мерах по преодолению пьянства и алкоголизма”. ЦК требовал в отношении пьяниц самых жестких мер законодательного и общественного характера. Выполнение постановления в реальной жизни обернулось серьезными экономическими издержками. В течение 1985-1986 гг. производство алкогольных напитков в стране сократилось вдвое, а госбюджет не досчитался с 1985 по 1988 г. около 67 млрд. руб. Повсеместно резко выросло самогоноварение. В конце концов в 1988 г. антиалкогольная кампания провалилась.
На основании Закона “О госприемке” были созданы службы государственных инспекторов по надзору за качеством промышленной продукции. К 1 января 1987 г. такие службы уже действовали практически на всех крупных промышленных предприятиях СССР.
Изменение системы управления предприятиями осуществлялось путем укрупнения управленческих структур министерств и ведомств. Важным моментом стало принятие Закона о трудовых коллективах. Он предусматривал создание советов трудовых коллективов с широкими полномочиями, включавшими выбор руководящих работников, регулирование заработной платы, соблюдение социальной справедливости в оплате труда и даже цены выпускаемой продукции. В реальной жизни вскоре стало ясно, что трудовые коллективы склонны к «коллективному эгоизму», стремлению любой ценой повысить заработную плату и цену выпускаемой продукции, выбирать покладистого начальника.. На практике реализация закона привела к дезорганизации производства, на многих предприятиях деятельность администрации оказалась парализованной.
Предпринятых усилий оказалось недостаточно, и обстановка в экономической и социальной сферах значительно ухудшилась к 1987 г. расходы бюджета росли быстрее, чем абсолютный прирост национального дохода страны. Это означало несостоятельность выбранного курса, движение экономики к финансовому кризису.
Несмотря на туманность провозглашавшихся целей и неясность средств советское общество с воодушевлением восприняло новый курс. Общество ждало перемен, и новое руководство, уловив эти ожидания, использовало их в целях укрепления своего положения.
Развернувшаяся кампания открывала дорогу для чистки аппарата, замены кадров и укрепления власти новой команды Горбачева. Заявив о курсе на обновление, она уже и дальше должна была идеологически подпитывать сама себя, параллельно заменяя кадры.
У большинства партийно-государственной элиты не было ясного представления о причинах и характере кризиса советского общества. Главное заключалось в том, что М, Горбачев и его окружение, используя механизм партии, навязали обществу определенный тип действия, внушая, что “иного пути нет”. Сподвижник Горбачева А. Яковлев признал, что именно через механизм партии предполагалось сломать систему: “Сначала тоталитарный режим надо было сломать через тоталитарную партию, другого пути не было потому что, только используя ее тоталитарный характер, выражавшийся как в организованности, так и в дисциплине и послушании” можно было сломать тоталитарный режим”.
В сентябре 1985 г. Председателем Совмина был назначен Н. Рыжков, сменивший на этом посту престарелого соратника Л. Брежнева Н. Тихонова. Министром иностранных дел стал Э. Шеварднадзе. К началу 1987 г. было заменено 70 % членов Политбюро, 60 % секретарей областных партийных организаций, 40 % членов ЦК КПСС. От политической деятельности были отстранены Г. Романов, В. Гришин, В. Щербицкий, Д. Кунаев, Г. Алиев. В феврале 1986 г. был смещен со своего поста первый секретарь Московского горкома КПСС В. Гришин. На его место был назначен первый секретарь Свердловского горкома КПСС Б. Ельцин. Всего за один год он сместил почти всех работников партийного аппарата, бывших опорой прежнего руководителя.
В феврале 1986 г. состоялся XXVII съезд КПСС, который изменил Программу партии. Вместо устаревших положений о построении коммунизма был провозглашен курс на совершенствование социализма. Партия обещала удвоить к 2000 г. экономический потенциал страны, а также предоставить каждой семье отдельную квартиру.
