Национально-правовое регулирование иностранных инвестиций
Субъектный состав. Иностранными инвесторами в Республике Беларусь признаются:
- иностранные государства и их административно-территориальные единицы в лице уполномоченных органов;
- международные организации;
- иностранные юридические лица;
- иностранные организации, не являющиеся юридическими лицами, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств;
- иностранные граждане;
- физические лица (граждане Республики Беларусь и лица без гражданства), постоянно проживающие за пределами Республики Беларусь.
В соответствии с действующим законодательством Республики Беларусь перечень иностранных инвесторов довольно широк. Так, к иностранным инвесторам в Республике Беларусь являются иностранные организации, не являющиеся юридическими лицами.
Ограничение деятельности иностранных инвесторов.Инвестиционный кодекс Республики Беларусь содержит перечень запретов на иностранные инвестиции в соответствующих сферах деятельности, а именно в сфере обеспечения обороны и безопасности Республики Беларусь, а также в сфере изготовления и реализации наркотических, сильнодействующих и ядовитых веществ. Кроме того, иностранные инвестиции в имуществе юридических лиц, занимающих монопольное положение на рынке Республики Беларусь, без согласия Министерства экономики Республики Беларусь не допускаются.
Формы иностранных инвестиций в Республике Беларусь.В соответствии со статьей 5 Инвестиционного кодекса, иностранные инвестиции могут осуществляться на территории Республики Беларусь в следующих формах создание юридического лица или приобретение имущества или имущественных прав. Иностранные инвестиции в имущественной форме могут включать следующее:
- доли в уставном фонде юридического лица, включая увеличение уставного фонда;
- недвижимость;
- ценные бумаги;
- права на объекты интеллектуальной собственности;
- концессии;
- оборудование;
- другие основные средства.
Регламентируя деятельность иностранных инвесторов на территории Республики Беларусь, Инвестиционный кодекс Республики Беларусь указывает на то, что они вправе осуществлять в Республике Беларусь инвестиционную деятельность в формах, аналогичных формам национальных инвесторов. Формы эти довольно традиционны, за исключением концессии, которой долгое время не было в отечественном законодательстве. Концессия представляет собой договор, заключаемый Республикой Беларусь с инвестором о передаче на возмездной основе на определенный срок права на осуществление на территории республики отдельного вида деятельности, на которую распространяется исключительное право государства, либо право пользования имуществом, находящимся только в собственности государства, например, недрами, водами, лесами, землей и т.д.
Правовой режим иностранных инвестиций и гарантии иностранным инвесторам.
Инвестиционный Кодекс устанавливает, что правовой режим иностранных инвестиций на территории Республики Беларусь, условия деятельности иностранных инвесторов и создаваемых с их участием юридических лиц не могут быть менее благоприятными, чем соответствующий режим для имущества и имущественных прав, а также условия для инвестиционной деятельности юридических и физических лиц Республики Беларусь, кроме случаев, определенных Кодексом.
Инвестиционный Кодекс предусматривает следующие гарантии.
1) Иностранный инвестор вправе самостоятельно распоряжаться прибылью (доходом), полученной в результате осуществления инвестиционной деятельности, в том числе осуществлять реинвестирование на территории Республики Беларусь в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь. Под реинвестированием понимается вложение инвестором в объекты инвестиционной деятельности на территории Республики Беларусь прибыли (дохода), уже полученной им в результате такой деятельности.
2) Иностранный инвестор после уплаты им налогов и других обязательных платежей, установленных законодательными актами Республики Беларусь, вправе беспрепятственно перевести за пределы Республики Беларусь прибыль (доход), полученный на территории Республики Беларусь в результате осуществления инвестиционной деятельности, а также выручку от полной или частичной реализации инвестиционного имущества при прекращении инвестиционной деятельности.
В случае, если акты законодательства Республики Беларусь, принятые после создания коммерческой организации с иностранными инвестициями, ухудшают положение и условия деятельности для иностранных инвесторов и создаваемых с их участием коммерческих организаций с иностранными инвестициями (то есть на них возлагаются дополнительные либо увеличенные в сравнении с ранее существовавшими обязанности или они ограничиваются в правах либо лишаются имевшихся прав), то к иностранным инвесторам, коммерческой организации с иностранными инвестициями и (или) иностранным инвестициям в течение пяти лет с даты приобретения юридическим лицом статуса коммерческой организации с иностранными инвестициями применяется законодательство, действовавшее на дату регистрации коммерческой организации с иностранными инвестициями.
Эти требования не распространяются на изменение актов законодательства Республики Беларусь в области обеспечения обороноспособности, экологической безопасности и охраны здоровья граждан Республики Беларусь.
