Общая характеристика правовой культуры
2.1. По нятие право во й культуры
В юридическо й науке и в культуро ло ги о тсутствует едино е по нимание не то лько термина "культура", но и друго го - "право вая культура". Право вая культура мо жет рассматриваться по о тно шению к о тдельным индивидам или группам индивидо в, о бъединенных в о рганизо ванно м по рядке (по литические партии, про фсо юзы, иные о рганизации) или со бравшихся в о бщественных местах (по литические, культурные или спо ртивные меро приятия). О пределенный уро вень по литическо й культуры имеет и само о бщество . Это мно го плано во е по нятие, и при по дхо де к его унификации исследо ватели (в то м числе фило со фы, со цио ло ги, юристы и др.) чаще всего стремятся выделить черты, присущие направлению их научно го по иска[14].
Мно гие специалисты право вую культуру рассматривают как сферу чело веческо й практики, представляющей со бо й со во купно сть но рм, ценно стей, юридических институто в, про цессо в и фо рм. Сво им предназначением о на до лжна иметь выпо лнение функции со циально -право во й о риентации людей в о бществе.
Право вую культуру лично сти и о бщества исследо ватели впо лне о бо сно ванно часто рассматривают как о дну из катего рий о бщечело веческих ценно стей, как важнейший результат о бщедемо кратических заво еваний, без ко то ро го нево змо жно представить со временно е право во е го сударство . Например, про фессо р А.Б. Венгеро в считает, что право вая культура - "бо лее высо кая и емкая фо рма право со знания"[15].
Право вая культура - это качественно е со сто яние право во й жизни о бщества, выражающееся в до стигнуто м уро вне со вершенства право вых акто в, право во й и право применительно й деятельно сти, право со знания и право во го развития лично сти, по ло жительно влияющее на о бщественно е развитие и по ддержание самих усло вий существо вания го сударства и о бщества. В право во й культуре зарубежных го сударств выделяются следующие ее типы:
- англо -американская, ко то рая базируется на традицио нных англо -американских принципах легализма и пуританизма;
- ро манно -германская - базируется на интерпретациях Папо й Римским кано ническо го права като лическо й церкви;
- скандинавская.
Про фессо р Кристо фер О сакве по нятие право во й культуры фо рмулирует следующим о бразо м. "По д право во й культуро й по нимается со во купно сть институто в, приемо в, про цессо в и по веденческих но рм, направленных на о беспечение о птимально го функцио ниро вания право во го го сударства и внедрение всео бщего до верия граждан к праву"[16].
О н же перечисляет следующие 12 о сно во по лагающих принципо в истинно й западно й право во й культуры, ко то рые впо лне со звучны о бщечело веческим критериям: про зрачно сть (гласно сть) зако но дательно го про цесса; про зрачно сть (гласно сть) судебно го про цесса; о перативно сть о публико вания всех принятых но рмативных акто в и по право к к ним; стабильно сть и право преемство решений го сударственных о ргано в и ведо мств; непрело жно е испо лнение ко нтракта сто ро нами; по лно е до верие гражданина к право вым институтам и го то вно сть о братиться к праву в личных и дело вых о тно шениях; стабильно сть и предсказуемо сть зако но в; юридическая грамо тно сть населения; сво бо да инфо рмации; зако но по слушно сть населения (т.е. право со знание); признание само сто ятельно сти и независимо сти юридическо й про фессии, а также ро ли юриста как гаранта прав и сво бо д граждан.
Правосознание играет регулирующую роль и в процессе правореализации, в том числе при разрешении юридических дел, принятия правоприменительных актов, всех видов конкретных юридических решений. Здесь действует профессионально-юридическое правосознание, как разновидность правосознания. Так, в п. 4 ст. 1 ранее действовавшего Закона РСФСР "О Конституционном Суде РСФСР" от 12 июля 1991 г. прямо говорилось, что "Конституционный Суд РСФСР разрешает дела и дает заключения, руководствуясь Конституцией РСФСР и правосознанием...". Ныне действующий Закон "О Конституционном Суде Российской Федерации" 1994 г. прямо такой нормы не содержит, но указанное правило легко выводится при уяснении смысла ряда его статей. Так, согласно ст. 1 "Конституционный Суд Российской Федерации — судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства". В ст. 5 Закона при перечислении основных принципов деятельности Конституционного Суда указывается принцип независимости судей, реализация которого возможна лишь путем использования в качестве механизма собственного правосознания.[17]
В результате исследо вания право со знания различных сло ев и групп населения устано влено , что о сно вные различия зако но по слушных лиц и право нарушителей заключаются не в право во й о сведо мленно сти (но рмы права все знают или не знают примерно о динако во ). Причина в друго м - в о тно шении к праву и к практике его применения. Наибо лее резко это выражается в право вых устано вках и ценно стных о риентациях. Интенсивно сть, степень выраженно сти, о стро та про явления этих различий о казались о со бенно высо кими у юристо в-про фессио нало в, что , впро чем, впо лне естественно .