После XXVII съезда М. Горбачев стал сравнивать начатые преобразования с революцией. В своей изданной огромным тиражом сначала на Западе, а затем в СССР книге «Перестройка и новое мышление для нашей страны и для всего мира» М. Горбачев так разъяснял суть своего подхода: «Разумеется, Советскую власть мы менять не собираемся, от ее принципиальных основ отступать не будем. Но изменения необходимы, причем такие, которые укрепляют социализм, делают его политически богаче и динамичнее».
Действительно, формально ни одна из основ социализма не подвергалась сомнению: ни государственная собственность на средства производства, ни руководящая роль партии и др.
В 1987 г. М. Горбачев провозгласил политику «гласности». Средствам массовой информации было позволено начать широкую кампанию критики существующего общества и его истории под лозунгом «возвращения к ленинским нормам». Журналисты сначала робко, а затем все интенсивней стали критиковать историю советского государства.
К 1988 г. произошел буквально взрыв интереса к прошлому страны. Однако открытый “антисталинизм” незаметно перерастал в отрицание опыта и достижений народа за весь советский период, породив у значительной части общества ощущение тупика, в котором оказалась страна.
Первый год перестройки дал некоторые положительные результаты в экономике. Итоги развития народного хозяйства в 1986 г. выглядели несколько лучше, чем в предыдущем. Однако ускоренного развития машиностроения не получилось. Несмотря на сообщения о росте производства, в стране усилился товарный голод. Дефицит государственного бюджета в 1985 г. составил 17-18 млрд. руб., а в 1986 г. он вырос в три раза.
Горбачев объяснял образование бюджетного дефицита главным образом просчетами прежнего руководства и недооценкой масштабов кризиса, в котором оказалась страна. А также тем, что в результате снижения цен на сырую нефть на мировом рынке в 1985-1986 гг. доходы от экспорта нефти упали на одну треть. Но главной причиной, все-таки, были неправильно выбранные приоритеты. Сказались также огромные затраты на ликвидацию последствий Чернобыльской катастрофы (26 апреля 1986 г.).
То, что руководство страны не сообщило сразу о подлинных масштабах трагедии, послужило поводом для мощной кампании критики системы.
В январе 1987 г. на очередном Пленуме ЦК КПСС Горбачев изложил новую идеологию и стратегию реформ. Вместо «ускорения» была выдвинута задача коренной перестройки общественного строя. Ключом понимания новой идеи стало понятие «демократизация»: именно всеохватывающая демократия объявлялась сущностным выражением новой модели социалистического общества, в которой трудящиеся смогут полнее реализовать свои возможности народовластия. Появился лозунг «Больше демократии - больше социализма». Предстояло избавиться от деформаций социализма и вернуться к «ленинским нормам».
Предполагалось, что через демократизацию будет осуществляться непосредственное управление трудящихся на производстве. В избирательной системе предусматривалось введение состязательности, альтернативности выборов. Демократизация, по словам ее вдохновителей, должна была разрушить командно-административную систему, внедрить состязательность во всех сферах жизни, создать естественный механизм динамичного развития всего общества.
В действительности же был выбран объект тотальной критики, на который нужно было списать все промахи перестройки, - бюрократия. По существу «демократизация» стала средством для замены номенклатурных кадров.
Экономические реформы, которые ожидались народом, как бы откладывались во времени, а главной становилась борьба с бюрократией и переход к демократическим принципам управления. Отсутствие ощутимых результатов в экономике Горбачев объяснил действием некоего «механизма торможения», кроющегося в самой системе, точнее в системе управления, сложившейся в стране с 30-х годов. Позднее этот механизм был определен как «командно-административная система».
В контексте общей идеи в экономике ставилась задача замены старого «административного» новым «хозяйственным» социализмом. Этот механизм предполагалось сформировать на основе самофинансирования, самоокупаемости и самоуправления всех предприятий. Вместо прежних идей совершенствования социализма в общественном сознании стала оформляться мысль о необходимости и даже о необратимости радикальной рыночной реформы.
