Идейно-политические концепции развития белорусской государственности на советской основе

Историческое самоопределение Беларуси

С падением самодержавия в феврале 1917 г., а затем в период Октябрьской революции и годы гражданской войны на первое место в общественно-политической жизни Беларуси выдвинулся вопрос практического создания белорусской национальной государственности. Он привел к идейному противостоянию бывших союзников по политической борьбе. Размежевание произошло по вопросу о форме национального самоопределения белорусов, характере будущего белорусского национального государства, его месте и роли в складывавшейся новой системе международных отношений. Вопрос стоял буквально так: либо пойти по пути становления суверенного, независимого от других республик государства, либо – по пути создания белорусского государства в составе федерации равноправных национальных республик. В условиях революции и гражданской войны были сделаны попытки реализовать оба варианта.

Воплотить в жизнь идею белорусской государственности попытались представители белорусских национальных организаций – Великой Белорусской Рады и Белорусского областного комитета – на проходившем в декабре 1917 г. Всебелорусском съезде.

Там был представлен фактически весь спектр политических течений белорусского национального движения – от членов революционно-демократических партий до представителей большевиков и левых эсеров. В работе съезда принимали участие 1872 делегата от Виленской, Витебской, Гродненской, Минской, Могилевской и Смоленской губерний.

Подходы к разрешению социально-экономических и культурных проблем свидетельствовали о приверженности делегатов съезда социалистическим идеям. В резолюциях некоторых секций и комиссий съезда была отражена идея социальной справедливости, подчеркивалась необходимость обеспечения равенства граждан независимо от национального и социального происхождения. При обсуждении многих конкретных проблем делегаты убеждались, что их разрешение, в интересах большинства белорусского населения, невозможно без организации собственного государства и краевой власти, которая могла бы опереться на реальную вооруженную силу.

Всебелорусский съезд провозгласил Беларусь демократической республикой в составе Российской Федерации. В его решениях было подчеркнуто, что судьбу страны может решить только Всебелорусское Учредительное собрание, до момента созыва которого вся власть должна перейти к демократически избранному Белорусскому Совету рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. Решение делегатов о создании краевого органа власти противоречило стремлению Северо-Западного обкома РСДРП(б) сохранить свою власть в Беларуси: Всебелорусский съезд принудительно распустили. Выполняя решение Всебелорусского съезда, Исполнительный комитет Совета съезда 20 февраля 1918 г. провозгласил себя временной высшей властью в Беларуси, что было зафиксировано в Первой Уставной Грамоте. 9 марта 1918 г. была принята Вторая Уставная грамота, которая провозгласила Беларусь Народной Республикой. 25 марта 1918 г. – Третья Уставная грамота, которая декларировала государственную независимость Белорусской Народной Республики (БНР)[115].

Создание БССР

1 января 1919 г. была провозглашена Советская Социалистическая Республика Белоруссия (ССРБ). Этим актом был заложен прецедент создания политико-территориальной единицы с атрибутами белорусской государственности в рамках советского строя. Советская Социалистическая Республика Белоруссия создавалась в исключительно сложной экономической и военно-политической обстановке, обусловленной гражданской войной и военной интервенцией стран Антанты против Советской России. Многие политические решения, принятые в период с июля 1918 г. по июль 1920 г. (провозглашение ССРБ 1 января 1919 г., решение РСФСР о ее признании и государственных границах, создание Литовско-Белорусской ССР и др.), были продиктованы скорее военно-стратегическими и оперативно-тактическими соображениями, направленными на мобилизацию всех сил и скорейший разгром врага, чем интересами коренной национальности. Узконациональные вопросы в тот период отошли на второй план. Поэтому нельзя обвинять политическое руководство РСФСР во главе с В.И. Лениным в том, что оно не всегда занимало последовательную, а иногда – противоречивую позицию в деле создания белорусской государственности. В конечном итоге Правительство Советской России выполнило главное – обеспечило реальное решение вопроса о самоопределении белорусов в форме создания белорусской советской государственности – суверенного, независимого, самостоятельного государства – национального дома нашего народа. В этом заключается основная идеологическая сущность всех дискуссий по проблеме создания БССР.

Второе провозглашение БССР состоялось в июле 1920 г. Об окончательном восстановлении белорусской советской государственности было заявлено в «Декларации о провозглашении независимости Советской Социалистической Республики Белоруссии», которая была принята 31 июля 1920 г. в Минске на совместном заседании представителей государственных и партийных органов, общественно-политических организаций и профсоюзов. Появление этого документа было связано с июльским (1920 г.) наступлением Красной Армии на Западном фронте, которая практически освободила всю территорию Беларуси. Этот документ объявил о восстановлении ССРБ, провозглашенной 1 января 1919 г. В условиях продолжавшейся советско-польской войны, безусловно, было трудно определить административно-территориальную границу возрождавшейся республики. Поэтому первоначально она складывалась в рамках Минской губернии (6 уездов с населением 1,6 млн человек). И хотя на путях становления национальной государственности белорусского народа было много трудностей, в Декларации с позиций «полного суверенитета ставился вопрос о государственных связях между советскими республиками», заявлялось: отношения между ССРБ и РСФСР будут оформляться на равноправной основе. Позже принцип равноправия республик был положен в основу Союзного рабоче-крестьянского договора между РСФСР и ССРБ, заключенного 21 января 1921 г., в котором вновь признавались независимость и суверенитет «каждой из договаривающих сторон». В декларации затрагивались и языковые проблемы, от решения которых зависело духовное возрождение белорусского народа. Устанавливалось «полное равноправие языков (белорусского, русского, польского, еврейского) в государственных учреждениях и в организациях и учреждениях народного просвещения и социалистической культуры». Коренная нация в отношении языка не получила никаких преимуществ.

С окончанием гражданской войны логика государственного строительства подводила к необходимости установить более четкие союзные отношения между советскими республиками. В этих условиях начался переход к новому этапу государственного строительства – объединению республик в единое союзное государство с общими для всех республик органами управления. Поиск новых форм государственного устройства сопровождался острой политической борьбой. Несмотря на это, движение от унитаризма к федерализму увенчалось в конце 1922 г. созданием Союза Советских Социалистических Республик. Однако, провозглашая СССР, советские республики, в том числе и БССР, вынуждены были принять старую классическую правовую формулу о том, что всякое государственное объединение ограничивает суверенитет его членов в пользу центральных органов управления. На этой основе был утвержден безусловный приоритет общегосударственных интересов над интересами республик[116].

Наши рекомендации