Система оплаты жилья и коммунальных услуг
Переход на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг осуществляется поэтапно в течение 15 лет. Этапы и порядок перехода на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг определяются Правительством РФ совместно с органами исполнительной власти субъектов РФ. Размер оплаты жилья устанавливается дифференцированно в зависимости от качества и местоположения жилья.
Решение проблемы защиты интересов потребителей видится не только в регулировании процесса распределения и потребления услуг, но и в снижении затрат путем:
- повсеместного внедрения индивидуальных приборов регулирования и учета воды, газа и других энергоресурсов;
- заключения договоров между управляющей организацией (службой заказчика) и организациями, предоставляющими жилищно-коммунальные услуги на конкурсной основе;
- согласования тарифов.
Структура платежей граждан (кроме собственников частных домовладений), проживающих в домах, относящихся к жилищному фонду, независимо от формы собственности, включает плату:
- за содержание и текущий ремонт жилищного фонда;
- за капитальный ремонт жилищного фонда;
- за наем жилья (для нанимателей жилья).
Кроме того, граждане, проживающие в домах, относящихся к жилищному фонду (независимо от формы собственности), оплачивают коммунальные услуги (водоснабжение, водоотведение, теплоснабжение, горячее водоснабжение, газоснабжение, электроснабжение, вывоз бытовых отходов, обслуживание лифтового хозяйства и др.). Собственники жилых помещений должны платить налог на имущество физических лиц.
Оплата жилья производится ежемесячно не позднее десятого числа следующего за прожитым месяца.
Под нормативами потребления жилищно-коммунальных услуг понимается группа показателей, характеризующих необходимый на текущий период минимальный объем потребления жилищно-коммунальных услуг, оказываемых населению. Нормативы потребления жилищно-коммунальных услуг отражают минимальный, но достаточный для поддержания жизнедеятельности уровень потребления услуг населением.
Нормативы потребления жилищно-коммунальных услуг используются для определения:
- общего объема услуг, предоставляемых населению (отдельно по каждому виду услуг);
- экономически обоснованных тарифов;
- величины платежей за жилищно-коммунальные услуги;
- размера (компенсаций) субсидий;
- общего объема финансирования жилищно-коммунального хозяйства;
- потребности в бюджетных средствах.
Нормативы потребления жилищно-коммунальных услуг охватывают все направления деятельности жилищно-коммунального хозяйства. Они устанавливаются как для услуг индивидуального (семейного), так и общественного потребления.
К услугам индивидуального (семейного) потребления относятся услуги, оказываемые каждому потребителю непосредственно в жилом помещении (квартире, индивидуальном доме), - водоснабжение, водоотведение, тепло-, электро-, газоснабжение.
К услугам общественного потребления относятся услуги, оказываемые в многоквартирном доме (обслуживание и ремонт мест общего пользования, лифтового хозяйства, внеквартирного инженерного оборудования), а также на придомовой территории (уборка придомовой территории, сбор и вывоз бытовых отходов) и на территории населенного пункта в целом (уборка улиц, строительство, ремонт и уборка дорог, мостов, тротуаров, озеленение, уличное освещение и др.).
Нормативы потребления жилищно-коммунальных услуг определяются исходя из социальной нормы площади жилья, объемов воды, газа, электрической и тепловой энергии, приходящихся на одного человека, в среднем по территории (населенному пункту).
Уровень нормативов потребления жилищно-коммунальных услуг как в натуральном, так и в стоимостном выражении не является фиксированным во времени, он может меняться в любую сторону в зависимости от динамики социально-экономической ситуации в стране, изменений демографического характера и периодически пересматриваться.
Величина фактического потребления жилищно-коммунальных услуг в значительной степени определяется местными условиями: социально-экономическими, климатическими, градостроительными (в первую очередь имеет значение этажность застройки), демографическими и др.
В то же время на уровень потребления жилищно-коммунальных услуг существенно влияет комплекс субъективных факторов, отражающих эффективность работы предприятий. При этом нормативы потребления жилищно-коммунальных услуг для конкретного населенного пункта должны определяться исходя из объективных факторов.
