Сущность юридического лица. Основы построения и система юридических лиц
Феномен юридического лица. Помимо граждан (физических лиц), участниками гражданских правоотношений могут быть различные правосубъектные организации (лица юридические). На разных исторических этапах ученые по-разному определяли сущность юридического лица, а законодатель высказывал неоднозначное к нему отношение, специфически очерчивал круг юридических лиц, определял их виды и правоспособность, регулировал вопросы создания и прекращения. Относительно сущности юридического лица в литературе не было и нет единства мнений.
Долгое время исходя из того, что представление о личности совпадает с понятием о человеке (ибо всякое право существует ради человека), решение этого вопроса связывалось с фикцией, а наделение организации правоспособностью объяснялось утилитарными целями (концепция олицетворения, или фикции, Ф.-К. Савиньи). Позднее, связывая фиктивность юридического лица с фактическим его отсутствием, акцент был сделан на никому не принадлежащем обособленном имуществе, предназначенном для тех или иных целей, а из посылки о том, что права могут принадлежать не только кому-то, но и чему-то, помимо личного имущества отдельных граждан, было выделено имущество, принадлежащее некоей цели, ради которой оно и существует (концепция бессубъектного права, или целевого имущества, А. Бринца).
Известно также мнение, что за фигурой юридического лица стоят носители интереса от его существования, т.е. выгодоприобретатели, или так называемые дестинаторы (концепция интереса Р. Иеринга).
Некоторые авторы указывали на историческую самобытность юридических лиц, восходящую уже к первым ступеням развития государства и права, что объясняется естественной социальной потребностью приурочивать имущественную правоспособность не только к отдельным людям, но и к общественным организациям, а также тем, что "индивидуальная собственность нуждается в дополнении своей односторонности и в смягчении ее резкости". На основании этого прибегали к такому приему, как представление о юридическом лице, посредством которого подводили нечто действительно существующее под соответствующее этому понятие (концепция представления Г. Дернбурга). Отдельные авторы едва ли не отождествляли юридическое лицо с физическим в вопросе реальности его существования (разнообразные концепции реальности, включая органическую концепцию О. Гирке)*(197).
В русском праве юридическое лицо рассматривалось средством удовлетворения потребности общественного быта (стремления граждан к объединению в различные союзы или создания для какой-либо цели заведения), не имеющим действительного бытия, а потому нуждающимся в признании публичной властью и, таким образом, получающим самостоятельное юридическое значение (Д.И. Мейер). Его определяли и с точки зрения фикции как воображаемый, искусственный или фиктивный субъект, противопоставленный действительным субъектам (физическим лицам) и создаваемый для обособления имущества и облегчения достижения той или иной цели (Г.Ф. Шершеневич), и с точки зрения социальной реальности - как некоторую живую клеточку социального организма, жизненность и активность которой придает воля создателя, продолжающая одушевлять созданное учреждение (И.А. Покровский)*(198).
В СССР разработка вопроса о сущности юридического лица с особой тщательностью и полемичностью велась главным образом вокруг государственных юридических лиц ввиду явного их преимущества в экономике (так называемых государственных органов), в том числе государственных предприятий (так называемых хозяйственных органов). Так, С.И. Аскназий рассматривал государственные органы, с одной стороны, необходимыми обособленными хозяйственными звеньями и правовыми единицами - адресатами предписаний регулирующих органов, посредством которых воля государства доводится до того людского состава, поведение которого должно быть организовано, с другой - оперативными предприятиями, отношения между которыми в условиях действия закона стоимости носят товарно-денежный характер, в результате чего юридическое лицо имеет административную и гражданскую правоспособность. "За каждым государственным юридическим лицом, использующим предоставленные ему имущества, - писал он, - должен быть усмотрен один и тот же собственник - государство, однако государство, выступающее не в единстве всех своих функций, а действующее лишь на определенном участке социалистической системы, т.е. хозяйственно использующее определенное имущество при посредстве определенного коллектива работников" (концепция государства)*(199).
А.В. Венедиктов видел за каждым государственным органом государство (как единого и единственного собственника всего фонда государственной собственности) и возглавляемый ответственным руководителем коллектив его рабочих и служащих и определял советское юридическое лицо именно через коллектив трудящихся, осуществляющий предусмотренные законом, административным актом или уставом задачи, имеющий урегулированную в том же порядке организацию, обладающий на том или ином праве и в той или иной мере обособленным имуществом и выступающий в гражданском обороте от своего имени - в качестве самостоятельного (особого) носителя гражданских прав и обязанностей (концепция трудового коллектива)*(200).