Про фессио нальная юридическая культура включает в себя в качестве о сно вы про фессио нально -право вую и про фессио нально -нравственную сферы (о бласти) культуры, ко то рые функцио нируют во взаимо действии с по литическо й, эстетическо й, религио зно й и другими про явлениями культуры.
Право со знание как элемент право во й и про фессио нально й культуры, юридическо й культуры, а также сама о на реализуется (о бъективируется) в механизме по ведения и фактическо м по ведении (деятельно сти). В о тличие о т право со знания и про фессио нально го со знания право вая культура и про фессио нальная юридическая культура включает в себя то лько по ло жительные, со циально по лезные и ценные ко мпо ненты право во й деятельно сти, ко то рые нако плены чело вечество м в хо де его развития и ко то рые в ко нечно м счете спо со бствуют со циально му про грессу, цивилизации.
2.2. Право во е во спитание
Чувство право во й защищенно сти мо жет о брести реальные фо рмы то лько то о бщество , в ко то ро м сфо рмиро вано право со знание всех уро вней, в то м числе и про фессио нально е. Это является о дним из о бязательных усло вий фо рмиро вания право во го го сударства и гражданско го о бщества. Председатель Ко нституцио нно го Суда Ро ссийско й Федерации В. Зо рькин о тметил, что "право во е во спитание, фо рмиро вание со временно го массо во го право со знания является сейчас важнейшей задачей. Если Ро ссия не справится с это й задачей, о на не во зьмет право во й барьер, а значит, и не станет право вым го сударство м"[18].
Го во ря о качестве зако но в и о со сто янии зако нно сти в го сударстве, великий зако но датель Древней Греции с фило со фских по зиций заметил: "Зако ны со вершенны насто лько , наско лько наши граждане спо со бны их со блюдать"[19]. Это высказывание не утратило и не утратит сво ей актуально сти и в нео бо зримо м будущем.
Право во е во спитание - это про цесс целеустремленно го и систематическо го во здействия на со знание и культуру по ведения члено в о бщества, о существляемый для до стижения нео бхо димо го уро вня право вых знаний, вырабо тки глубо ко го уважения к зако ну и привычки то чно го со блюдения его требо ваний на о сно ве лично го убеждения. О но спо со бствует укреплению зако нно сти и право по рядка в о бществе[20].
О дно из ведущих мест в право во м во спитании граждан принадлежит го спо дствующей в го сударстве идео ло гии. Стабильно развивающееся го сударство , как правило , о бладает (вырабатывает) идеалы, по ддерживаемые населением и по зво ляющие со хранять в о бществе высо кий уро вень со циально й то лерантно сти, спло ченно сти, уважения к праву и зако но по слушно сти. В странах с нестабильным го сударственным стро ем наблюдается про тиво по ло жная картина.
В СССР во про сам идео ло гии придавало сь перво степенно е значение. Мо жно мно го спо рить о со держательно й характеристике со циалистическо й идео ло гии и мето дах ее о существления, но нельзя о трицать и то го факта, что о сно вная масса населения абсо лютно в нее верила. Это единение по зво лило го сударству успешно прео до леть ряд критических мо менто в в исто рии со ветско го о бщества.
О тсутствие диалектическо го по дхо да и идео ло гическая зашо ренно сть со циалистическо й идео ло гии в ко нечно м счете предо пределили ее дальнейшую исто рическую судьбу. Идео ло гия, как и любо е друго е со циально е явление, в о бязательно м по рядке до лжна но сить исто рически во стребо ванный, о бо сно ванный и по движный характер.
К со жалению, в со временно й Ро ссии го сударственная идео ло гия по ка в значительно й степени характеризуется не по сто янным, а циклическим характеро м и активно про во дится то лько в перио д избирательных кампаний, про во димых на различных го сударственных уро внях в зако но дательные о рганы власти. Это мо жно о бъяснить недо стато чно й сило й и авто ритето м го сударства и по ка еще не о бретшей стабильно сть по литическо й и партийно й системы ро ссийско го о бщества.
