В новое и новейшее время
Тема 16. Конфликтологическая мысль в начале Нового времени:
Гуго Гроций, Томас Гоббс и Джон Локк
В XVII в. центр западноевропейской интеллектуальной, политической и экономической жизни сдвинулся в Англию и Нидерланды. Ренессансная натурфилософия уступает свои позиции, и всё шире распространяется рационалистически-механистический взгляд на мир, согласно которому природа, общество, государство начинают рассматриваться как некие сложные механизмы. Подобно механизмам, созданным человеком, в них есть свои рычаги, пружины, противовесы и пр. (особенно часто мыслителями того времени используется образ часов). Подобный взгляд хорошо согласуется с признанием существования Бога: ведь он предполагает наличие субъекта, "собравшего" данный механизм. Но место Бога в мироздании оказывается совершенно иным: "собрав" и "запустив" механизм, он в дальнейшем предоставляет возможность ему функционировать самостоятельно, по своим внутренним законам. Поэтому в Западной Европе, начиная с XVII в., активно развиваются восходящие еще к античности концепции естественного права и общественного договора. Видные их сторонники - Гуго Гроций (1583 - 1645), Томас Гоббс (1588 - 1679) и Джон Локк (1632 - 1704).
Гуго Гроций. Выдающийся голландский правовед и политический мыслитель Гуго Гроций (Гуго де Гроот) считается одним из основоположников международного права. Он рассматривал государство как добровольное объединение людей, заключенное ради общей пользы, для предотвращения насилия и конфликтов, что впоследствии было развито Т. Гоббсом. Интерес для конфликтологов представляют идеи Гроция, предложенные им в работе "О праве войны и мира" (1625). Подобно тому, как в основу внутригосударственного права кладётся соглашение большинства людей, так и в основе международного права находится соглашение государств. Если поодиночке участники этих соглашений слабы, то, объединившись, они могут диктовать свою волю даже самому сильному из них.
Мир, по мнению Гроция, предпочтительнее войны. Одним из первых в новое время он стал писать о методах урегулирования споров. Первый метод - конференция конкурентов или соперников и переговоры между ними. Второй метод - компромисс, когда каждая сторона отказывается от некоторых своих требований или делает уступки. Наконец, спор может быть решен и путем войны. Гроций не является принципиальным противником всякой войны, несмотря на миротворческий пафос своей книги. Война как "состояние борьбы силою" допускается естественным правом, хотя иногда лучше отказаться от прав, чем пробовать отстаивать их силой. Войны могут носить как справедливый, так и несправедливый характер. Справедливый характер носят войны оборонительные, ставящие целью сохранение целостности государства, защиту имущества. Напротив, захватнические войны, войны в целях покорения других народов, завладения чужим имуществом являются несправедливыми. Зачинщики несправедливой войны, подчеркивал Гроций, ответственны за все те бедствия, которые принесла войны, за её последствия и обязаны возместить причиненный ими ущерб. Он также заявлял о том, что ведение боевых действий должно быть ограничено определенными рамками.
Работа Г. Гроция "О праве войны и мира" имела огромный успех: в течение первых 150 лет, прошедших с момента её выхода в свет, она выдержала 77 изданий. Шведский король Густав II Адольф, современник Гроция, по утверждениям приближённых, во время походов всегда держал экземпляр этой книги под седлом. Гроций принимал и непосредственное участие в разрешении международных торговых конфликтов, участвуя в качестве эксперта в процессе о захвате голландскими купцами португальского судна вместе с его грузом в Сингапурском проливе.
Томас Гоббс. Сын сельского священника и крестьянки, он окончил Оксфордский университет. После начала революции в Англии (1642) он эмигрировал во Францию, хотя, строго говоря, был не столько монархистом, сколько сторонником рационально устроенной твёрдой власти. Поэтому после установления диктатуры О. Кромвеля Т. Гоббс возвращается в Англию. Его работа "О гражданине" (1642) увидела свет в эмиграции, а наиболее известный его труд, "Левиафан", уже по возвращении в Англию, в 1651 г.
Т. Гоббс подробно разработал один из вариантов теории общественного договора. Первоначально, в "естественном состоянии", естественные права каждого члена общества, каждого индивида были ничем не ограничены, и каждый обладал всею полнотой естественных прав, вплоть до права на жизнь и имущество ближнего. "Естественное состояние" в результате становится хаосом, "войной всех против всех". Уместно упомянуть в связи с этим и три основные причины социальных конфликтов, выделенные Т. Гоббсом:
-- страх (человек боится потерять то, что имеет);
-- конкуренция (человек хочет сохранить то, что у него есть);
-- стремление к славе (человек стремится приумножить то, что есть).