По мнению Ю.К. Толстого, за каждым государственным органом стоят само государство как единый и единственный собственник предоставленного ему имущества и ответственный его руководитель - директор. Как при установлении гражданских правоотношений, так и в области административного управления воля государства преобразуется в предопределяемую им собственную волю директора, которую последний выражает как носитель административной и гражданской правоспособности возглавляемого органа (концепция директора)*(201).
Позднее в рамках развивающейся хозяйственно-правовой теории и претендующего на самостоятельность хозяйственного права В.В. Лаптев заметил, что введение понятия хозоргана, всеобъемлюще характеризующего социалистическую организацию как участника хозяйственных отношений - планово-организационных и имущественных (т.е. по вертикали и по горизонтали), делает излишним институт юридического лица, который лишь частично (в части имущественных отношений) характеризует правосубъектность социалистических организаций. В связи с общей идеей ревизии цивилистики и изъятия из предмета гражданско-правового регулирования хозяйственных отношений он предложил сохранить институт юридического лица только в гражданско-правовой сфере (при взаимодействии социалистических организаций с гражданами) и отказаться от него в хозяйственно-правовой сфере (при взаимодействии социалистических организаций между собой) (ревизионистская концепция)*(202).
В тот же период в результате смещения акцента с "единого" (в виде государства), "двуединого" (в виде государства и директора), наконец, "триединого" (в виде государства, директора и трудового коллектива) субстрата юридического лица в плоскость общественных отношений О.А. Красавчиков определил юридическое лицо продуктом социально-исторического развития и "социальным организмом", организацией, обладающей совокупностью собственных признаков, сущность которой состоит в тех связях и отношениях, в которых состоят люди или их группы, объединившиеся для достижения целей (концепция социальных связей)*(203).
В пореформенный период при переходе к рыночным отношениям Е.А. Суханов, отдав предпочтение качеству и способу имущественной обособленности и имущественной самостоятельности участников гражданского оборота, заметил, что юридическое лицо - это не только и не столько определенным образом организованный коллектив людей, сколько в первую очередь "персонифицированное имущество", выделенное его учредителями (или участниками) для самостоятельной коммерческой деятельности (концепция персонифицированного имущества)*(204).
Сегодня, по мнению Н.В. Козловой, никакое объединение людей, трудовой коллектив или имущество сами по себе не являются субъектами гражданского права. Участниками гражданских правоотношений могут быть только человек или общественное образование, которых объективное право наделяет правосубъектностью, способностью быть "лицом". Юридическое лицо - искусственный субъект права, который в соответствии с законом создается другими субъектами (учредителями) для определенных целей и может иметь права и обязанности, применимые к его природе (концепция искусственной правосубъектности)*(205).
Понятие и признаки юридического лица. Современный законодатель определяет юридическое лицо как организацию, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде (абз. 1 п. 1 ст. 48 ГК, ср. со ст. 13 ГК РСФСР 1922 г., ст. 23 ГК РСФСР 1964 г., ст. 11 Основ гражданского законодательства СССР 1961 г. и 1991 г.). Юридическим лицам посвящены гл. 4 ГК и ряд федеральных законов, регулирующих статус отдельных их видов и даже целых групп, а также те или иные вопросы их функционирования*(206).
Из приведенного определения юридического лица, а также посредством привлечения других правил ГК можно выделить следующие четыре ключевых признака рассматриваемого явления.
1. Исходный признак всякого юридического лица - его организация или организационное единство. Разумеется, данный признак не ставится под сомнение, если юридическое лицо представляет собой объединение (организацию) нескольких (двух и более) лиц, а сама предпосылка последних к объединению в организацию выступает в качестве признака и особенности устройства юридического лица. Именно так обстоит дело в хозяйственных товариществах, кооперативных, общественных и религиозных организациях (объединениях), фондах и многих других. Одни из них предполагают создание организации для осуществления от ее имени предпринимательской деятельности (ст. 69, 82 ГК), другие - для организованной совместной производственной или иной хозяйственной деятельности или удовлетворения материальных и иных потребностей (п. 1 ст. 107, п. 1 ст. 116 ГК), третьи - для организованного удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей (п. 1 ст. 117, п. 1 ст. 118 ГК). В таких случаях не приходится сомневаться в том, что юридическое лицо - организация или, говоря иначе, коллектив участвующих в нем лиц (участников). Не столь очевидно дело обстоит тогда, когда юридическое лицо создается одним лицом - учредителем (гражданином, другим юридическим лицом, государством или муниципальным образованием), который в то же время является единственным его участником, а нередко и единственным работником. В таких случаях сам факт того, что юридическое лицо есть организация, а также классический признак организационного единства, по крайней мере, неочевидны.