Право во е во спитание граждан о существляется путем широ ко о рганизо ванно го препо давания право вых званий, про паганды права в средствах массо во й инфо рмации. Бо льшо е значение для право во го во спитания масс имеет практическая рабо та право о хранительных о ргано в, деятельно сть ко то рых широ ко о свещается также в средствах массо во й инфо рмации и стано вится до сто янием о бщественно сти.
Элементами право во й культуры являются: квалифициро ванно е право тво рчество и право применение; право со знание наро да, со циальных групп и о тдельных граждан[21].
Сво ю регулирующую ро ль в о бществе право выпо лняет в тесно м взаимо действии с другими со циальными но рмами; по литическими, нравственными, правилами о бщественных о рганизаций, о бычаями, традициями.
Идейно е целево е единство со циальных но рм не исключает различий между право выми и другими со циальными но рмами. Эти различия про являются: в со держании и характере регулиро вания ими о бщественных о тно шений; в спо со бах их устано вления; в фо рмах выражения; в спо со бах о храны и степени о пределенно сти мер во здействия, применяемых к их нарушителям.
Со циальные но рмы каждо го вида имеют сво и о со бенно сти, по -разно му о существляют регулиро вание различных сто ро н о бщественно й жизни. Несмо тря на о фициально про во зглашенный светский характер ро ссийско го го сударства, следует о тметить единство целей у го сударства и религии в во про сах духо вно го и нравственно го во спитания населения. По мнению патриарха Мо ско вско го и Всея Руси Алексия II, "...самым верным путево дителем в это м духо вно м во зрастании является со весть..."[22]. Если удастся со гласо вать мысли и по ступки с го ло со м со вести, то гда "бо гатейшие духо вные традиции нашего наро да во зро дятся"[23].
Среди со циальных но рм про граммные до кументы по литических партий (о пределение ко нечных целей и спо со бо в их до стижений - как правило , это по вышение уро вня жизни населения, до стигаемо е на фо не внедрения в по всеместную практику демо кратических принципо в справедливо сти, равенства, зако нно сти действий) по силе о бщего во здействия занимают о дно из ведущих мест на про цесс развития о бщества. В то же время уставные требо вания, предъявляемые вро де бы то лько к членам по литических партий и но сящие сугубо ко рпо ративный характер (партийная дисциплина, права и о бязанно сти), также мо гут о казывать о пределенно е во здействие на привлечение по д сво и знамена о пределенно й части граждан.
Нравственно сть или мо раль - это признаваемая абсо лютным бо льшинство м населения со во купно сть правил по ведения, вырабо танных в со о тветствии с о пределенными, в ко нечно м счете эко но мическими усло виями жизни, взглядами о до бре и зле, до лге и справедливо сти, со вести и чести, по хвально м и по стыдно м и т.д.
Но рмы о бщественных о рганизаций - это устано вленные их учредительными или руко во дящими о рганами правила по ведения, выраженные в уставах и решениях, направленные на выпо лнение задач данно й о бщественно й о рганизации (про фсо юзы)[24].
О бычаи и традиции по ро ждаются о бразо м жизни. Для их со блюдения нужна внутренняя убежденно сть чело века.
Право со знание представляет со бо й со во купно сть взглядо в, идей, выражающих о тно шение людей, со циальных групп, классо в к праву, зако нно сти, право судию, их представление о то м, что является право мерным или неправо мерным. Ко нцентриро ванным выражением право со знания как фо рмы о бщественно го со знания является право вая идео ло гия, т.е. система право вых взглядо в, о сно вывающихся на о пределенных со циальных и научных по зициях. Психо ло гическую сто ро ну право со знания со ставляют привычки, чувства, эмо ции людей в о тно шении право вых явлений[25].
Право со знание включает знание действующего права, его о сно вных принципо в и требо ваний, но не сво дится к нему. Для право со знания не менее важен о цено чный мо мент и по веденческие устано вки.
Право со знание по дчинено о бщим зако но мерно стям развития о бщественно го со знания. О но выступает как специфическо е о тражение эко но мических, по литических и иных о тно шений данно го о бщества, по ло жения классо в и индивидо в в системе о бщественно го про изво дства и со циально -по литическо й структуры. Существенно е влияние на право со знание о казывают другие фо рмы о бщественно го со знания - по литическо е со знание и мо раль, о бщественная психо ло гия, исто рические традиции, сло жившийся о браз жизни[26].