Иностранные инвестиции не могут быть безвозмездно национализированы, реквизированы, к ним также не могут быть применены меры, равные указанным по последствиям. Национализация или реквизиция возможны лишь со своевременной и полной компенсацией стоимости национализированного или реквизированного инвестиционного имущества и других убытков, причиняемых национализацией и реквизицией.
Компенсация стоимости национализированного или реквизированного инвестиционного имущества должна быть равной реальной стоимости этого имущества на момент, непосредственно предшествовавший национализации или реквизиции либо их публичному объявлению, в зависимости от того, что из них имело место ранее. Кроме того, компенсация должна включать процент, исчисленный согласно официальному курсу белорусского рубля по отношению к соответствующей иностранной валюте за период с даты фактической национализации или реквизиции либо их публичного объявления до даты фактической выплаты компенсации. Указанный процент не должен быть ниже, чем соответствующий процент, установленный на Лондонском межбанковском рынке (LIBOR). Компенсация стоимости национализированного или реквизированного инвестиционного имущества иностранному инвестору выплачивается в валюте, в которой первоначально были осуществлены инвестиции. Размер компенсации стоимости национализированного или реквизированного инвестиционного имущества может быть обжалован инвестором в суд.
Действия (бездействие) государственных органов или их должностных лиц, органов административно-территориальных единиц или их должностных лиц и акты государственных органов Республики Беларусь или органов административно-территориальных единиц Республики Беларусь, нарушающие права инвестора и (или) причиняющие ему убытки и иной вред, могут быть обжалованы инвестором в суд. Причиненный вред, в том числе убытки, подлежит возмещению из средств соответствующей казны по решению суда.
Налогообложение иностранных инвесторов.
Налоговое законодательство, действующее на территории Республики Беларусь, установило следующие виды налогов и обязательных платежей, подлежащих уплате организациями с иностранными инвестициями:
- обязательные платежи в бюджет, исчисляемые из выручки организации:
а) сбор в республиканский фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки и налог с пользователей автомобильных дорог в дорожные фонды – 3 % единым платежом;
б) сбор на формирование местных целевых бюджетных жилищно-инвестиционных фондов и сбор на финансирование расходов, связанных с содержанием и ремонтом жилищного фонда - 1,15% единым платежом.
- налог на добавленную стоимость (см. основной нормативный акт по этому вопросу закон Республики Беларусь "О налоге на добавленную стоимость" в редакции от 16 ноября 1999 г.) по ставке 18 %, в некоторых случаях – 0 % ; 10 % ; 9,09 % или 15,25 %.
- налог на прибыль (см. основной нормативный акт по этому вопросу закон Республики Беларусь "О налогах на доходы и прибыль" от 22 декабря 1991 г.) по ставке 24 % с учетом льготы для коммерческих организаций с иностранными инвестициями, вклад иностранного участника в уставный фонд которых составляет более 30 % и вся выручка или ее часть образована за счет реализации товаров (работ и услуг) собственного производства при наличии у них свидетельства о фактическом формировании уставного фонда не менее чем на 50 %, выданного регистрирующим органом, предусматривающей освобождение от уплаты налога в течение трех лет с момента объявления прибыли,
- акцизный налог (см. основной нормативный акт по этому вопросу закон Республики Беларусь "Об акцизах" от 19 декабря 1991 г. в редакции от 30 декабря 1997 г.) на спирт и спиртосодержащие растворы, табачную, алкогольную продукцию и пиво, нефть сырую, автомобильные бензины и дизельное топливо, масло для дизельных и карбюраторных (инжекторных) двигателей, ювелирные изделия, микроавтобусы и автомобили легковые, в том числе и переоборудованные в грузовые, вне зависимости от рабочего объема двигателя, за исключением легковых автомобилей, предназначенных для профилактики и реабилитации инвалидов,
- платежи за землю (см. основной нормативный акт по этому вопросу закон Республики Беларусь "О платежах за землю" от 18 декабря 1991 г. в зависимости от местоположения и качества земельного участка,
- налог на недвижимость (см. основной нормативный акт по этому вопросу закон Республики Беларусь "О налоге на недвижимость" от 23 декабря 1991 г.) по ставке 1 % в год от стоимости основных средств, являющихся собственностью или находящихся во владении, а также от стоимости объектов незавершенного строительства,
- обязательные платежи, начисляемые на фонд заработной платы в фонд государственного социального страхования в размере 35 % и чрезвычайный (Чернобыльский) налог и отчисления в государственный фонд содействия занятости 5 % единым платежом.
Особенности валютного регулирования в отношении иностранных организаций.