Между тем эти факт и признак являются системообразующими ("несущими") в конструкции юридического лица: законодатель и прежде, и сейчас определяет всякое юридическое лицо именно через организацию, понимание которой, таким образом, надлежит связывать не с числом ее учредителей (участников) и уж тем более не с наличием трудового коллектива.
Признак организации и организационного единства всякого юридического лица следует понимать прежде всего с точки зрения внутренней его организованности (устройства), т.е. наличия у него единого целостного и самостоятельно функционирующего и саморегулирующегося механизма, который имеет индивидуальную внутреннюю структуру, специфическое имущественное устройство (в том числе в соответствующих случаях предприятие - ст. 132 ГК), органы управления, формирующие и выражающие его волю, которая, кстати, не всегда совпадает с волей отдельного участника (в том числе их компетенцию либо правовые инструменты, заменяющие органы при их отсутствии). Внутреннее организационное единство, писал О.А. Красавчиков, - система существенных взаимосвязей всех структурных подразделений организации между собой и подчинение их руководящему органу, что позволяет рассматривать юридическое лицо не как "социальную сумму" его элементов, а как единое организационное целое*(207). С формальной стороны организованность конкретного юридического лица и особенности его устройства характеризуют его учредительные документы (ст. 52 ГК). Таким образом, юридическое лицо - организация, однако из этого не следует, будто бы всякая организация (пусть даже хорошо структурированная, устойчивая и формально отвечающая всем требованиям, предъявляемым законом к юридическим лицам) представляет собой юридическое лицо.
Юридическое лицо - организация, признанная в качестве субъекта права (носителя прав и обязанностей) законом. Признание той или иной организации законом в качестве юридического лица означает:
соответствие данной организации одной из предусмотренных (признанных) законом организационно-правовых форм*(208) и всем предъявляемым к данной форме требованиям;
ее государственную регистрацию и включение в Единый государственный реестр юридических лиц (ст. 51 ГК).
Организации, не признанные юридическими лицами законом (в частности, не соответствующие ни одной предусмотренной законом форме, а придуманные заинтересованными лицами произвольно по их усмотрению), не могут быть юридическими лицами и регистрироваться в качестве таковых. Известны случаи, когда закон прямо говорит о том, что организация не является юридическим лицом (п. 3 ст. 55 ГК).
2. Юридическое лицо - правосубъектная организация, которая самостоятельно (от своего имени) выступает в гражданском обороте, т.е. приобретает имущественные и личные неимущественные права и несет обязанности, может быть истцом и ответчиком в суде, т.е. быть носителем не только материальных, но и процессуальных прав и обязанностей. Возможность самостоятельного выступления юридического лица в гражданском обороте и в процессуальных отношениях обеспечивают прежде всего: место его нахождения; наименование и другие средства индивидуализации; его органы, участники, работники.
Место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации, которая, в свою очередь, осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа или (при отсутствии такового) - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности (см. п. 2 ст. 54 ГК).
Всякое наименование юридического лица должно содержать указание на его организационно-правовую форму (например, общественная организация или акционерное общество), а в некоторых случаях - и на характер деятельности (п. 1 ст. 54 ГК). Особые требования предъявляются к фирменному наименованию или фирме (п. 3 ст. 69, п. 4 ст. 82, п. 2 ст. 87, п. 2 ст. 95, п. 2 ст. 96, п. 3 ст. 107, п. 3 ст. 113 ГК). Данные требования устанавливаются Частью четвертой ГК и другими законами. Права на фирму определяются в соответствии с правилами разд. VII ГК (абз. 2 п. 4 ст. 54 ГК).
