Метание гранат в лесу требует большей точности, чем на открытой местности. Специфика леса определяет броски гранат на дистанции боя «в упор»
При работе с укрывающимся за деревом противником граната бросается так, чтобы она разорвалась у него за спиной.
Чтобы «достать» окопавшегося или залегшего за деревом противника, граната забрасывается вверх, в крону дерева, где задерживается его ветками и, падая отвесно вниз на противника, разрывается в воздухе или рядом с ним (это гадкое изобретение немецких егерей, отработанное в борьбе с партизанами).
На заболоченных участках граната забрасывается на островок, кочку или мелкое место. Толща воды значительно уменьшает поражающее действие осколков.
При метании гранаты по вертикальным высоким целям (окнам) надо брать повыше, в верхний край цели, так как граната теряет скорость и постепенно отклоняется вниз.
По бегущим целям гранаты бросают с упреждением, впереди цели, сообразно со скоростью ее движения с таким расчетом, чтобы они падали перед противником и он набегал на них в момент взрыва. Следует учесть, что за время горения запала (4 секунды) противник, бегущий со скоростью в среднем 3—3,5 м/с, пробежит 12—15 м.
Поэтому, готовясь к отражению атаки, лучше заранее наметить рубеж, по достижении противником которого следует производить гранатометание. Этот рубеж должен находиться на 15—20 м дальше той линии, до которой можно добросить гранату, с учетом ее выката после падения. Гранаты, рвущиеся перед наступающей цепью, заставят оставшихся в живых приостановиться и залечь.
Аналогично действуют, когда противник бежит в сторону от вас (при задержании). Точно так же следует поступить и с отступающим противником.
Метать гранаты в темноте бойцу спецназа приходится едва ли не чаще, чем днем.
Ночь не бывает темной — она чередуется вспышками выстрелов, артиллерийскими разрывами, осветительными ракетами. Обнаружив при такой вспышке цель, рекомендуется сразу же закрепить ее направление и дальность до нее, привязав к какому-либо ориентиру, например, яркой звезде, выделяющемуся на фоне высокому дереву или зданию. Бросок соответственно определенному до цели расстоянию обеспечивается ориентационно-пространственными усилиями, знакомыми по броску на такую же дистанцию днем. Бросайте по мышечной «темной» памяти. Это единственный способ бросить гранату на заданную дистанцию, и лучше вы никак не сделаете.
Доверяйте знакомым и отработанным ощущениям — именно они вас никогда не подведут. Наработка таких ощущений и мышечно-пространственной памяти происходит весьма простым методом.
При метании гранат по памяти наше воображение должно как бы осветить нам участок местности, лежащий впереди, и позволить нам все время мысленно видеть расположение целей и других предметов. В светлое время тренирующийся смотрит на цель, затем закрывает глаза и метает гранату. Как только граната «пошла», глаза открываются, и визуально прослеживается результат, чтобы учесть ошибки и скоординировать процесс. Знание результатов формирует навык. При этом наглядно сопоставляются пространственно-координационные и силовые ощущения от броска с его результатами. Поправки «вправо-влево-ближе-дальше» делаются изменением соответствующих усилий и положения гранатометчика относительно цели. Запоминаются «темной» мышечной памятью и общей координационной памятью все усилия и общее координационное состояние организма в момент удачного броска.
При последующих бросках эти усилия и координация воспроизводятся мышцами и пространственной памятью при «освещении» воображением участка местности с мишенью (см. выше). Метод дает поразительные результаты. При настойчивых тренировках успех достигается быстро, и метание гранат в темноте по результатам не отличается от тех, которые удалось достичь днем.
Затем по такому же принципу отрабатывается гранатометание по плохо различимым целям. Сначала оно выполняется в сгущающихся сумерках, затем при свете костра, потом в кромешной темноте, ориентируясь только на тренированное ночное зрение и звериное чутье на цель. Только таким образом тренирующийся приучается отыскивать едва заметную цель и правильно определять дистанцию до нее в условиях плохой видимости (в дыму и в тумане). При этом инструктор перед метанием по необходимости учебного процесса подсвечивает цель лучом фонаря на 1—2 секунды, не более. После наработки твердых мышечно-силовых пространственно-координационных навыков можно приступить к метанию гранат по целям, месторасположение которых определяется в темноте по звуку.
Для определения направления звука тренирующиеся становятся полукругом и закрывают глаза, инструктор неслышно передвигается перед строем и, остановившись в том или ином месте, подает звуковой сигнал — стучит затвором, щелкает прицельной планкой и т.д. От курсантов требуется, не открывая глаз, показать рукой на место источника звука. Затем инструктор разрешает открыть глаза и проверить. Далее упражнение усложняется — запоминающие с закрытыми глазами делают несколько поворотов, а звук доносится сбоку или сзади от них. Требуется определить направление звука и расстояние до него.
Гранатометание производится по звучащей цели с закрытыми глазами согласно вышеприведенной методике «мысленного освещения» цели и приложения мышечно-координационных усилий. Когда граната «пошла», разрешается открыть глаза и скоординировать процесс.
Затем изменяется расстояние до целей. Начинается гранатометание ночью. Внутри вертикальных звучащих целей (окон) подвешиваются жестяные листы, издающие характерные звуки при попадании. Справа и слева от мишени подвешиваются листы картона или фанеры, издающие при попадании совсем другие звуки (разные справа и слева от цели), на которые ориентируется гранатометчик, внося при промахе поправку по слуху. Различные рубежи до цели те же, что и днем, чтобы курсанты могли ориентироваться на знакомые мышечно-координационные ощущения броска.