Особенно на этом поприще преуспели такие экономисты и публицисты как В. Селюнин, А. Нуйкин, П. Бунич, Г. Попов, Н. Шмелев, О. Богомолов, Л. Абалкин. Они предлагали перейти к хозрасчетному социализму, в основе которого лежали принципы самофинансирования, самоокупаемости и самоуправления предприятий. По мысли авторов, между предприятиями должна была возникнуть конкуренция, цены на продукцию должны были регулироваться рынком, допускалось даже банкротство предприятий. Социалистическим оставалось лишь признание того, что хозяевами предприятий станут трудовые коллективы, которые получали право выбирать администрацию, утверждать производственные показатели, решать социальные вопросы.
Законодательно концепция хозрасчетного социализма получила свое оформление в виде Закона о государственном предприятии (объединении), вступившем в силу с 1 января 1988г. Согласно Закону роль центральных министерств сводилась к подготовке контрольных цифр и определению госзаказа, который предлагалось все время снижать (в 1988 г. он был на уровне 85 %). Продукция, произведенная сверх госзаказа, могла реализовываться по рыночным ценам. Предприятия получили свободу в выборе партнеров.
Реализация закона разбалансировала сложившуюся систему управления всем народнохозяйственным комплексом, но так и не решила главную задачу - обеспечение эффективности производства.
Промышленные предприятия, освободившись от опеки министерств, столкнулись с отсутствием необходимой инфраструктуры, посреднических организаций, товарно-сырьевых бирж. Чтобы выжить, они стали энергично бороться за госзаказ.
К началу реформы в стране насчитывалось 49 тыс. предприятий, из них треть была убыточной, а 25% - с незначительной прибылью. В условиях перехода к рынку все они обрекались на банкротство, и эта перспектива с ее социальными последствиями решительно осуждалась трудовыми коллективами и обществом в целом.
Провал экономической реформы, следствием которого стало сокращение объема товаров на потребительском и продовольственном рынках, рост инфляции усилили недоверие к предлагаемым моделям реформирования общества. Причем, следует отметить, что и курс на ускорение, и курс на перестройку осуществлялись под лозунгами социализма, что скомпрометировало в глазах общества ее как таковую.
При резком ухудшении положения в экономике параллельно развертывалось «идеологическое обеспечение» курса реформ. Идеологом гласности или, как его называли в прессе, «истинным архитектором перестройки» считался А. Яковлев. Под его руководством в ЦК стали регулярно проводиться совещания с руководителями средств массовой информации. Сам Яковлев развивал идеи «демократического социализма», многообразия его моделей, настаивал на приоритете «общечеловеческих ценностей» над классовыми, выступал поборником рыночных отношений.
Огромную популярность приобрели литературно-художественные и общественно-политические журналы: «Новый мир» (гл. ред. С. Залыгин), «Знамя» (Г. Бакланов), «Огонек» (В. Коротич), «Наш современник» (С. Викулов) и др. В течение короткого времени были опубликованы практически все ранее запрещенные произведения - М. Булгакова “Собачье сердце”, А. Платонова “Котлован”, Л. Замятина “Мы”, романы А. Солженицына, в том числе его “Архипелаг ГУЛАГ”. Тиражи изданий выросли многократно.
Была воссоздана картина репрессий 20-30-х годов. Разоблачение сталинизма сопровождалось реабилитацией его жертв. Была создана комиссия ЦК КПСС по реабилитации, которую возглавил Яковлев.
В публицистике остро дискутировался вопрос о возможности демократической альтернативы командно-административной системе. Альтернативу искали в новой экономической политике начала 20-х годов, разработанной В. Лениным. Однако чем больше искали идей демократии у Ленина, тем теснее оказывались рамки социалистического подхода. «Гласность» посеяла сомнения в социализме как в системе.
Переход к строительству хозрасчетного социализма серьезно повлиял на всю идеологию реформ.
