Основные государственные гарантии по оплате труда
Статья 130 Трудового кодекса РФ предусматривает систему основных государственных гарантий по оплате труда работников и, в первую очередь, величину минимального размера оплаты труда в Российской Федерации.
В научной литературе обоснованно подчеркивается, что в ст. 130 ТК РФ приведены основные государственные гарантии по оплате труда работников без акцента на ее справедливость и обеспечение достойной жизни работников и членов их семей. Приходится это презюмировать.
В то же время нельзя не отметить как позитивное явление, что Трудовой кодекс РФ впервые в истории трудового законодательства России закрепил основные государственные гарантии по оплате труда работников. И, конечно же, нужно отметить, установление федеральным законом величины минимального размера оплаты труда.
Согласно международным стандартам, уровень минимальной заработной платы считается нижней границей, гарантирующей удовлетворение основных жизненных потребностей трудящегося и его семьи.
Примечательно, что ст. 58 КЗоТ РСФСР 1918 года устанавливала положение об оплате труда не ниже прожиточного минимума трудоспособного человека. КЗоТ РСФСР 1922 года предусматривал, что минимальная заработная плата устанавливается дифференцированно на каждый данный период надлежащими государственными органами для соответствующих категорий труда (ст. 59). Вместе с тем, фактически она устанавливалась Народным комиссариатом труда (НКТ) на каждый месяц в одинаковом размере для трудящихся всех категорий, но с разделением территории страны на три пояса, соответствующих относительной дороговизне и трудностям местных условий.
Минимум заработной платы - это низший предел вознаграждения за труд, меньше которого оно ни при каких условиях не могло выплачиваться. Практически минимум заработной платы использовался в первые годы Советской власти в качестве средства защиты трудящихся от попыток эксплуатации их со стороны частных предпринимателей. Он перестал устанавливаться в 1927 году.
Минимальный размер заработной платы используется для определения низших тарифных ставок и окладов. Право на получение заработной платы в минимальном размере (по действующему сейчас законодательству) имеет работник, занятый на работе в течение установленный законом (графиком) нормы продолжительности рабочего времени.
В Международном Пакте об экономических, социальных и культурных правах (1966 г.) предусмотрено, что участвующие в Пакте государства признают право каждого на вознаграждение, обеспечивающее, как минимум, всем трудящимся справедливую заработную плату и равное вознаграждение за труд равной ценности без какого то бы ни было различия, удовлетворительное существование для них самих и их семей (ст. 7).
Европейская социальная хартия, принятая 3 мая 1996 г. Советом Европы, предусматривает право работников на такое вознаграждение, которое обеспечит им и их семьям достойный уровень жизни (пункт 1 ст. 4).
Как государственная гарантия МРОТ установлен Законом РСФСР от 19 апреля 1991 г. N 1028-1 "О повышении социальных гарантий для трудящихся" с 1 октября 1991 г. и с условием, что в него не включаются доплаты и надбавки, а также премии и другие стимулирующие выплаты.
Согласно статье 7 Конституции Российской Федерации, Россия является социальным государством, которое обеспечивает достойную жизнь человека, в частности, при установлении минимального размера оплаты труда. Следовательно, МРОТ должен быть не ниже прожиточного минимума, то есть денежной оценки потребительской корзины - минимального набора продуктов питания, непродовольственных товаров, а также услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности.
В Конвенции МОТ N 131 "Об установлении минимальной заработной платы с особым учетом развивающихся стран (1970 г.) и в одноименной Рекомендации МОТ N 135 предусматривается, что государства обязуются ввести систему установления минимальной заработной платы, охватывающую все группы работающих по найму, условия труда которых делают применение такой системы целесообразной. Факторы, которые учитываются при определении минимальной заработной платы в соответствии с национальной практикой, следующие:
а) потребности трудящихся и их семей, принимая во внимание общий уровень заработной платы в стране, стоимость жизни, социальные пособия и сравнительный уровень жизни других социальных групп;
б) экономические соображения, в том числе, требования экономического развития, уровень производительности и желательность достижения и поддержания высокого уровня занятости населения и конкурентоспособности предприятий (к сожалению, эта Конвенция Россией не ратифицирована, хотя эта проблема давно должна была быть решена).