Формирование нормативов жилищно-коммунальных услуг осуществляется в два этапа. На первом этапе определяются нормативы потребления жилищно-коммунальных услуг по регионам, расположенным в различных климатических зонах. На втором этапе путем дифференциации этих нормативных показателей с учетом местных условий уточняются нормативы потребления жилищно-коммунальных услуг для конкретного населенного пункта.
Плата за наем жилья. Плата за содержание и текущий ремонт (техобслуживание) жилищного фонда. Оплата коммунальных услуг.
Плата за наем жилья (в домах государственного и муниципального жилищного фонда) включает в себя компенсацию затрат для строительства жилья или его реконструкции. Ставки платы за наем дифференцируются в зависимости от места расположения дома, его износа, наличия удобств (электроснабжения, водопровода, канализации, центрального отопления, газовой или электрической плиты, горячего водоснабжения) и прочих эксплуатационных характеристик дома и квартиры.
Размер оплаты определяется не величиной затрат на содержание жилищного фонда, а его потребительскими качествами и отражает рыночные тенденции в стоимости жилищных услуг. Средства, собранные в виде платы за наем жилых помещений, поступают в распоряжение их собственника.
Определение базовой ставки за наем жилого помещения производится, исходя из определения отчислений на реновацию (полное восстановление) муниципального и государственного жилищного фонда, с учетом социально-экономической ситуации в муниципальном образовании. При расчете базовой ставки платы за наем жилого помещения рекомендуется использовать классификацию жилых зданий по группам и величины соответствующих норм амортизационных отчислений.
Каждое жилое помещение отличается собственным набором потребительских свойств, от которых зависит объем получаемых проживающими в нем жилищных услуг. Дифференциация ставок платы за наем может производиться по двум основным потребительским свойствам: 1) районов; 2) домов. Данные признаки, в свою очередь, характеризуются набором параметров, имеющих определенное значение. Например, потребительские свойства района можно дифференцировать по следующим параметрам и их значениям:
1.1.зеленая зона или зона с благоприятной экологической ситуацией.
1.2.Зона, приближенная к транспортным потокам, или промышленная зона.
2.1.Центр и срединная зона.
2.2.Отдаленные районы:
3. Транспортная доступность:
3.1.Хорошая.
3.2.Плохая.
Потребительские свойства дома
1. Материал стен:
1.1.Кирпичный.
1.2.Блочный, крупнопанельный.
1.3.Смешанный или деревянный.
2. Степень износа:
2.1.Относительно новый (до 30%).
2.2.Средняя степень износа (30 - 60%).
2.3.Аварийный или ветхий дом (более 60%).
3. Планировка дома:
3.1.Улучшенная.
3.2.Стандартная.
3.3.Нестандартная (неудобная).
На практике реальное число групп значительно меньше максимально возможного, так как многие из предложенных параметров в значительной степени взаимосвязаны.
Плата за содержание и текущий ремонт (техобслуживание) жилищного фонда.
Плата за содержание и текущий ремонт (за техобслуживание) жилищного фонда включает в себя плату за выполнение работ по эксплуатации, текущему ремонту, санитарному обслуживанию строения, оборудования, территории. Однако не все выполняемые жилищно-эксплуатационными организациями услуги включаются в число оплачиваемых ежемесячно. Ряд услуг и работ предоставляются за дополнительную плату. Перечень и тех и других устанавливается нормативными актами субъектов РФ, органами местного самоуправления.
Техническое обслуживание и ремонт строительных конструкций здания состоят из работ, способствующих предупреждению преждевременного износа жилищного фонда и сохранению заданных эксплуатационных показателей всех элементов жилого дома. Техническое обслуживание и ремонт инженерного оборудования заключаются в проведении работ на системах теплоснабжения, газоснабжения, вентиляции, дымоходов, водопровода и канализации, мусоропровода, лифтового хозяйства и др.
Работа по санитарному содержанию зданий и придомовой территории может включать в себя:
- уборку прилегающих к домовладению площадей;
- санитарную очистку зданий, уборку лестничных клеток, холлов, коридоров, мусоропроводов и других мест общего пользования;
- проведение санитарно-эпидемиологических мероприятий;
- озеленение территорий;
- освещение мест общего пользования строений и придомовых территорий.