Постепенно место глобальных общечеловеческих ценностей заняли такие понятия, как «рынок», «акционерная и частная собственность», «разделение властей», «парламентаризм», «правовое государство». Новая доктрина получила теоретическое воплощение в решениях XIX Всесоюзной партконференции, состоявшейся 28 июня - 11 июля 1986 г.
М. Горбачев представил экономические неудачи следствием консерватизма партаппарата, командно-административной системы, бюрократизма. И отсюда был сделан вывод - механизм управления государством должен быть радикально демократизирован.
В своем докладе Горбачев провозгласил цель создания в СССР механизмов «свободного формирования и выявления интересов и воли всех классов и социальных групп», ввел понятие «правового государства», провел мысль об исключении партийных органов из хозяйственного управления и лишении их государственных функций, закреплении последних исключительно за Советами. Советы же предлагалась преобразовать по законам парламентаризма.
Было решено избрать Съезд народных депутатов СССР, состоящий из 2250 чел., две трети которых должны были избираться населением, а одна треть представлять общественные организации. Съезд должен был принимать важнейшие решения. Из своей среды он формировал Верховный Совет, который должен был работать на постоянной основе.
В соответствии с установками XIX партконференции 12-я внеочередная сессия Верховного Совета СССР в декабре 1988 г. приняла Закон “Об изменениях и дополнениях Конституции (Основного закона) СССР”. Изменения касались избирательной системы, был внедрен принцип альтернативности при выборах народных депутатов, а также введен институт Съездов Советов.
Съезд открывал возможности для широкого представительства различных групп и фактически был призван вобрать в себя новых «демократических» лидеров. Народу предстояло самому привести к власти людей, ориентированных на радикальную ломку системы. По сути дела решения XIX партконференции открыли дорогу политическому радикализму.
Подготовка к выборам народных депутатов сопровождалась появлением большого количества различных так называемых неформальных движений и групп. Возникли политические и дискуссионные клубы, такие как «Московская трибуна», которые быстро превратились в организационные группы по выдвижению кандидатов в народные депутаты.
Прошедшие в марте 1989 г. выборы стали своеобразной революцией против партийного аппарата. Накануне выборов в Москве прокатилась волна массовых митингов. По московскому округу, получив почти 90 % голосов, прошел Б. Ельцин. В Ленинграде депутатами стали независимые кандидаты, будущие лидеры «демократической фракции» на Съезде - А.Собчак, Ю. Болдырев, А. Денисов и др. Среди избранных от общественных организаций оказались А. Сахаров, Р. Сагдеев, Н. Шмелев, С. Аверенцев, В. Иванов, П. Бунич, Н.Петраков, А. Яковлев, Г. Лисичкин, Ю. Карякин, В. Гинзбург.
25 мая 1989 г. открылся 1-й Съезд народных депутатов СССР. Всего было избрано 2250 депутатов. Съезд избрал Горбачева Председателем Президиума Верховного Совета. Его заместителем стал А. Лукьянов. Также были избраны 542 депутата Верховного Совета СССР. Съезд утвердил Председателя Совмина Н. Рыжкова, Председателя Верховного суда Е. Смоленцева, Генерального прокурора А. Сухарева, Главного государственного арбитра Ю. Матвеева.
Во время политической дискуссии радикально настроенные депутаты обрушились с критикой на правительство за проводившуюся политику. В качестве главного фактора, сдерживавшего реформы, были названы монопольные интересы ведомств. Обвиняя правительство в промедлении с переходом к рынку, эти силы одновременно критиковали его за рост цен. В политической сфере предлагалось ввести институт президентства при прямом его избрании, а также проводить референдумы по важнейшим вопросам жизни страны.
Съезд завершился образованием двух направлений сторонников перестройки - умеренного, во главе с М. Горбачевым, и радикального, в виде оформившейся Межрегиональной депутатской группы, в которую вошли Ю. Афанасьев, А. Собчак, Г. Попов, Ю. Черниченко, Б. Ельцин. Духовным лидером группы был академик А. Сахаров. Радикалы, в отличие от М. Горбачева, делали упор на полный демонтаж существовавшей системы и встали в оппозицию к власти.