Минимальная заработная плата имеет силу закона и не подлежит понижению; нарушение этого положения влечет за собой соответствующие уголовные или другие санкции. При этом должна полностью учитываться свобода ведения коллективных переговоров.
Согласно Конвенции МОТ N 26 "О создании процедуры установления минимальной заработной платы для занятых в сфере производства и торговли" (1928 г.), процедура установления минимальной заработной платы определяется государством. Она может быть предметом как нормативно-правового регулирования, так и коллективно-договорного. Например, в России, Испании, Нидерландах, США, Франции минимальная заработная плата установлена государством, предусмотрена в законодательстве. В Бельгии, Греции МРОТ установлен общенациональным трехсторонним соглашением.
Положения Конвенции МОТ N 26 ориентирует государства на то, чтобы месячная заработная плата работника, отработавшего полностью определенную на этот период норму рабочего времени и выполнившие свои трудовые обязанности (нормы труда), не может быть ниже установленного минимального размера оплаты труда. Минимальные ставки заработной платы должны обеспечить трудящемуся удовлетворительный образ жизни (раздел 3).
Специальная процедура установления минимальной заработной платы установлена для работников сельского хозяйства (Конвенция МОТ N 99 и Рекомендация МОТ N 89).
Рекомендация МОТ N 135 "Об установлении минимальной заработной платы с особым учетом развивающихся стран" формулирует цели установления минимальной заработной платы, критерии для определения ее уровня, порядок внесения в нее коррективов.
В памятной записке МБТ отмечается, что Россия не связана обязательствами по Конвенциям N 26, 99 или 131. Тем не менее, было бы целесообразно использовать основные элементы, содержащиеся в этих нормах. В частности, желательно предусмотреть в законе консультации с представительными органами работников и работодателей при установлении минимальной заработной платы принципа, согласно которому минимальная заработная плата не может быть снижена по сравнению с уровнем, установленным законодательно. МБТ также рекомендует то, что минимальная заработная плата должна устанавливаться с учетом определенных факторов, таких как стоимость жизни, общий уровень оплаты труда и др., а в законе должны быть предусмотрены меры, направленные на контроль за обеспечением выплаты заработной платы не ниже минимального размера.
По мнению МОТ надо уделять внимание соответствию минимального размера оплаты труда и гарантированной занятости уровню производительности труда. Повышение минимальной заработной платы без увеличения спроса на рынке труда может привести к росту безработицы. Повышение размеров заработной платы без одновременного роста производительности и эффективности труда снижает конкурентоспособность организаций и содействует росту инфляции.
По этой причине в нашей стране принято решение о поэтапном сближении минимальной заработной платы и прожиточного минимума. Прожиточный минимум устанавливается Правительством Российской Федерации на основании Федерального закона от 24 октября 1997 г. "О прожиточном минимуме в Российской Федерации". Прожиточный минимум - стоимостная оценка потребительской корзины, а также обязательные платежи и сборы. Потребительская корзина, то есть минимальный набор продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности, определяется для основных социально-демографических групп населения в целом по Российской Федерации и в ее субъектах не реже одного раза в пять лет на основе методических рекомендаций, разрабатываемых с участием общероссийских объединений профсоюзов, в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
Потребительская корзина по Российской Федерации устанавливается федеральным законом, а в субъектах Российской Федерации - законодательными (представительными) органами по представлению органов исполнительной власти с учетом природно-климатических условий, национальных традиций и местных особенностей потребления продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг основными социально-демографическими группами населения при наличии заключения экспертизы, проводимой в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Величина прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-экономическим группам населения в целом по Российской Федерации и в ее субъектах определяется органами исполнительной власти (Правительством РФ и соответствующими органами субъектов РФ) ежеквартально на основании потребительской корзины и данных Госкомстата России об уровне потребительских цен на продукты питания, непродовольственные товары и услуги и расходов по обязательным платежам и сборам.
Согласно статье 2 Федерального закона от 24 октября 1997 г., прожиточный минимум в Российской Федерации предназначается, в том числе, для обоснования устанавливаемых на федеральном уровне минимального размера оплаты труда и минимального размера пенсии по старости, а также для определения размеров стипендий, пособий и других социальных выплат.
