Отрицательные последствия первого этапа приватизации и I причины
1. Рост преступности, связанной с приватизацией
По данным министра внутренних дел В. Ф. Ерина, за 11 месяцев 1994 г. в сфере приватизации выявлено 1684 преступления, 127 из которых совершены в крупных и особо крупных размерах. Наиболее типичными преступлениями были: взятки, криминализация на рынке жилья, скупка акций наиболее рентабельных отраслей народного хозяйства различными иностранными компаниями и фирмами с нарушениями законодательства.
2. Подрыв национальной безопасности
На наш взгляд, национальная безопасность России существенно ослабла в экономической, социально-политической и оборонной сферах.
2.1. Экономические последствия.
Прежде всего, это выражается в недополучении Россией значительной части доходов из-за просчетов в стратегии и тактике приватизации. Общая номинальная величина ваучерного фонда (около 1,5 трлн. руб.) примерно соответствовала балансовой стоимости основных фондов России на конец 1991 г. (без жилых зданий — 1650 млрд. руб. по ценам того времени). Но к октябрю 1992 г., когда началась выдача ваучеров населению, цены в процессе либерализации повысились в 20 раз
Соответствующая 20-кратная переоценка основных фондов была осуществлена лишь год спустя — в середине 1993 г. Таким образом, общая номинальная величина ваучерного фонда изначально была в 20 раз меньше стоимости основных фондов. Рыночная стоимость ваучеров в период с октября 1992 г. по октябрь 1994 г. составила в среднем 12,5 тыс. руб. Скупая и перепродавая крупные партии ваучеров, чековые инвестиционные фонды фактически обеспечили передачу государственной собственности новым реальным владельцам за бесценок.
Доходы в бюджеты всех уровней за два года составили по России лишь 1 трлн. рублей, в то время как только по Москве, где мэр города М.Лужков для примерно'20% предприятий доказал необходимость приватизации по рыночным ценам, составили 1,8 трлн. рублей.
500 крупнейших приватизированных предприятий России
стоимостью не менее 200 млрд. долларов были фактически проданы
бесценок — около 7,2 млрд. долларов США.
Так, одно из крупнейших предприятий страны — завод имей Лихачева (г. Москва) со стоимостью основных фондов не менее 1 млрд. долларов был продан за 4 млн. долларов. Здания и сооружение Московского института повышения квалификации руководящих работников и специалистов химической промышленности ориентировочной стоимостью в 100 млн. долларов, проданы всего за 8 млн. рублей. Подобные факты многочисленны.
По сути, произошло крупнейшее в истории России разбазаривание государственной собственности, что само по себе явилось одним источников кризиса и заложило основы многочисленных будущих конфликтов, направленных на передел собственности. Финансовые потери первого этапа приватизации резко усугублены рядом непродуманных действий.
Так, в силу непонятного стремления к разукрупнению разрушены многие целостные технологические комплексы, что уже поставило под угрозу само сохранение наиболее современной части промышленного потенциала. Председатель Комитета по вопросам экономичен реформы собственности и имущественных отношений Совета Федерации В. А. Зеленкин сообщает в письме на мое имя: “ В ходе акционирования этих объектов хозяйствования (авиационная промышленность) связи между ними нарушились. Произошла остановка производства на предприятии "Пермские моторы", являющемся одним из основных производителей авиационных двигателей в России, над которым нависла угроза потери уникальных отечественных специалистов”.
Наибольший ущерб насильственным разукрупнением предприятий, входящих в единую технологическую цепочку, нанесен в авиационной, машиностроительной, лесной, оборонной и агропромышленных отраслях народного хозяйства.
Поскольку процессы приватизации из-за их обвального характера были сопряжены с остальными элементами экономических преобразований (прежде всего — со структурной политикой), подавляющая часть возникшего на базе государственных предприятий частного и смешанного секторов с самого начала оказалась на грани банкротства.
2.2. Социальные последствия.
“Лотерейная” специфика избранного в России варианта “ваучерной” приватизации (состоявшая в том, что с самого ее начала отсутствовала ясность в отношении того, какие государственные активы выделены для реализации за чеки), не привела к формированию рациональной корпоративной структуры. У большинства населения сформировалось устойчивое (и небезосновательное) убеждение в том, что его не столько наделили собственностью, сколько как раз экспроприировали.
Чековая приватизация создала многочисленную массу “неимущих собственников”, требующих защиты со стороны государства. Пребывание в их руках мелких и даже крупных пакетов акций низкоэффективных предприятий делает эти слои населения “неэффективным инвестором”.
Ранее, в условиях административной экономики государство, как главный и, по сути, единственный собственник в бывшем СССР, являлось гарантом для малоимущих социально незащищенных слоев населения (пенсионеры, инвалиды...), составляющих около 30% от общей численности населения.