Трудно сказать, насколько оправдано столь мрачное описание естественного, догосударственного состояния людей или, как мы бы сказали сегодня, первобытного общества. В XVII в. то время представляли, мягко говоря, довольно смутно. Поэтому вполне оправданно допустить, что на представления Т. Гоббса о естественном состоянии оказали воздействие современные ему события английской революции - беспорядки, анархия, убийства и пр.
Чтобы избавиться от анархии, люди заключают между собой общественный договор об учреждении верховной власти - государства. Оно должно охранять жизнь и безопасность всех членов общества, не допускать конфликты, а в случае их возникновения пресекать их силой, причем с этого момента лишь оно может законно использовать силу. Таким образом, государство выступает как конфликторазрешающий механизм.
Каждый индивид, заключая общественный договор, от своих естественных прав или от большей их части отказывается раз и навсегда. Заключив однажды общественный договор, индивиды утрачивают возможность изменить его: они не могут протестовать против действий верховной власти, осуждать ее решения. Верховная власть неделима (Т. Гоббс категорически против разделения властей), неотчуждаема, фактически обладает монополией на жизнь и смерть подданных. Так возникает государство - "смертный Бог", или Левиафан, как называет его Т. Гоббс. Чем оправдана такая абсолютность власти? Хаос ещё хуже. Тем не менее, не стоит изображать Гоббса сторонником тоталитаризма. По его мнению, абсолютный правитель не должен вмешиваться в свободную экономическую деятельность и не должен принуждать своих подданных убивать и калечить себя.
Высказанная Т. Гоббсом идея о том, что индивиды, заключая общественный договор, отказываются от своих естественных прав, может считаться одним из первых подходов к формулированию понятия "отчуждение". Отчуждение - отнятие у индивида неких предметов или свойств, которыми он ранее обладал, превращение их во что-то внешнее и чуждое ему. Представление об отчуждении можно найти в трудах и других теоретиков общественного договора (Дж. Локк, Ж.-Ж. Руссо), но развернутая концепция отчуждения появляется лишь в трудах Г. Гегеля, Л. Фейербаха и К. Маркса.
Джон Локк. Английский мыслитель Джон Локк (1632 - 1704) был младшим современником Т. Гоббса. Его отец во время революции был одним из командиров парламентской армии О. Кромвеля, сражавшейся с королевскими войсками. Дж. Локк окончил Оксфордский университет и с 1667 г. был домашним врачом одного из лидеров оппозиционной королю либеральной партии, занимал должности в государственных учреждениях. Несколько лет перед "славной революцией" 1689 г., ограничившей королевскую власть в пользу парламента, Дж. Локк провёл в эмиграции.
Дж. Локк предложил альтернативную версию теории общественного договора. Если Т. Гоббс исходил из того, что человеческие стремления в "естественном состоянии" носят эгоистический характер, то Дж. Локк смотрел на этот вопрос иначе. Естественное состояние у Локка характеризуется свободой и равенством индивидов, но ни в коем случае не своеволием. Люди и в естественном состоянии должны исповедовать принципы братской любви, справедливости и милосердия. Если кто-то в естественном состоянии и убивает ближнего, то лишь затем, чтобы наказать убийцу и защитить от его посягательств остальных людей, а также показать остальным, какое возмездие ждёт нарушителя естественных прав остальных. Поэтому естественное состояние у Локка - это не "война всех против всех", а состояние, когда "каждый обладает исполнительной властью".
Зачем же тогда необходимо заключать общественный договор? Хотя естественное состояние у Дж. Локка не предполагает перманентного, непрерывного конфликта, как у Т. Гоббса, тем не менее над каждым индивидом в этом состоянии висит угроза насилия, посягательства на его свободу и достоинство. Поэтому заключение общественного договора необходимо.
Однако должны ли люди передавать ради предотвращения конфликтов все свои естественные права учреждаемой ими верховной власти, как считал Т. Гоббс? Дж. Локк на этот вопрос отвечал отрицательно.
Если учреждённая власть окажется неограниченной и сможет поступать в отношении подданных, как ей заблагорассудится, её действия также станут причиной войн, вражды и конфликтов.