Революции в странах Восточной Европы осенью 1989 г. подтолкнули демократическую оппозицию к более решительным действиям. На 2-м Съезде народных депутатов А. Сахаров от имени Межрегиональной группы выдвинул требование отмены 6-й статьи Конституции СССР, закреплявшей руководящую роль компартии (14 декабря академик скоропостижно скончался).
Новый лидер Межрегиональной группы В. Ельцин выступил со своей концепцией реформ, потребовав от правительства радикальных шагов в деидеологизации управления, в борьбе с бюрократией.
Горбачев, стремясь удержаться у власти, был вынужден подлаживаться под лозунги своих критиков. В начале 1990 г. он согласился с требованием отмены 6 статьи Конституции, предложив принять новую платформу КПСС, в которой признавались политический плюрализм, смешанная экономика и многопартийность; признавалась необходимость введения поста президента. Находясь на посту Председателя Президиума Верховного Совета, Горбачев превратился, по сути дела, в спикера и практическим управлением не занимался. Важнейшую роль в распаде системы сыграло то, что М. Горбачеву удалось расколоть партноменклатуру, часть которой стояла на старых позициях. Другая была обязана всем Генеральному секретарю, третья, предвидя заманчивые перспективы обогащения, готовилась к новой для себя роли, четвертая делала карьеру в республиках. В партии место первого стал занимать второй эшелон руководителей, менее отягощенный старыми партийными традициями и более приспособленный к переменам, почувствовавший перспективы для себя в будущем.
Фактической оппозиции линии М. Горбачева в партии не было. В результате курс на реформы стал средством дальнейшего разрушения системы, условием для трансформации общественного строя.
Реальное противоречие заключалось в том, что для осуществления масштабных экономических преобразований требовалась твердая политическая власть. Сохранение политической системы не отвечало интересам второго и третьего эшелонов партноменклатуры, на которые и опирался М. Горбачев. Последовательное ослабление партии и провозглашение либеральных принципов на деле означало утрату влияния КПСС и возникновение новых политических структур. В стране появилось «демократическое движение», получившее самую широкую трибуну, а вскоре в ходе выборных кампаний, и организованные формы.
В январе 1990 г. демократические силы разработали новую тактику, суть которой заключалась в создании левоцентристской коалиции. Приближались выборы Съезда народных депутатов РСФСР. Видя, что в союзном руководстве и на Съезде им не удается получить большинства, радикалы решили добиться победы в России, чтобы, объявив ее суверенитет, устранить союзный центр от реальной власти.
21-22 января был создан блок «Демократическая Россия». Его костяк составили представители Межрегиональной депутатской группы. Платформа блока включала: требования отмены 6-й статьи Конституции и ликвидации партийных организаций на производстве и в госучреждениях, превращение Верховного Совета в постоянно действующий орган. Она требовала немедленного введения рынка, но при этом добивалась сохранения фиксированных цен.
Параллельно с созданием «Демократической России» появилась и «Демократическая платформа в КПСС». Ее организаторами стали ректор Московской высшей партийной школы В. Шостаковский и преподаватель научного коммунизма В. Лысенко. Создание платформы было нацелено на превращение КПСС в партию парламентского типа.
Между тем в самой партии углублялся кризис, она, в результате политики ее лидера, все больше отстранялась от власти. Еще раньше отказавшись от монополии на идеологию, КПСС уже не могла обосновать свое право руководить страной. Падение авторитета партии и ее последующее самоустранение на практике вело к развалу союзного государства. Последствия развернутой кампании тотальной критики реального социализма оказались гораздо серьезней, чем можно было предположить. Сложность ситуации заключалась в том. что расширению этой кампании невозможно было противостоять. Любой, допытавшийся противиться этому, предупреждавший об опасности, тут же подвергался массированному идеологическому прессингу.