Наличие у коммерческой организации фирмы сопряжено с двумя принципиальными обстоятельствами: необходимостью ее определения в учредительных документах данной организации и включения в единый государственный реестр юридических лиц при государственной регистрации данной организации (см. п. 1 ст. 1473 ГК); включением фирмы коммерческой организации в Единый государственный реестр юридических лиц, определяющий момент возникновения и условие существования исключительного права на фирму и защиты данного права (ст. 1474 ГК). Исключительное право на фирму означает юридическую монополию коммерческой организации на использование данного средства индивидуализации любым не противоречащим законом способом (в том числе путем его указания в рекламе, вывесках, бланках, счетах и иной документации - п. 1 ст. 1474).
Юридическое лицо, помимо индивидуализирующего его в гражданском обороте наименования (в том числе фирмы), может иметь и другие средства индивидуализации (в том числе являющиеся объектом его исключительных прав: товарные знаки и знаки обслуживания - ст. 1477-1515 ГК, коммерческие обозначения - ст. 1538-1541 ГК)*(209).
Большинство юридических лиц имеют органы (п. 1 ст. 53 ГК), которые в соответствии с их компетенцией (полномочиями) формируют и исполняют волю юридического лица, представляют его в отношениях с третьими лицами. В тех особых случаях, когда юридическое лицо не имеет органов, оно приобретает гражданские права и обязанности через участников (п. 2 ст. 53). Юридическое лицо участвует в гражданском обороте и через своих работников, действия которых по исполнению обязательства юридического лица считаются действиями самого юридического лица (ст. 402 ГК).
3. Юридическое лицо имеет обособленное (автономное) имущество, т.е. имущество, юридически и экономически не совпадающее с имуществом (отличающееся от имущества) ее учредителя (участников) или вообще любых других лиц. Юридическая степень имущественной обособленности может быть различной. Прежде всего подавляющее большинство современных юридических лиц - собственники имущества, переданного им их учредителями (участниками) и приобретенного в процессе дальнейшей деятельности. Обладание большинством юридических лиц правом собственности на обособленное имущество полностью соответствует условиям и потребностям рыночной экономики (где каждый участник гражданского оборота должен видеть в потенциальном контрагенте субъекта, наделенного максимальными полномочиями) и, напротив, заметно контрастирует с имущественным статусом юридических лиц эпохи плановой экономики (когда единым собственником имущества выступало государство, а функция большинства юридических лиц - так называемых хозяйственных органов или государственных органов - сводилась к управлению закрепленным за ними государственным имуществом в пределах, установленных собственником).
В условиях рынка отдельные юридические лица остаются несобственниками: одни из них (часть государственных и муниципальных унитарных предприятий) - субъекты права хозяйственного ведения, другие (другая часть государственных или муниципальных предприятий - так называемые казенные предприятия, а также все учреждения) - субъекты права оперативного управления.
Правило п. 1 ст. 48 ГК в части имущественного статуса юридического лица подлежит расширительному толкованию: его смысл не может быть сведен только к трем упомянутым вещным правам и ограничен ими, в противном случае придется признать, что организация, имущественная обособленность которой не вписывается в указанную "триаду", не может и не должна признаваться юридическим лицом. Между тем юридические лица могут иметь обособленное имущество не только на правах собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления, но и на других имущественных правах.
Другие имущественные права могут быть:
вещными (например, право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком - см. ст. 216, 268-270 ГК, см. также п. 7 ст. 3 ФЗ "Об автономных учреждениях"*(210));
обязательственными (например, права требования на арендованный офис, на денежные средства на банковском счете);
исключительными (например, право на результат интеллектуальной деятельности, вытекающее из патента на изобретение, внесенное в качестве вклада в уставный капитал).
Иногда из-за далеких от совершенства формулировок самого законодателя вообще весьма непросто определить правовой режим имущества юридического лица. Так, согласно п. 2 ст. 298 ГК юридическое лицо, созданное и существующее в форме учреждения, имеет некое право на самостоятельное распоряжение доходами от собственной доходной (предпринимательской) деятельности и имуществом, приобретенным за счет этих доходов. При этом ГК не определяет сущность данного права и объем правомочий его обладателя (по крайней мере, формально нет сомнений в том, что данное право не является ни правом собственности, ни правом хозяйственного ведения, ни правом оперативного управления). Следовательно, упомянутая в п. 1 ст. 48 ГК "триада" вещных прав и в самом деле играет не более чем некую информационно-иллюстративную роль*(211).
