Правовая квалификация нарушений финансового и валютного законодательства, отнесенных к компетенции таможенных органов
Компетенция таможенных органов в этой сфере правоотношений носит ограниченный характер. Так, ст. 15.6 КоАП РФ устанавливает административную ответственность за непредставление сведений, необходимых для осуществления налогового контроля. Сферу таможенной деятельности эта норма затрагивает только частично. В ч. 1 ст. 15.6 КоАП РФ рассматривается состав правонарушения, связанный с непредставлением в установленный законодательством о налогах и сборах срок либо с отказом от представления в таможенные органы оформленных в установленном порядке документов и иных сведений, необходимых для осуществления налогового контроля, а равно с представлением таких сведений в неполном объеме или в искаженном виде. Объектом подобных деликтов является порядок осуществления налогового контроля. Это не связано с порядком и сроками уплаты таможенных пошлин и налогов, предусмотренным таможенным законодательством (ст. 318–320, 329, 331, 332 ТК ТС).
В Налоговом кодексе Российской Федерации не содержится перечня документов и сведений, непредставление которых влечет ответственность по данной статье. Статья 23 Налогового кодекса Российской Федерации обязывает всех налогоплательщиков представлять в налоговый орган декларации, бухгалтерские и налоговые документы, необходимые для исчисления налогов. Эти же документы требуются для осуществления налогового контроля. В таможенных целях могут использоваться гражданско-правовые договоры, свидетельства на право собственности, банковские документы, платежные поручения, претензионные письма, решения судебных органов. Эти документы также относятся к числу необходимых для налогового контроля.
Объективная сторона правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.6 КоАП РФ, характеризуется нарушением сроков представления упомянутых сведений и документов, их представлением в неполном объеме или искаженном виде, то есть бездействием либо действием, не соответствующим требованиям закона.
Субъектами являются физические лица, включая предпринимателей без образования юридического лица и должностных лиц. Субъективную сторону составляет вина в форме как умысла, так и неосторожности.
Правонарушения, ответственность за которые предусмотрена ч. 2 ст. 15.7, ст. 15.8, 15.9 КоАП РФ, касаются сферы банковской деятельности. Указанные статьи рассматривают признаки неправомерных действий должностных лиц банков и кредитных учреждений, противоречащих интересам таможенных и налоговых органов по исполнению их решений, которые направлены на защиту интересов государства.
Часть 2 ст. 15.7 КоАП РФ признает противоправными действия по открытию счета организации или индивидуальному предпринимателю при наличии у банка решения таможенного органа о приостановлении операций по счетам этого лица. Это вытекает из положения таможенного законодательства (ст. 150, 153, 159 ФЗ-311), устанавливающего обязанности банков и иных кредитных организаций по исполнению решений таможенных органов по взысканию таможенных платежей.
Ст. 15.8 КоАП РФ устанавливает ответственность за нарушение банком (иной кредитной организацией) установленного срока исполнения распоряжения (инкассового поручения) таможенного органа о перечислении налога или сбора, штрафов и пеней в бюджет.
Ст. 15.9 КоАП РФ рассматривает как противоправное бездействие неисполнение банком решения о приостановлении операций по счетам участников ВЭД при наличии решения таможенного органа о приостановлении операций по их счетам.
Объективная сторона всех перечисленных действий (бездействий) выражается в игнорировании законных решений таможенных органов, использующих перечисленные принудительные меры в банковской сфере для защиты интересов государства в области таможенного дела.
Субъекты ответственности — должностные лица кредитных организаций. Субъективная сторона может проявляться в виновных действиях в форме умысла или неосторожности.
Валютным законодательством Российской Федерации в качестве правонарушения рассматривается и невозвращение резидентом на свои счета в уполномоченных банках валютной выручки за переданные нерезидентам товары, выполненные работы, оказанные услуги, ответственность за которое предусмотрена ч. 4 ст. 15.25 КоАП РФ. Содержание этой нормы корреспондирует ч. 2 ст. 16.17 в старой редакции главы 16 КоАП РФ.
В соответствии с ч. 3 ст. 22 Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле»[40] таможенные органы являются агентами валютного контроля. Частью 7 статьи 23 этого закона установлена обязанность агентов валютного контроля и их должностных лиц осуществлять контроль за соблюдением резидентами и нерезидентами актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования.
Согласно п. 10 ст. 12 ФЗ-311 таможенные органы осуществляют в пределах своей компетенции контроль за валютными операциями, связанными с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, а также с ввозом товаров в Российскую Федерацию и их вывозом из Российской Федерации в соответствии с международными договорами государств — членов Таможенного союза, валютным законодательством Российской Федерации и принятыми нормативными правовыми актами органов валютного регулирования.
Объектом посягательств является порядок осуществления валютных операций, оплаты товаров, работ, услуг, установленный валютным законодательством.
Объективная сторона деликта выражается в неисполнении российским участником ВЭД (резидентом) обязанности по возвращению валютной выручки (бездействие), причитающейся за переданные товары, экспортированные работы, услуги, результаты интеллектуальной деятельности. Причем неисполнение указанной обязанности связано со сроками получения на свои банковские счета иностранной валюты или валюты Российской Федерации. Нарушение установленных сроков является квалифицирующим признаком объективной стороны.
Субъектами правонарушения являются должностные и юридические лица. Субъективная сторона характеризуется наличием умысла. Среди мотивов преобладает корысть. Доказывание вины юридических лиц связано с выяснением условий, в которых осуществлялась внешнеторговая операция, и анализом действий юридического лица и предпринятых им мер по соблюдению действующего российского законодательства (ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ). Юрисдикционные полномочия по рассмотрению ДАП этой категории возложены на органы валютного контроля.
Что касается нарушений порядка перемещения иностранной валюты через таможенную границу Таможенного союза, то квалификация правонарушений по ст. 16.4 КоАП РФ рассмотрена нами в § 2.4 настоящей главы.