Благодаря разочарованию в итогах начатой «перестройки» и активной пропаганде в массовом сознании россиян произошли существенные изменения. Распространились смутные надежды на возможность выхода из углубляющегося кризиса в рамках иного выбора, с опорой на рыночные ценности.
На этом фоне демократическая оппозиция получила мощного лидера в лице бывшего кандидата в члены Политбюро ЦК Б. Ельцина.
В середине марта 1990 г. состоялся 3-й съезд народных депутатов. 6-я статья Конституции СССР была отменена. Возникла дискуссия о выборах Президента. Часть депутатов выступала за избрание его всенародным голосованием, другая -съездом. Последних поддержали представители республик, которых явно не устраивал вариант избрания Президента всенародным голосованием. Избрание на съезде, делавшее пост Президента менее легитимным, представлялось более удобным. Не устраивало это и сторонников Ельцина, принявших программу борьбы за суверенитет РСФСР,
Единственным реальным кандидатам стал М. Горбачев, который и был избран первым Президентом СССР.
В июне 1989 г. в Ленинграде был создан Объединенный фронт трудящихся (ОФТ), который в январе 1990 г. выступил с инициативой создания РКП, а уже в июне состоялся учредительный съезд Российской коммунистической партии, первым секретарем которой был избран И. Полозков, бывший первый секретарь Краснодарского обкома КПСС. Заметным деятелем в РКП стал Г. Зюганов. Горбачеву, благодаря наличию в рядах РКП своих сторонников и умеренности ее лидеров, удалось удержать РКП под контролем.
В 1990 г. в рамках Верховного Совета и Съезда народных депутатов СССР сформировалась группа «Союз», которую поддерживали несколько сотен депутатов. В конце 1990 г. на основе этой группы сформировалось всесоюзное политическое объединение «Союз». Лидерами группы выступили полковники Н. Петрушенко, В. Алкснис, а также Е. Коган и Ю. Блохин. Они обвинили Горбачева в развале страны, в превращении ее в перспективе в колониальный придаток Запада, ликвидации Варшавского договора, высмеивали его идею «общеевропейского дома», доказывая, что СССР в этот дом на равных условиях никогда не пустят. Предъявлялись также обвинения в неспособности погасить очаги межнациональных конфликтов, в отказе от защиты русских.
Поворотным пунктом для КПСС стал ее XXVIII съезд, после которого только за один год из партии вышли 4 млн. чел. Съезд одобрил резолюцию «К гуманному демократическому социализму», признававшую плюрализм, частную собственность и разделение властей.
Предвыборная кампания подтолкнула образование новых партий. В течение 1990 г. образовались Социал-демократическая, Демократическая, Конституционно-демократическая, Республиканская и другие оппозиционные КПСС партии. Практически все вновь образованные партии, называвшие себя социалистическими, на деле пропагандировали либерализм. За короткое время люди, еще вчера являвшиеся членами КПСС и даже активистами, стали ее противниками.
В апреле 1990 г. в Правительстве СССР была разработана программа экономических реформ, предполагавшая быстрое включение рыночных механизмов, свободу предприятий, начало разгосударствления собственности. Но Президентский Совет и Совет Федерации посчитали, что в условиях падения доверия к союзным ведомствам со стороны республик и населения эта программа не пройдет.
31 июля 1990 г. состоялась встреча М. Горбачева и Б. Ельцина, они договорились о разработке экономической программы, альтернативной правительственной. Была создана комиссия под руководством академика С. Шаталина и заместителя Председателя Совмина РСФСР Г. Явлинского.
Б. Ельцин в октябре 1990 г. заявил, что Россия может самостоятельно приступить к радикальной реформе с соответствующим разделом бюджета, собственности, армии, вооружений, таможни и др. Борьба за экономический суверенитет России от СССР становилась бескомпромиссной.