С экономической точки зрения имущественную обособленность юридического лица отражают его самостоятельный баланс или смета (абз. 2 п. 1 ст. 48 ГК). Для сравнения заметим, что структурные подразделения юридического лица (цеха, бригады, отделы и т.п., в том числе обособленные подразделения - представительства и филиалы - ст. 55 ГК), наделяются имуществом для решения строго определенных задач (эксплуатация, обработка, реализация и другие формы использования). Такое имущество, конечно, может быть обособлено от имущества юридического лица, но только физически или фактически (например, находящееся в другом городе имущество представительства или филиала). Юридически же оно остается имуществом соответствующего юридического лица и с точки зрения экономической учитывается на его балансе (и только в некоторых случаях может учитываться на отдельном балансе подразделения)*(212). Кстати, именно отдельный (а не самостоятельный) баланс используется и как средство учета имущества юридического лица в некоторых случаях, прямо указанных в законе (п. 2 ст. 298 ГК).
Имущественная обособленность как важнейший признак юридического лица объективно препятствует существованию одних юридических лиц внутри других юридических лиц, поэтому всевозможные структурные подразделения юридического лица, включая его филиалы и представительства, не могут быть юридическими лицами. Однако это общее правило знает исключения, которые установлены для крупных юридических лиц и (что немаловажно подчеркнуть) - только для некоммерческих организаций. Так, если речь идет о таком общественном объединении, как политическая партия, государственной регистрации подлежат как сама партия, так и ее структурные подразделения - региональные отделения. Кроме того, устав партии может наделять правом юридического лица и иное структурное подразделение партии (например, местное или первичное отделение), которое регистрируется в этом качестве в порядке, предусмотренном для государственной регистрации регионального отделения (пп. 1, 8 ст. 15 Закона о политических партиях). Отсюда можно сделать вывод, что юридическое лицо - организация, признанная в качестве субъекта права законом, а в исключительных случаях (и с разрешения закона) - уставом. Сходная ситуация в другом общественном объединении - профсоюзном, где юридическими лицами могут быть профсоюзы, их объединения (ассоциация), а также первичные профсоюзные организации (ст. 8 Закона о профсоюзах)*(213).
4. Наличие у юридического лица обособленного имущества предопределяет несение самостоятельной ответственности данным имуществом, которая по общему правилу распространяется на все обособленное имущество, а значит, является полной (п. 1 ст. 56 ГК). Из этого правила есть исключение: некоторые юридические лица (учреждения) отвечают по своим обязательствам не всем своим имуществом, а только определенной его частью. В то же время закон устанавливает ряд случаев, когда объем имущества юридического лица не является пределом имущественной ответственности - при недостаточности имущества юридического лица к ответственности по его обязательствам привлекаются его учредители (участники) или собственник имущества*(214).
Классификации юридических лиц. Законодатель в § 1 гл. 4 ГК предлагает две важнейшие классификации юридических лиц.
1. Критерием одной выступает наличие или отсутствие у учредителей (участников) юридического лица имущественных прав в отношении данного юридического лица. Исходя из этого все юридические лица делятся на две группы.
В рамках первой группы юридических лиц их учредители (участники) сохраняют имущественные права в связи с участием в образовании их имущества (абз. 1 п. 2 ст. 48 ГК), при этом сохраняемые имущественные права могут быть двух видов: обязательственными правами в отношении самого юридического лица (см. абз. 2 п. 2 ст. 48) или вещными правами на его имущество (абз. 3 п. 2 этой статьи). Принципиальная разница между юридическими лицами двух выделенных подгрупп состоит в том, что в первом случае речь идет о юридических лицах - собственниках имущества, переданного им их учредителями (участниками), а во втором - о юридических лицах - несобственниках, чьи права в отношении переданного им их учредителями имущества характеризуются правами хозяйственного ведения и оперативного управления - правами, более узкими по объему образующих их правомочий в сравнении с правом собственности.
В рамках второй группы юридических лиц их учредители (участники) не сохраняют в отношении них имущественных прав, соответственно, юридические лица этой группы также являются собственниками имущества, переданного им учредителями (участниками) (п. 3 ст. 48 ГК).
Данная классификация позволяет дифференцировать все юридические лица на "собственников" и "несобственников", раскрыть имущественно-правовой статус всякого юридического лица, степень обособленности его имущества (а значит, его имущественной самостоятельности, свободы и независимости в гражданском обороте), решить некоторые принципиальные вопросы, возникающие между учредителем (участником) и юридическим лицом (в частности, при ликвидации последнего и определении судьбы его имущества - п. 7 ст. 63 ГК)*(215).