В период перехода к рыночной экономике форсированная приватизация госсобственности происходила без создания соответствующих механизмов защиты малоимущих слоев населения. Создание системы социальной защиты малоимущих слоев населения на втором этапе приватизации является первоочередной общенациональной задачей.
2.3. Оборонные последствия.
Поступающие в Федеральную службу контрразведки РФ материалы свидетельствуют о критической ситуации, складывающейся на предприятиях оборонного комплекса России, которая, по мнению специалистов, усугубляется тем, что приватизация и акционирование производятся без учета их специфики и роли в обеспечении выполнения государственного оборонного заказа.
Одним из существенных аспектов приватизации предприятий оборонных отраслей промышленности является стремление иностранных компаний и фирм использовать происходящие процессы в оборонном комплексе для проникновения в его управленческие структуры, скупки акций приватизируемых предприятий на чековых аукционах. Причем иностранные фирмы, чтобы избежать их проверки со стороны ФСК России, предусмотренной п. 10 “Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации”, утвержденной Указом Президента Pocсии от 24 декабря 1993 года № 2284, при приобретении акций российских предприятий оборонного комплекса в большинстве случаев прибегают к услугам посреднических фирм, зарегистрированных в России.
В тех случаях, когда предприятия российского ВПК включены в перечень объектов, не подлежащих приватизации, зарубежные предприниматели добиваются выделения из их состава структурных подразделений, которые получают статус совместных предприятий и производств. По мнению южнокорейских экспертов, создание в российских оборонных фирмах даже небольших СП представляют широкие возможности по оказанию влияния на администрацию, последующему получению доступа к имеющимся и разрабатываем технологиям. Отмечен повышенный интерес иностранных инвесторов к таким отраслям, как электроника, авиация, ракетостроение, атомная энергетика выпускающим конкурентоспособную гражданскую продукцию. Дeйствуя через посредников, они пытаются взять под контроль не только отдельные предприятия, но и целые отрасли промышленности.
Анализ ситуации, складывающейся на рынке ценных бумаг оборонных отраслей промышленности, показывает, что форма приобретенной иностранными фирмами российской собственности через посредников носит скрытый характер интервенции иностранного капитала с целью подрыва обороноспособности и экономики страны.
В процессе приватизации предприятий Госкомоборонпрома серьезной проблемой является сохранение сведений, составляющих государственную тайну. На ряде объектов, подвергшихся акционированию, в целях экономии средств администрация сокращает режимно-секретные органы, военизированную охрану, службу противодействия иностранным техническим разведкам, закрывает узлы спецсвязи, что значительно снижает эффективность защитных мер, создает реальные предпосылки к утечке не только технологических, но и государственных секретов. Сложившееся положение диктует необходимость в срочном порядке принять комплексную государственную программу по разработке и выпуску вооружений и военной техники, исходя из принятой военной доктрины государства.
Кроме того, нуждается в доработке “Государственная программа приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации” с точки зрения принятия дополнительных мер по сохранению национального контроля над всеми звеньями технологического процесса разработки и производства вооружений и военной техники, прежде всего ракетно-космической и авиационной промышленности, а также обеспечения целостности предприятий и учреждений ВПК при их приватизации.
В частных руках иностранных компаний и криминальных структур оказались такие основополагающие для экономики России отрасли, как машиностроение, нефте-газодобыча и переработка, производство электроэнергии, водный, речной и авиационный транспорт, объекты связи. Фактически потеряно государственное влияние в цветной металлургии, более 90% акций предприятий которой принадлежат западным компаниям. Доля участия государства в приватизированных предприятиях промышленности Дальнего Востока составляет 5 — 7%.
2.3. Причины негативных последствий приватизации. Негативные последствия приватизации подразделяются на два класса: объективные и субъективные.
К объективным можно отнести такие, несомненно, существующие проблемы, как деформированная структуры экономики с преобладанием монополии и гипертрофированным развитием военно-промышленного комплекса, разрыв хозяйственных связей вследствие распада СССР, борьба ветвей власти, неготовность населения к реформам.
Субъективные причины. В первую очередь, это форсированные темпы приватизации и ее излишняя политизированность. Экономическая эффективность приватизации, по сути, не планировалась на первом этапе. Доминировала политическая цель — форсированно создать широкий класс собственников для того, чтобы сделать реформы необратимыми.
Как было показано выше, эта цель не достигнута.
Цели приватизации искажались некомпетентными и умышленными действиями и в центре и на местах, что резко криминализировало ситуацию.
Приватизация шла без учета менталитета российских граждан, которые одной из основных ценностей считают сильное государство. В результате обвальной приватизации российское государство серьезно ослаблено.
Приложение 24
1993 г., сентября 21