Поэтому при заключении общественного договора индивиды передают верховной власти лишь часть своих естественных прав - тот минимум, без которого государство просто не сможет существовать. Есть, по мнению Дж. Локка, такие естественные права, которые являются неотчуждаемыми, принадлежащими индивиду при всех обстоятельствах. Государству же, по его мнению, нужно не больше полномочий, чем необходимо для исполнения его функций (а главные из них - охрана прав, свобод и собственности граждан). Так родилась концепция "минимального государства" или "государства - ночного сторожа".
Локк также внёс свой вклад в развитие теории разделения властей. Первым на рубеже средневековья и эпохи Возрождения к ней обратился, как мы помним, Марсилий Падуанский. В XVII в. в Англии эта теория также нашла своих приверженцев среди радикальных сторонников революционных преобразований - левеллеров (уравнителей). Но и Марсилий Падуанский, и левеллеры выделяли две ветви власти - законодательную и исполнительную. Дж. Локк выделил три - законодательную, исполнительную и федеративную. Федеративная ветвь власти была ответственна за проведение внешней политики. Современный облик теории разделения властей был придан Ш. Монтескье (1689 - 1754).
Верховенство среди ветвей власти, по мнению Дж. Локка, должно принадлежать законодательной власти (Ш. Монтескье считал ветви власти равноправными). В случае конфликта законодательной и исполнительной ветвей власти законодательная легко может сместить исполнительную; напротив, применение силы со стороны исполнительной ветви власти квалифицируется Локком как произвол и агрессия. Ситуация конфликта между исполнительной ветвью власти и народом считается Локком всегда разрешимой при помощи принципа: благо народа - высший закон. Народ же может выступать третейским судьей и в конфликте между законодательной и исполнительной ветвями власти, и в других спорных случаях.
Дж. Локк также считается также основоположником либерализма (от лат. libertas - свобода) - политической теории и течения, исходным понятием которого является свобода. Основные принципы либерализма, по Дж. Локку, это:
-- наличие у индивида естественных и неотчуждаемых прав;
-- равенство граждан перед законом;
-- разделение властей в государстве;
-- формирование политического представительства граждан посредством выборов;
-- наличие основных политических свобод: слова, союзов, печати, собраний и т. д.
Оптимистический взгляд Дж. Локка на природу человека и его убежденность в важности свободы делают его одним из первых представителей Просвещения - идейно-политического течения, сделавшего своими лозунгами всевластие человеческого разума, основанного на опыте, и веру в прогресс.
Бернар Мандевиль и "Басня о пчёлах". Б. Мандевиль (1670 - 1733) происходил из семьи французских протестантов (гугенотов), переселившихся в начале XVII в. в Голландию из-за религиозных преследований. Окончив Лейденский университет, Мандевиль стал врачом, позже переехал в Лондон, посвятив себя научной и литературной деятельности. Его наиболее известное произведение - "Басня о пчёлах", смысл которой раскрывает подзаголовок: "Пороки частных лиц - благо для общества".
Сюжет "Басни о пчёлах" прост. В пчелином улье (аллегорически изображающем общество) процветают мошенничество, расточительство, алчность, тщеславие, коррупция, всё продаётся и покупается, несправедливо нажитое богатство соседствует с ужасной нищетой. Пчёлы стали молить Юпитера о том, чтобы все стали честными, скромными и добросовестно трудились. Но после того, как из жизни улья исчезли социальное неравенство, корысть и эгоизм, все пчёлы стали честными, экономическое процветание сменилось упадком, улей зачах и распался. Мораль следующая: "Чтоб стать народ великим мог, в нём должен свить гнездо порок; достатка - всё тому свидетель - не даст ему лишь добродетель". Говоря более широко, Мандевиль пришёл к выводу: то, что представляется нам социальным злом - человеческие пороки, социальные конфликты и т.п. - есть неотъемлемая черта жизни общества и одно из условий его прогресса.
Вопросы и задания:
-- В чём состоит сущность рационально-механистического взгляда на мир?
-- Какой вклад в конфликтологическую мысль внёс Гуго Гроций?
-- Что, согласно Т. Гоббсу, является главным конфликторазрешающим механизмом в обществе? Почему?
-- Сравните версии теории общественного договора, предложенные Т. Гоббсом и Дж. Локком. В чём их сходство и в чём различия?
-- Что нового внёс Дж. Локк в теорию разделения властей по сравнению со своими предшественниками? Чем теория разделения властей Дж. Локка отличается от общепринятой сегодня?
-- Как в предложенной Дж. Локком системе разделения властей должны разрешаться конфликты между ветвями власти, а также между властью и народом?
-- Как вы относитесь к идее Б. Мандевиля о том, что социальные пороки есть условие благосостояния общества? Ответ обоснуйте.