2. Критерием другой классификации выступает основная цель деятельности юридического лица. Исходя из этого все юридические лица также делятся на две группы: первые преследуют в качестве основной цели деятельности извлечение прибыли и являются коммерческими организациями, вторые, напротив, не преследуют в качестве основной цели деятельности извлечение прибыли и являются некоммерческими организациями (п. 1 ст. 50 ГК). Данная классификация непосредственно сопряжена с феноменом предпринимательской деятельности, включенной в предмет гражданско-правового регулирования и отнесенной к ведению гражданского законодательства (абз. 3 п. 1 ст. 2 ГК).
Важно подчеркнуть, что в рамках данной классификации предпринимательская деятельность не является исключительной прерогативой коммерческих организаций: не случайно при формулировке критерия дифференциации всех юридических лиц на коммерческие и некоммерческие организации речь идет о стремлении к извлечению прибыли только как об основной цели деятельности (самоцели). Источники финансирования деятельности некоммерческих организаций (в том числе возможность их самофинансирования) обычно значения не имеют (за исключением некоторых случаев*(216).
Таким образом, некоммерческие организации также могут заниматься предпринимательской деятельностью, но при соблюдении ряда условий и ограничений:
стремление к получению прибыли не должно превращаться в самоцель (п. 1 ст. 50 ГК);
получаемая прибыль не должна распределяться между участниками некоммерческой организации, т.е. присваиваться ими (за исключением членов потребительского кооператива - п. 5 ст. 116 ГК);
осуществление предпринимательской деятельности должно соответствовать тем целям, ради которых создана некоммерческая организация, служить достижению этих целей (абз. 2 п. 3 ст. 50 ГК);
право вести предпринимательскую деятельность не должно прямо исключаться законом.
В силу именно такого исключения закона объединение коммерческих организаций, само являющееся некоммерческой организацией, не может вести предпринимательскую деятельность самостоятельно и непосредственно: для этого оно должно преобразоваться в хозяйственное товарищество или общество либо участвовать в таком товариществе или обществе (абз. 2 п. 1 ст. 121 ГК). Данное правило не распространяется на объединения некоммерческих организаций (п. 2 ст. 121 ГК), а также на объединения коммерческих и некоммерческих организаций (которые допускает п. 4 ст. 50 ГК). Такие виды объединений, также являющиеся некоммерческими организациями, вправе заниматься предпринимательской деятельностью самостоятельно и непосредственно, т.е. для этого им не требуется преобразование или участие в коммерческой структуре.
Принципиальное значение классификации юридических лиц на коммерческие и некоммерческие организации состоит в том, что в условиях единства российского частного (гражданского) права (т.е. отсутствия самостоятельного торгового права) она позволяет дифференцировать все участвующие в гражданском обороте юридические лица на "коммерсантов" и "некоммерсантов", что является принципиально важным для понимания и решения многих вопросов (их правоспособности, организационно-правовых форм - ст. 49, 50 ГК, а также в ряде других случаев)*(217).
Организационно-правовые формы. Помимо двух рассмотренных классификаций юридических лиц закон закрепляет также их организационно-правовые формы (формы). Устанавливая формы юридических лиц, законодатель хотя и "привязывается" к обеим указанным классификациям (пп. 2, 3 ст. 48, пп. 2, 3 ст. 50 ГК), но при этом не руководствуется каким-либо определенным (строгим) исходным началом (критерием), поэтому пользуется не классификационным, а перечневым методом. Это означает, что при необходимости перечень форм юридических лиц может быть сокращен за счет удаления отдельных из них или, напротив, дополнен новыми. Перечень форм коммерческих организаций исчерпывающе определен ГК (п. 2 ст. 50), поэтому появление новых форм коммерческих организаций если и возможно, то не иначе как при условии соответствующей корректировки Кодекса. С учетом этого замечания, а также пп. 2 и 3 ст. 66 коммерческие организации могут создаваться в следующих формах:
полного и коммандитного товарищества (ст. 69-81, 82-86);
общества с ограниченной и с дополнительной ответственностью (ст. 87-94, 95);
акционерного общества (ст. 96-104);
производственного кооператива (ст. 107-112);
государственного и муниципального унитарного предприятия (ст. 113-115). Особенности каждой формы определяют указанные статьи ГК, а также правила специальных законов (исключения составляют только полное и коммандитное товарищества, статус которых исчерпывающе регулирует ГК).