Вопрос о соотношении прожиточного минимума и минимального размера оплаты труда позитивно решался еще в КЗоТ РСФСР (1918 г.). В статье 58 Кодекса указывалось, что размер определяемого тарифным положением вознаграждения, во всяком случае, не может быть ниже прожиточного минимума, устанавливаемого Народным комиссариатом труда для населения каждой местности РСФСР... и публикуемого в Собрании Указов и Распоряжений Рабоче-Крестьянского Правительства". Прожиточный минимум не должен быть равным минимальной заработной плате. Прожиточный минимум должен составлять лишь часть минимального размера заработной платы. Причем необходимо учитывать, что минимальный размер оплаты труда должен включать по меньшей мере две части:
- оценку самого простейшего вида труда, т.е. плату за труд малоквалифицированного работника;
- размер прожиточного минимума.
Положения статьи 58 КЗоТ РСФСР (1918 г.) о соотношении минимальной заработной платы и прожиточного минимума не нашли своего закрепления в КЗоТ РСФСР (1922 г.) В соответствии со статьей 59 КЗоТ (1922 г.), размер вознаграждения не может быть ниже обязательного минимума оплаты, определяемого на каждый данный период надлежащими государственными органами для соответствующих категорий труда.
Аналогично КЗоТ РСФСР (1971 г.) указанные отношения не регулировал. Согласно статье 78 Кодекса, месячная заработная плата не может быть ниже установленного государством минимального размера.
Представляется своевременным закрепление в Генеральном соглашении между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации на 2011-2013 годы положения о необходимости рассмотреть предложения по переходу к новой нормативно-методологической основе определения величины прожиточного минимума в целом по Российской Федерации и в субъектах Российской Федерации.
При этом нужно учитывать, что согласно Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, минимальный размер оплаты труда должен устанавливаться на уровне восстановительного потребительского бюджета (превышающий прожиточный минимум трудоспособного населения в 2-2,2 раза). Следует это ожидать лишь на втором этапе реализации Концепции в 2013-2020 годы.
По мнению специалистов Всероссийского центра уровня жизни, в основу определения минимальных нормативов оплаты труда должны быть положены воспроизводственные потребительские бюджеты трудоспособного населения, дифференцированные по видам и условиям труда персонала, а также по региональным особенностям проживания. Воспроизводственные потребительские бюджеты экономически активного населения отличаются от прожиточного минимума тем, что учитывают дифференцированный уровень потребления персонала в зависимости от тяжести и напряженности их труда, затрат на поддержание квалификации, содержание и воспитание детей, то есть семейные функции.
Необходимо отметить, что в соответствии с Федеральным законом от 20 апреля 2007 г. N 54-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О минимальном размере оплаты труда" и другие законодательные акты Российской Федерации", с 1 сентября 2007 г. абзац 2 статьи 129 Трудового кодекса РФ утратил силу. В нем содержалось определение понятия минимальной размера оплаты труда, и в МРОТ не включались компенсационные, стимулирующие и социальные выплаты.
Последствием такой правовой новеллы является то, что могут отменить имевшиеся доплаты и надбавки, а освободившиеся средства направить на увеличение МРОТ (до принятия Федерального закона от 20 апреля 2007 г. N 54-ФЗ в бюджетной сфере доля доплат и надбавок к заработной плате варьировалась от 40% до 120% оклада (должностного оклада) в зависимости от условий и режима труда, сложности работ и др.).
Подобная ситуация может привести к фактической утрате МРОТ своей основной функции - регулятора соотношений тарифной сетки - оставит за ним роль социального минимального стандарта.