Основу валютного законодательства составляет Закон Республики Беларусь «О валютном регулировании и валютном контроле» от 22 июля 2003 г.
Коммерческие организации с иностранными инвестициями являются резидентами Республики Беларусь с точки зрения валютного законодательства. Термин “резидент” обозначает любое физическое лицо независимо от национальной принадлежности, постоянно проживающее на территории Республики Беларусь, а также юридическое лицо, зарегистрированное в Республике Беларусь, включая организации с иностранными инвестициями.
Общее правило, касающееся резидентов, таково: расчеты между резидентами осуществляются в белорусских рублях. Использование между резидентами иностранной валюты допускается в строго ограниченных законодательством случаях.
В соответствии с Правилами проведения валютных операций, утвержденными постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 30 апреля 2004 г. , все расчеты между резидентами и нерезидентами осуществляются в иностранной валюте, расчеты в белорусских рублях производятся, если это предусмотрено международными договорами об использовании в расчетах национальных валют, а также в иных случаях, установленных законодательством Республики Беларусь.
Поэтому, если клиентами коммерческой организации с иностранными инвестициями будут резиденты, расчеты осуществляются в белорусских рублях, если же клиентами будут нерезиденты, то расчеты будут производиться в иностранной валюте.
Иностранный инвестор, зарегистрированный в Республике Беларусь как коммерческая организация с иностранными инвестициями, будучи резидентом, обязан хранить свои валютные средства в банке, который имеет лицензию Национального банка на осуществление операций в иностранной валюте на территории Республики Беларусь. Никаких ограничений по открытию валютных счетов в местных банках для них не установлено. Для открытия счета коммерческая организация с иностранными инвестициями должна предварительно стать на учет в налоговой инспекции и представить в банк ряд документов, в том числе документы, подтверждающие его регистрацию в качестве юридического лица.
В соответствии с Правилами открытия банками счетов клиентам в Республике Беларусь, утвержденными постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 28 сентября 2000 г., белорусское юридическое лицо, в том числе коммерческая организация с иностранными инвестициями вправе открыть один текущий счет в иностранных валютах, при этом на каждый вид иностранной валюты открывается отдельный лицевой счет. Открытие (сохранение) нескольких текущих счетов в иностранных валютах в различных учреждениях банков допускается с разрешения Национального банка Республики Беларусь.
Указом Президента Республики Беларусь от 2 июня 1997 г. "О совершенствовании порядка обязательной продажи иностранной валюты" регламентируется обязательная продажа части валютных средств. В настоящее время белорусские юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны продавать на торговой сессии ОАО "Белорусская валютно-фондовая биржа" 30 % средств в свободно конвертируемой валюте и российских рублях в течение 5 рабочих дней с даты поступления их на счета в белорусских или иностранных банках, за некоторыми исключениями. Так, не подлежит обязательной продаже:
- иностранная валюта, полученная от экспорта продукции (работ, услуг) собственного производства коммерческими организациями с иностранными инвестициями, в уставных фондах которых доля иностранных участников превышает 30 %, при соблюдении определенных условий;
поступившая в качестве вклада в уставные фонды организаций с иностранными инвестициями, в которых доля иностранных участников превышает 30 %.
Правовое положение иностранных инвестиций в свободных экономических зонах
Свободные экономические зоны (далее СЭЗ) являются относительно новым явлением для правовой системы Республики Беларусь. Однако следует отметить, что законодательство о свободных экономических зонах является, пожалуй, одной из немногих областей белорусского законодательства, которое за время своего существования не претерпело каких-либо существенных изменений в части регламентации прав и обязанностей субъектов инвестиционной деятельности. Это позволяет утверждать, что создание и развитие свободных экономических зон является одним из приоритетных направлений государственной инвестиционной политики. Только в текущем году в республике созданы две новые СЭЗ, и теперь каждый областной центр может предложить как иностранному, так и отечественному инвестору вполне приемлемые условия для инвестирования в организацию производства на территории СЭЗ.
Правовые и организационные основы создания, деятельности и ликвидации СЭЗ на территории Республики Беларусь установлены указом Президента Республики Беларусь от 20 марта 1996 г. "О свободных экономических зонах на территории Республики Беларусь" и законом Республики Беларусь от 07 декабря 1998 г. "О свободных экономических зонах".
На сегодняшний день в Республике Беларусь функционируют шесть СЭЗ: "Брест", "Минск", "Гомель-Ратон", "Витебск", "Могилев", "Гродноинвест".
В целом, правовой режим отдельных СЭЗ не содержит каких-либо существенных отличий, за исключением отдельных вопросов налогообложения хозяйственной деятельности резидентов.