Поскольку императивная норма п. 2 ст. 50 ГК явно ограничивает принципы свободы договора, автономии воли и самостоятельности (пп. 1, 2 ст. 1, абз. 1 п. 1 ст. 2, ст. 421 ГК), коммерческая организация не может быть создана ни в какой другой форме (в том числе за счет объединения элементов разных форм путем их комбинирования). Именно поэтому в РФ исключено существование, к примеру, "акционерной коммандиты" (т.е. результата объединения коммандитного товарищества и акционерного общества, признаваемого некоторыми государствами) или "акционерного общества с дополнительной ответственностью" (т.е. результата объединения акционерного общества и общества с дополнительной ответственностью), а форма унитарного предприятия не может использоваться за рамками государственной или муниципальной формы собственности для обеспечения интересов частного бизнеса.
Отдельные установленные ГК формы коммерческих организаций имеют внутреннюю дифференциацию. Так, акционерные общества в зависимости от порядка распределения и обращения акций могут быть открытыми или закрытыми (см. ст. 97), а унитарные предприятия в зависимости от их имущественно-правового статуса - основанными на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления (ст. 114, 115). Некоторые формы могут группироваться благодаря наличию у них достаточных для этого общих признаков. Таковой, в частности, является группа хозяйственных обществ, в рамках которой только и возможно наличие такой особой их разновидности, как общества дочерние и зависимые (ст. 105, 106). Более крупной является группа хозяйственных товариществ и обществ, особенности правового регулирования которой характеризуются наличием пусть и небольшой, но вполне самостоятельной общей части (ст. 66-68). Именно благодаря сходству между отдельными формами и во избежание дублирования нормативного материала правила, посвященные одним формам, иногда в силу прямого указания закона могут применяться также в отношении других форм (п. 2 ст. 82, п. 3 ст. 95).
Формы некоммерческих организаций (в отличие от коммерческих) устанавливает ГК, а также закон (абз. 1 п. 3 ст. 50 ГК), т.е. нормативный правовой акт высшей юридической силы, принимаемый в особом порядке, который с точки зрения его отраслевой принадлежности может быть любым, т.е. может и не иметь отношения к гражданскому законодательству (п. 2 ст. 3 ГК).
Некоммерческие организации могут создаваться в форме потребительских кооперативов, общественных или религиозных организаций (объединений), учреждений, благотворительных и иных фондов, а также в других формах, предусмотренных законом. Так, Закон о некоммерческих организациях, "проигнорировавший" названные в ГК потребительские кооперативы, в то же время в числе допущенных для участия в гражданском обороте форм некоммерческих организаций дополнительно к ГК называет государственную корпорацию, некоммерческое партнерство, автономную некоммерческую организацию (ст. 7.1, 8, 10).
Отдельные формы некоммерческих организаций, как и коммерческих, могут иметь внутреннюю дифференциацию. Так, учреждение в зависимости от фигуры учредителя может быть частным (если создано гражданином или юридическим лицом) либо государственным или муниципальным (если создано Российской Федерацией, ее субъектом или муниципальным образованием).
В свою очередь, государственное и муниципальное учреждение бывает бюджетным или автономным. В контексте такого деления закон существенно специализирует правовой статус последних (п. 2 ст. 120, п. 1 ст. 298 ГК, а также ФЗ "Об автономных учреждениях")*(218).
Коммерческие и некоммерческие организации вправе объединяться в ассоциации и союзы, создавая при этом некоммерческие организации (п. 4 ст. 50, ст. 121 ГК). Коммерческие организации могут быть учредителями (участниками) некоммерческих организаций (ст. 15 Закона о некоммерческих организациях), за исключениями, предусмотренными законом (например, они не могут участвовать в общественных и религиозных организациях (объединениях) и государственных корпорациях, учредителями могут быть соответственно только граждане и Российская Федерация). Некоммерческие организации могут быть учредителями (участниками) коммерческих организаций, за исключениями, предусмотренными законом (например, они не могут быть полными товарищами в хозяйственных товариществах, а учреждения могут быть участниками хозяйственных обществ и вкладчиками в товариществах на вере с разрешения собственника, если иное не установлено законом - п. 4 ст. 66 ГК).