В первоначальной редакции ст. 129 Трудового кодекса РФ понятие МРОТ определялось как гарантируемый федеральным законом размер месячной заработной платы за труд неквалифицированного работника, полностью отработавшего норму рабочего времени при выполнении простых работ в нормальных условиях труда. А статьей 133 ТК РФ не допускалось включение в МРОТ доплат и надбавок, премий и других поощрительных выплат, а также выплат за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, за работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, иных компенсационных и социальных выплат. Федеральным законом от 30 июня 2006 г. N 90-ФЗ были внесены изменения в ст. 129 ТК РФ. МРОТ стал определяться как минимальная заработная плата (минимальный размер оплаты труда) - устанавливаемый федеральным законом размер месячной заработной платы за труд неквалифицированного работника, полностью отработавшего норму рабочего времени при выполнении простых работ в нормальных условиях труда. В величину МРОТ не включаются компенсационные, стимулирующие и социальные выплаты (однако в настоящее время эти положения утратили юридическую силу).
По мнению экспертов, возможность включения в МРОТ таких компенсационных выплат как повышенная оплата труда за работу во вредных производственных условиях, доплата за работу в ночное время, оплата за работу в выходные и нерабочие праздничные дни не отвечает смыслу и логике организации оплаты труда. Ведь при таком подходе у работников, занятых на рабочих местах с нормальными условиями труда, и у работников, занятых на рабочих местах с вредными и (или) опасными условиями труда (удельный вес которых составляет четвертую часть от общего числа работников в производственной сфере страны), минимальная гарантия оплаты труда может быть одинаковой. Столь же рискованным является включение в МРОТ районных коэффициентов и северных надбавок.
Что касается стимулирующих и социальных выплат, то они никогда не относились к гарантируемым выплатам.
Как следствие, в трудовом законодательстве ныне отсутствует понятие "минимальный размер оплаты труда". Кроме того, утратила силу часть четвертая ст. 133 ТК РФ, в которой было предусмотрено, что размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), а также базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы по профессиональным квалификационным группам работников не могут быть ниже минимального размера оплаты труда.
Следовательно, в минимальный размер оплаты труда (МРОТ) включаются все выплаты по заработной плате.
Итак, с 1 сентября 2007 г. заработная плата работника, полностью отработавшего норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), включая тарифную ставку (оклад, должностной оклад), компенсационные и стимулирующие выплаты (в том числе, районные коэффициенты и процентные надбавки к заработной плате, установленные в определенных регионах страны), должны быть не ниже минимального размера оплаты труда, то есть 4611 руб.
На практике это приводит к неоднозначному толкованию некоторых других статей Трудового кодекса РФ. Прежде всего, вправе ли работодатель установить указанные тарифные ставки и оклады в размерах ниже минимального размера оплаты труда? В соответствии со ст. 135 ТК РФ, системы оплаты труда включают размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплаты и надбавки компенсационного характера и доплаты и надбавки стимулирующего характера. Поскольку компенсационные и стимулирующие выплаты не включаются в величину тарифных ставок и окладов, то установление последних должно быть на уровне не ниже минимального размера оплаты труда, предусмотренного федеральным законом.
Поэтому представляется обоснованным установление ставки первого разряда Единой тарифной сетки для работников государственных учреждений г. Москвы с 1 сентября 2009 г. - 6235 руб. в месяц, что выше МРОТ, установленных федеральными законами с 1 января 2009 г. и 1 июня 2011 г.
Кроме того, различным образом решается вопрос о включении или не включении в состав МРОТ компенсационных и стимулирующих выплат, которые, согласно части первой статьи 129 Кодекса, входят в состав заработной платы. Учитывая, что компенсационные выплаты устанавливаются работникам не за определенный труд, а для компенсирования неблагоприятного воздействия тяжелых, опасных и (или) вредных условий труда, неблагоприятных климатических условий выполнения работ и высоких цен на товары и услуги (Крайний Север и др.).
Следовательно, компенсационные выплаты не могут включаться в минимальный размер оплаты труда.
Вместе с тем, в Соглашении о минимальном размере оплаты труда в г. Москве на 2009 год, заключенным между Правительством Москвы, московским объединением профсоюзов и московским объединением работодателей от 24 декабря 2008 г., предусматривалось, что в размер МРОТ (т.е. минимальный размер выплат работнику, отработавшему месячную норму рабочего времени и исполнившему свои трудовые обязанности) включаются доплаты, надбавки, премии и другие выплаты.
