Понятие государственной службы. Ее уровни и виды
Понятие "служба" имеет несколько значений. Это может быть вид общественной деятельности людей; работа, занятия служащего, место его работы; специфическое отношение к делу и т. д. В. Даль рассматривал понятие "служба" не просто как вид работы или деятельности, а более широко. Он связывал службу с такими понятиями и ценностями, как жизнь для других, быть полезным обществу, готовность к делу и др4.
Как правило, под службой понимаются отношения долга, верности, преданности, готовности защитить чей-то интерес. Предназначение службы связано с созданием условий для нормального функционирования общества, обеспечением других видов социальной деятельности. Служба может касаться социально-культурного обслуживания людей, осуществления управленческой деятельности, обеспечения деятельности органов государственной власти и т. д.
Особым видом службы является государственная служба. В широком смысле она представляет собой вид трудовой деятельности, осуществляемой на профессиональной основе работниками государственных органов в целях выполнения задач и функций государства. В статье 2 Федерального закона "Об основах государственной службы в Российской Федерации" под государственной службой понимается профессиональная деятельность по обеспечению исполнения полномочий государственных органов. Данное определение государственной службы, скорее всего, следует рассматривать в узком смысле. В нем отсутствует указание на служение государственных служащих обществу и государству. Это особенно актуально в условиях, когда государственные органы нередко отрываются от глубинных интересов большинства граждан и начинают работать преимущественно на себя.
Необходимо отметить, что вокруг понятия "государственная служба" продолжается научная дискуссия. В научной и учебной литературе можно найти десятки определений, что такое государственная служба5. Этот факт свидетельствует о сложности данного явления, невозможности охватить в одном понятии многообразие важнейших черт государственной службы, об особенностях восприятия государственной службы разными исследователями.
Государственная служба осуществляется прежде всего в аппаратах органов представительной, исполнительной и судебной власти. Кроме того, она может осуществляться и в иных государственных органах, реализующих от имени государства его цели и функции и отнесенных законодательством Российской Федерации и ее субъектов к государственной службе. Например, в ст. 9 Федерального закона "О естественных монополиях" указывается, что на работников органов регулирования естественных монополий распространяется правовой статус государственных служащих6.
В соответствии с абз. 2 п. 1 ст. 2 Федерального закона "Об основах государственной службы Российской Федерации" к государственной службе относится исполнение должностных обязанностей лицами, замещающими государственные должности категорий "Б" и "В". Следовательно, исполнение должностных обязанностей лицами, замещающими должности категории "А", не является государственной службой.
Государственная служба может быть рассмотрена во многих аспектах7, в томчисле:
социальном - как профессиональное осуществление по поручению общества полезной деятельности лицами, занимающими должности в государственных организациях; политическом - как деятельность по разработке и реализации государственной политики, регулированию отношений между основными социальными группами и классами общества;
правовом - как система правовых норм, устанавливающих государственные должности и их функции, регламентирующих процедуру поступления на государственную службу, ее прохождения и прекращения, очерчивающих права, обязанности и ответственность государственных служащих и т. д.
организационном - как совокупность организационных норм, способов, процедур, правил, стандартов и традиций упорядочивания, регулирования и координации совместной деятельности государственных служащих, придания взаимодействию компонентов государственной службы согласованности для достижения ее целей8;
социологическом - как практическая реализация функций государства, компетенции государственных органов;
В соответствии с ч. 3 ст. 2 Федерального закона "Об основах государственной службы Российской Федерации" и с учетом федеративного устройства российского государства, государственную службу подразделяют на два уровня:
- федеральную государственную службу, находящуюся в ведении Российской Федерации;
- государственную службу субъектов РФ, находящуюся в их ведении.
В совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов находятся кадры судебных и правоохранительных органов ( п. "л" ч. 1 ст. 72 Конституции РФ).
Государственная служба классифицируется на виды, что связано со специализацией содержания служебной деятельности и полномочиями конкретных государственных органов. Это может быть государственная служба в органах законодательной, исполнительной и судебной власти, органах прокуратуры, налоговых органах, таможенных органах, органах внутренних дел и т. д.
На взгляд некоторых специалистов, в настоящее время государственная служба Российской Федерации еще не представляет собой органически единого, сбалансированного и сплоченного института. Скорее всего государственную службу можно рассматривать как совокупность отдельных элементов, во многом слабо связанных между собой9.