В ноябре 1990 г. на заседании с руководителями союзных республик М. Горбачев предложил программу из восьми пунктов по выводу СССР из кризиса. Предлагались экстренные меры по наведению порядка и укреплению дисциплины на транспорте. Но эти предложения натолкнулись на энергичное сопротивление лидеров республик и, прежде всего, Б. Ельцина, увидевших в этом попытку Горбачева сохранить собственную власть.
В конце декабря 1990 г. состоялся 4-й Съезд народных депутатов СССР. Съезд принял ряд поправок к Конституции, расширивших права Президента: он получил право непосредственно руководить правительством, преобразованным незадолго до этого в Кабинет министров, возглавил Совет Федерации и Совет безопасности. На должность вице-президента был избран бывший комсомольский и профсоюзный работник Г. Янаев. На съезде о своей отставке объявил Э. Шеварднадзе. Ушел в отставку и председатель союзного правительства Н. Рыжков.
17 марта 1991 г. состоялся референдум о сохранении СССР. Большинство жителей страны (71,3 %) высказались за сохранение Советского Союза.
Итоги референдума были восприняты Горбачевым как его политическая победа. 28 марта собрался Чрезвычайный Съезд народных депутатов РСФСР. На съезде среди коммунистической части депутатов произошел раскол. Группа депутатов во главе с А. Руцким заявила о создании фракции «Коммунисты - за демократию» и о своей поддержке Ельцина. Его поддержали и шахтеры Кузбасса, принявшие ряд резолюций в поддержку радикальных депутатов. Б. Ельцину с помощью Р. Хасбулатова удалось получить от Съезда дополнительные полномочия и согласие на проведение в июне 1991 г. выборов Президента России.
Власть и влияние Горбачева таяли на глазах. Он терял доверие и поддержку консерваторов и при этом уже не мог рассчитывать на союз с радикалами.
В апреле 1991 г. перед депутатами Верховного Совета СССР выступил премьер-министр В. Павлов, который раскрыл катастрофическую картину развала экономики страны. Главную причину он видел в развале межреспубликанских связей. Бюджет недополучил около 40 % запланированных поступлений из республик. Производство упало за год на 5 %, а национальный доход - на 10 %.
24 апреля состоялся Пленум ЦК КПСС, где впервые был поставлен вопрос о недоверии Горбачеву, но ему, благодаря удачному маневру, - заявлению лидеров 9 республик (включая Б. Ельцина) о совместных мерах по экономической стабилизации и скором заключении союзного договора - все же удалось сохранить пост Генерального секретаря.
12 июня 1991 г. Б. Ельцин одержал убедительную победу на всенародных выборах Президента РСФСР, что значительно ослабило позиции Горбачева, избранного на съезде народных депутатов. Противостояние вступило в заключительную фазу.
Таким образом, в течение пяти лет партийное и государственное руководство страны сменило, по крайней мере, три курса реформирования общества: ускорение, перестройка, переход к рынку. Причем, только после отставки М. Горбачев признался, что начал реформирование «не с того», что нужно было акцентировать внимание на сельское хозяйство и легкую промышленность. То есть, в ходе реформ ошибка ни разу не была признана властью публично, что позволило оппонентам критиковать союзное руководство, нередко прибегая к популизму, создавая новые иллюзии в обществе. В пределах огромного по территории и многонационального по составу государства такие «повороты» курса не могли не привести к краху всей системы. Этому способствовало также и то, что одновременно реформировались не только социально-экономическая отношения, но и система государственной власти, призванная осуществлять реформы. Ситуацию обостряла борьба за власть между ведущими политическими фигурами – М. Горбачевым и Б. Ельциным.
Распад СССР
К середине 80-х годов резко проявился кризис национально-государственного устройства СССР. Ослабление центральной партийно-государственной власти, опасение за свое дальнейшее положение заставили местную партийно-государственную элиту искать союза с национальной интеллигенцией, начавшей борьбу за доминирование в общественном сознании населения союзных и автономных республик. Контуры будущего объединения, способного взорвать всю структуру СССР, приняли явственные очертания уже на начальном этапе перестройки.