Далее, в Соглашении указывались конкретно виды доплат, которые не должны включаться в МРОТ. К ним относились: оплата сверхурочной работы, работы в выходные и нерабочие праздничные дни, оплата за совмещение профессий (должностей), исполнение обязанностей отсутствующего работника, за работу с тяжелыми, вредными, опасными и иными особыми условиями труда.
В Методических рекомендациях по разработке федеральными государственными органами условий оплаты труда для работающих в них и их территориальных органах работников (приказ Минздравсоцразвития России от 27 августа 2008 г. N 450н) предусмотрено: включать в МРОТ собственно вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполнения работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе, за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты.
Закономерен вопрос, на каком основании определяется, по сути, новый подход к содержанию МРОТ?! Это же прерогатива федерального законодателя.
Таким образом, приходится констатировать о поспешности и необоснованности исключения из ст. 129 Трудового кодекса РФ определения минимального размера оплаты труда.
Относительно стимулирующих выплат. Их назначение - высокоэффективный и высокопроизводительный труд работников. Назначение же основной части заработной платы - прежде всего, воспроизводство рабочей силы, то есть способностей к труду работника, удовлетворение его потребностей и его семьи (эквивалентный величине прожиточного минимума, то есть обеспечивающий только физиологическое существование работника).
В связи с различной правовой природой и назначением основной заработной платы (тарифных ставок, окладов, должностных окладов) и стимулирующих выплат, следует признать необоснованность и неправомерность включения указанных выплат в МРОТ. Представляется, что попытка на практике включить в МРОТ стимулирующие выплаты может привести к их утрате как важнейшей составляющей (наряду с "компенсационными") дополнительной (переменной) части заработной платы.
Представляются обоснованными те судебные решения, которые признают, что компенсационные выплаты, надбавка за работу с вредными условиями труда, районный коэффициент и др. не могут включаться в минимальный размер оплаты труда, а должны начисляться на сумму заработной платы сверх минимального размера оплаты труда.
Так, П. обратилась с иском к Муниципальному дошкольному образовательному учреждению детский сад "Василек", районному отделу образования Тоцкого района Оренбургской области о взыскании недоплаченной заработной платы.
Представитель истицы С. в судебном заседании пояснил, что П. со 2 мая 2007 г. работала в детском саду "Василек" подсобным рабочим с окладом 1404 руб. и доплатой за вредность 5%. Согласно указаниям финансового отдела администрации Тоцкого района, ей к окладу прибавляется доплата за вредность 5% и уральский районный коэффициент 15%, а затем данная сумма доводится до минимального размера оплаты труда 2300 руб. В соответствии со ст. 129 ТК РФ и ч. 3 ст. 37 Конституции Российской Федерации, начисленная ей заработная плата не включает в себя компенсационные, стимулирующие и социальные выплаты. С. считает, что ее заработная плата должна рассчитываться на основе МРОТ, к которой должны быть добавленные компенсационные выплаты. Поэтому просит взыскать с ответчиков недоплаченную сумму в размере 7062 руб.
Заслушав представителя истца, представителей ответчиков, исследовав материалы гражданского дела, суд находит требования П. законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме.
Исходя из части 3 ст. 37 Конституции Российской Федерации, вознаграждение за труд должно быть не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а, в соответствии со ст. 129 ТК РФ, заработная плата состоит из вознаграждения за труд и компенсационных выплат. Следовательно, начисление компенсационных выплат должно производится от вознаграждения за труд - минимального размера оплаты труда, к которому прибавляются компенсационные выплаты.
Таким образом, суд принимает представленные истицей и исследованные в судебном заседании расчеты начисления заработной платы как верные, а ее требования о взыскании недоплаченной суммы заработной платы за период с 1 сентября 2007 г. по 31 марта 2008 г. в сумме 7062 руб. подлежащие удовлетворению.
Представляется также законным и обоснованным решение Усть-Кутского городского суда Иркутской области от 5 мая 2008 г. Судом признано, что включение работодателем компенсационных выплат (районного коэффициента и процентной надбавки к заработной плате) в размер минимальной заработной платы является нарушением трудового законодательства (ст. 133.1, 135 ТК РФ).