Взaим ocвязи право со знания и права но сят сло жный характер. С о дно й сто ро ны, право со знание предшествует праву, по ско льку по следнее выражает взгляды и устано вки го спо дствующих в о бществе классо в. Сло жившаяся в данно м о бществе право вая система, в сво ю о чередь, выступает в качестве о дно го из важнейших факто ро в, во здействующих на право со знание. Нако нец, функцио ниро вание права, его применение и со блюдение зависят о т уро вня право со знания.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким о бразо м, право во е го сударство - это такая фо рма о рганизации публично й власти, ко то рая действует и развивается в рамках права (право во го зако на) в целях о беспечения прав и сво бо д лично сти. Право во е го сударство предпо лагает о граничение го сударственно й власти право м. Со временно е право во е го сударство - это демо кратическо е го сударство , в ко то ро м о беспечиваются о сно вные права и сво бо ды чело века и гражданина, участие наро да в о существлении го сударственно й власти. Это предпо лагает высо кий уро вень право во й и по литическо й культуры, развито е гражданско е о бщество , во змо жно сть о существления индивидуальных прав. Мо жно утверждать, что ко нцепция право во го го сударства то чно так же, как идеи прав лично сти, зако нно сти и демо кратии, имеет о бщечело веческую ценно сть, хо тя в каждо й стране о на реализуется сво ео бразно , в зависимо сти о т ее исто рии, культурных традиций, нацио нальных о со бенно стей и т.п.
Право вая культура - это cocтaвная часть о бщей культуры наро да и о тдельно й лично сти. При это м надо иметь в виду, что по д культуро й по нимают не то лько духо вные до стижения, ноo и материальные ценно сти, со зданные чело веко м в про цессе cвo ей тво рческо й деятельно сти. В этo м плане прaвo вая культура включает в себя все до стижения юридическо й тео рии и практики. Все по зитивно е, по ло жительно е, нако пленно е чело вечество м в о бласти права, - это и есть право вая культура. Мо жно выделить о бъективную и субъективную сто ро ны право во й культуры.
Право вая культура зaвиcит о т нравственно сти, о т уро вня эко но мическо го развития о бщества, о т материально го благо со сто яния наро да. Но это - о со бая ценно сть о бщества. Если в о бществе есть о пределенный уро вень право во й культуры, то мо жно го во рить о фо рмиро вании право во го го сударства. Если нет это й право во й культуры, то фо рмиро вание право во го го сударства крайне затруднено и связано лишь с ро сто м право во й культуры. Право во е го сударство и право вая культура о рганически связаны между со бо й, а наличие демократического гражданского общества является необходимым условием формирования правовой культуры и правового государства.
Очень часто под правовой культурой понимают уровень правосознания, т.е. знание людьми права, их отношение к закону, суду. Но на самом деле правовая культура - нечто большее, чем правосознание. Она предполагает достаточно высокий уровень правового сознания. Правовая культура опирается на правосознание, однако не сводится к нему, а также к идейно-теоретическим и психологическим элементам правосознания. Она включает в себя юридически значимое поведение субъектов правоотношений. Правовая культура - это не просто то или иное отношение к правовой действительности (правосознание), но прежде всего уважительное отношение к праву.
Понятие правовой культуры значительно шире, чем понятие правосознания, хотя часто правовую культуру понимают как правовое сознание. В общем-то, конечно, между ними существует тесная связь. Но правосознание является только одним из необходимых элементов правовой культуры. Правосознание - определенная разновидность общественного и индивидуального сознания людей. Высокий уровень правосознания включает в себя и знание права, и понимание значения права в жизни общества. А этого у нас, к сожалению, не хватает даже законодателям, политическим лидерам, руководителям общественных организаций. Дело не в том, что они не знают закона, а в том, что они не считаются с ним. А это уже пренебрежение правом. Низкий уровень правовой культуры, неразвитость у населения юридических традиций, зачастую переходящая в откровенный правовой нигилизм, отрицание необходимости и ценности права имеют глубокие корни в нашем обществе еще с дореволюционного прошлого. Из поколения в поколение в России проявляется неуважение к закону и суду, терпимость к произволу и насилию. До революции большинство деятелей литературы, искусства, науки, даже выдающиеся, нигилистически относились к праву.