1986 г. стал годом межнациональных столкновений. В марте-апреле произошли стычки в Якутске между студентами якутами и русской молодежью. 17-19 декабря в Алма-Ате под предлогом того, что на пост первого секретаря ЦК КП Казахстана вместо Д. Кунаева был назначен Г. Колбин, тысячи молодых казахов устроили беспорядки. Погибли двое русских дружинников, свыше тысячи человек обратились за помощью в медицинские учреждения. Для восстановления порядка впервые были применены войска.
Интернационализм в доперестроечное время означал де-факто советизацию и русификацию. Интернационализм в новых условиях означал поощрение национальных движений при определившейся роли центра, который претендовал на роль некоего наднационального образования, но в республиках ассоциировался с русской властью. Не являясь властью русских и не формулируя их интересы, центр тем не менее давал добро на национализм местных титульных наций. Наднациональный центр, оставшись без наднациональной идеи, объективно работал против единого государства.
Борьба за “неотъемлемые права народов” неизбежно превращалась в борьбу против единого государства.
Одной из форм борьбы за национальную независимость стала критика советской истории. В августе 1987 г. в связи с годовщиной заключения советско-германского пакта о ненападении в Прибалтике прошли демонстрации с требованием опубликования секретных протоколов, восстановления правды о массовых депортациях в сталинские времена.
Первой проверкой прочности государства, его способности решать сложные межнациональные проблемы в новых условиях стали события в НКАО (Нагорно-Карабахской автономной области Азербайджана). В октябре 1987 г. армяне, проживавшие в Нагорном Карабахе, потребовали воссоединения с Арменией. В феврале 1988 г. в области прошли студенческие забастовки под лозунгами отделения Карабаха от Азербайджана. А 20 февраля сессия областного Совета обратилась к Верховному Совету Азербайджанской ССР с просьбой передать область из состава Азербайджана в состав Армении, одновременно сессия просила Верховный Совет СССР поддержать это решение. В Степанакерте и Ереване прошли националистические митинги. Большинство азербайджанцев, проживавших в Армении, вынуждено было бежать.
27-29 февраля в Сумгаите, где скопились тысячи азербайджанцев, бежавших из Армении, произошли погромы, в результате которых, только по официальным данным, погибли 32 чел. Всего пострадало 197 чел.
24 марта ЦК КПСС и Совмин СССР приняли постановление «О мерах по ускорению социально-экономического развития Нагорно-Карабахской автономной области Азербайджанской ССР в 1988-1995 гг.». На нужды области было выделено 400 млн. руб. Это был первый конфликт, связанный с произвольно установленными административными границами. Уже тогда наметилась будущая тенденция превращения административных границ в государственные.
Борясь против унитаризма, республики фактически закладывали основу для будущих территориальных конфликтов.
Центральная власть уже не могла и не хотела решать вопрос территориального переустройства. Республики, которые в результате существовавшего административно-территориального деления приобрели дополнительные территории, стремились закрепить существовавшие границы.
Центральная власть стала заигрывать с республиками, обрушиваясь с критикой на союзные министерства и ведомства, упрекая их в том, что они не считаются с мнением субъектов федерации. Фактически был выбран курс умиротворения сепаратистов. Чем больше союзная власть делала уступок, чем больше она занималась самокритикой, тем требовательней и настойчивей становились республики.
На состоявшейся 28 июня 1988 г. XIX Всесоюзной партконференции была поставлена задача привести «в соответствие с радикальной экономической реформой права союзных республик». Связывая обострение национальных проблем с недостатками развития Союза ССР, власти пошли не по пути усиления централистских начал с опорой на большинство населения, а по пути расширения прав республик, утверждая, вслед за националистами, что все беды идут не от порочного принципа национально-государственного устройства Союза, а от недостаточного его развития. Был выбран путь поощрения децентрализации, передачи республикам целого ряда управленческих функций, перехода на принципы хозрасчета, установления прямых хозяйственных связей. Фактически была поддержана идея придания языкам титульных наций статуса государственных.