В решении суда правильно отмечается, что в части 1 ст. 129 ТК РФ, содержащей определение понятия "заработная плата (оплата труда работника)", предусмотрены в составе заработной платы три группы выплат, существенно различающихся по их целевому назначению и по основаниям их начисления: вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы; компенсационные выплаты (доплаты и надбавки), в том числе, за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и т.д.; стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки), премии и иные поощрительные выплаты.
В части 3 ст. 37 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что каждый имеет право на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.
В соответствии с частью 1 ст. 129 ТК РФ, районные коэффициенты и процентные надбавки к заработной плате, относящиеся к компенсационным выплатам, не являются вознаграждением за труд и не связаны с устанавливаемым федеральным законом МРОТ.
Согласно ст. 315 ТК РФ, оплата труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате.
В решении суда отмечается, что Закон Российской Федерации от 19 февраля 1993 г. N 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" устанавливает государственные гарантии и компенсации по возмещению дополнительных материальных и физиологических затрат гражданам в связи с работой и проживанием в экстремальных природно-климатических условиях Севера.
Суд обоснованно пришел к выводу о том, что минимальный размер оплаты труда, установленный федеральным законом при выполнении работ в обычных условиях труда, не включает в себя те компенсации, которые предусмотрены для "северных" регионов.
В противном случае, исчисленная с учетом районного коэффициента и процентных надбавок за стаж работы в указанных районах и местностях месячная заработная плата работников, полностью отработавших за этот период норму рабочего времени и выполнивших нормы труда и работающих в районах Крайнего Севера или местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, оказалась бы равной МРОТ, исчисленной для работников, не работающих в указанных районах и местностях. Это означало бы нарушение принципа справедливой заработной платы.
Примечательно, что в Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за четвертый квартал 2009 г. (утвержденное постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 10 марта 2010 г.) разъяснено, что в минимальный размер оплаты труда включаются только размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов) базовых окладов, базовых ставок заработной платы без учета компенсационных, стимулирующих выплат.
К сожалению, это важное разъяснение высшей судебной инстанции было отозвано постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 16 июня 2010 г. (см. Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за 1 квартал 2010 г.).
В соответствии с новой редакции ст. 129 ТК РФ, для работников государственных и муниципальных учреждений в качестве государственной гарантии устанавливается величина базового оклада (базового должностного оклада), базовой ставки заработной платы по профессиональным квалификационным группам, установленным для этих работников.
Согласно статье 133 ТК РФ, минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом и не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения. Эта норма в настоящее время декларативна и, очевидно, будет действовать в ближайшей перспективе, ибо порядок и сроки поэтапного повышения минимального размера оплаты труда до размера, предусмотренного частью первой статьи 133 Кодекса, устанавливаются федеральным законом (статья 421). Однако такого закона нет, как и не учитывается при исчислении прожиточного минимума методика Международной организации труда (за исключением Москвы).
В этом контексте интересным представляется Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 29 мая 2003 года N 195-О "Об отказе в принятии и рассмотрении жалобы гражданина Смердова С.Д. на нарушение его конституционных прав статьей 421 Трудового кодекса Российской Федерации". В частности, в указанной жалобе оспаривается конституционность статьи 421 ТК РФ, согласно которой порядок и сроки введения размера минимальной заработной платы, предусмотренной частью первой статьи 133 Кодекса, - не ниже размера прожиточного минимума трудоспособного человека - устанавливается федеральным законом.
По мнению заявителя, это противоречит статье 7 и 15 Конституции Российской Федерации, поскольку минимальная заработная плата должна быть установлена в размере не ниже прожиточного минимума, и для определения ее величины принятия отдельного федерального закона не требуется.
Согласно статье 37 Конституции Российской Федерации, каждому гарантируется право на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда. Вопрос о том, на каком уровне должен быть установлен минимальный размер оплаты труда, в Конституции Российской Федерации не решается - это компетенция федерального законодателя.
Кроме того, оспариваемая заявителем норма статьи 421 Трудового кодекса Российской Федерации носит отсылочный характер и сама по себе не может рассматриваться как нарушающая конституционное право каждого на справедливое вознаграждение за труд. Более того, исходя из смысла этой нормы, она не может применяться при рассмотрении конкретных дел об оплате труда работников.
Минимальный размер оплаты труда, установленный федеральным законом, обеспечивается:
- организациями, финансируемыми из федерального бюджета, внебюджетных средств, а также средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности;
- организациями, финансируемыми из бюджетов субъектов Российской Федерации, - за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, внебюджетных средств, а также средств, полученных от предпринимательской деятельности и иной приносящей доход деятельности;
- организациями, финансируемыми из местных бюджетов, - за счет средств местных бюджетов, внебюджетных средств, а также средств, полученных от предпринимательской и иной, приносящей доход деятельности;
- другими работодателями - за счет собственных средств.
Месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда. Это низший уровень, который не может быть уменьшен ни работодателем, ни соглашением между работодателем и работником.
Российская Федерация среди 46 европейских стран, к сожалению, занимает 40-е место по уровню заработной платы. Как показывают исследования, в России заработная плата работников в четыре раза меньше, чем в развитых странах Запада. При этом нельзя не отметить, что в 1996 г. Российская Федерация присоединилась к Европейской социальной хартии и обязалась следовать ее положениям, в том числе, установить минимальный размер оплаты труда, в 2,5 раза превышающий прожиточный минимум.
Еще раз подчеркнем, что федеральный законодатель допустил просчет, оставив на первом плане в правовом регулировании оплаты труда положение о ее минимальном размере. Более конструктивным, исходя из рыночного характера трудовых отношений и принципа свободы трудового договора, было бы начать главу 21 ТК РФ со статьи, устанавливающей, что конкретный размер и условия оплаты труда определяются по соглашению между работником и работодателем. Таким образом, устанавливался бы основной принцип правового регулирования оплаты труда в условиях рыночной экономики и принцип тарифной автономии. Этим подчеркивалось бы важное правило о том, что в условиях рынка труда главными субъектами правового регулирования оплаты труда становятся сами стороны трудового правоотношения. Иначе говоря, индивидуально-договорной метод здесь превалирует над локально-нормативным, коллективно-договорным и централизованным методами регулирования трудовых отношений. Важно и то, что закрепляется право работника непосредственно участвовать в установлении цены рабочей силы, своих способностей к труду. И именно это, в первую очередь, определяет рыночный характер трудовых отношений, в которые вступает работник.
Что касается централизованного и коллективно-договорного регулирования оплаты труда, то они должны, на мой взгляд, быть гарантированным средством защиты от возможной чрезмерной эксплуатации наемного труда. Этим целям призван служить и правовой минимум заработной платы, устанавливаемый федеральным законом.
В соответствии с пунктом "к" статьи 72 Конституции Российской Федерации, трудовое законодательство отнесено к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов. Поэтому введение в Трудовой кодекс РФ Федеральным законом от 20 апреля 2007 г. статьи 133-1, несомненно, позитивное явление, реализующую конституционную норму и отражающую определенную децентрализацию в правовом регулировании МРОТ и в большей степени привязывая тем самым МРОТ к прожиточному минимуму определенного региона России. А в перспективе в Трудовом кодексе РФ правильнее было бы предусмотреть норму об установлении МРОТ только субъектами Российской Федерации.
В субъекте Российской Федерации региональным соглашением о минимальной заработной плате может устанавливаться размер минимальной заработной платы, т.е. региональный РМЗП вводится не императивно путем законодательного закрепления, а в форме социально-партнерских соглашений.
Размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации может устанавливаться для работников, работающих на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, за исключением работников организаций, финансируемых из федерального бюджета.
Размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации устанавливается с учетом социально-экономических условий и величины прожиточного минимума трудоспособного населения в соответствующем субъекте Российской Федерации.
Размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом.
Размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации обеспечивается:
- организациями, финансируемыми из бюджетов субъектов Российской Федерации, - за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, внебюджетных средств, а также средств, полученных от предпринимательской и иной, приносящей доход деятельности;
- организациями, финансируемыми из местных бюджетов, - за счет средств местных бюджетных, внебюджетных средств, а также средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности;
- другими работодателями - за счет собственных средств (ст. 133-1 ТК РФ).