Процесс усложняется еще больше. Мишень — деревянную раму с листом жести —тянут на веревке. Бечевкой приводится в действие «звякающий» механизм, установленный на раме. Несмотря на кажущуюся сложность метания гранаты по движущейся цели в темноте на слух, результаты растут быстрее, чем можно предполагать. Но дело даже не в этом. В результате тренировок по вышеописанной методике ночью результаты метания днем возрастают на 40—50%. Это можно объяснить тем, что в темноте мобилизуются координационные внутренние резервы, повышается координационное чутье, появляется так называемое «внутреннее прицеливание», которое просто не дает бросающему пустить гранату на ветер.
По мере тренировок нагрузки и варианты гранатометания увеличиваются. Надо научиться бросать гранату далеко, быстро и точно при любых нагрузках и после любых нагрузок в любых сложных условиях. Попробуйте быстро пробежать 50—70 м и метнуть гранату по знакомой отработанной цели. Каково? Усилие, затраченное при перебежке, неминуемо скажется на дальности и меткости броска. Однако, какие бы напряженные действия вы ни выполняли перед метанием (в реальной боевой обстановке они обязательно будут), как бы вы ни устали и ни торопились, гранатой по цели попасть все-таки надо! Боевая обстановка равнодушна к оправданиям. Попал или не попал. Да или нет. «Положил» кого-то или «положили» тебя. Научитесь «ловить» цель и определять дистанцию до нее на бегу, в то время, когда делаете замах. Постепенно увеличивайте дистанцию и быстроту бега, чередуйте бег с бросками, рукопашными столкновениями и со стрельбой, переползаниями, переноской товарища и т. д. Все это придется делать в боевой обстановке. Упражняясь в метании гранат по окнам и щелям, научитесь делать стремительный бросок на 100—150 м, преодолевая препятствия, которые могут встретиться в городе — ограды, заборы, завалы битого кирпича, узкие лазы, влезая на стены и спрыгивая с них. Упражняясь в метании гранат, приучите себя к неожиданностям — противник всегда появляется внезапно и там, где его не ждут.
Метая гранату с места и в движении, чтобы усложнить упражнение, становитесь спиной к цели, затем, резко повернувшись, бросайте гранату. Передвигаясь по пересеченной местности или в населенном пункте, ставьте себе мысленную установку: сработать гранатой по цели, обнаруженной боковым зрением в траншее, в яме, в развалинах, за всем, что может служить укрытием.
Упражнения в метании гранат пройдут успешнее, если сначала выполнять броски на точность, а под конец тренировки — на предельную дальность. Нагрузки нужно увеличивать постепенно, не допуская растяжения мышц и связок от чрезмерных нагрузок. Перед тренировкой мышцам надо дать разминку, растереть, размять и разогреть их. Под конец тренировки инструктор дает курсантам предельную нагрузку через «не могу»: «Можешь! Вперед!»
Это общий принцип динамических тренировок. Постепенно время гранатометания увеличивается до 3—4 часов за тренировку, из всех возможных положений, во всех предполагаемых ситуациях.
Практикуясь в метании гранат по всем целям и во всех условиях» на разных дистанциях и т. д., после каждого удачного броска постарайтесь запомнить мышечно-ориентационно-пространственной памятью усилия мышц, корпуса, опорной ноги и бросающей руки. Сами по себе они очень яркие и в «темную» мышечно-ориентационную память укладываются очень хорошо. Постарайтесь «привязаться» к этим ощущениям при последующих бросках. Этим вы программируете себя на возможные ситуации — создаете боевую доминанту.
В обстановке ближнего оперативного боя, меняющейся каждое мгновение, некогда «включать мозги» — надо отбиваться на рефлексах. Нужный рефлекс выдает запрограммированная на конкретную ситуацию внутренняя установка-доминанта. В ходе боя на поражение приходится рассчитывать на боевое обеспечение, принесенное с собой, и на то, что вы снимаете с убитого противника. Выполнить требование - ни одной гранаты мимо цели — не так уж трудно, а при настойчивой тренировке вы будете удивляться, как это вообще можно промахнуться гранатой. Сам по себе процесс гранатометания — увлекательный спорт, биомеханически максимально приближенный к естественным инстинктивным движениям человека.
Есть еще один аспект. Известно, что бойцы-рукопашники стреляют плохо и плохо обучаются точной стрельбе (иногда бывают приятные исключения из этого правила). Но благодаря физической и координационной натренированности рукопашники в очень короткие сроки обучаются виртуозному владению гранатой, бросая ее очень далеко, быстро и поистине с дьявольской точностью. Более того, спецбойцы старого времени, зная о своей стрелковой «ахиллесовой пяте», стремились компенсировать этот недостаток повышенным мастерством гранатометания. И правильно делали с тактической точки зрения.
Оперативный бой на уничтожение в любом месте: в городе, в лесу, в любой пересеченной местности — происходит преимущественно на короткой дистанции. Короткая дистанция в этом случае — это дистанция броска гранаты.
Как показывает практика, на таких дистанциях выигрывает не тот, кто больше и кто лучше стреляет. Выигрывает тот, у кого больше гранат, кто применит их первым и кто может бросать их быстро, точно и далеко. Ручные гранаты — это карманная артиллерия. Граната Ф-1 с ее лавиной осколков создает вокруг себя более плотную зону поражения, чем автоматическая очередь. Наступающую цепь не всегда удается остановить даже плотным автоматическим огнем, а групповым применением «лимонок» — всегда. «Лимонка» жестока и беспощадна. Даже если не убьет осколком, то контузит, оглушит, забьет глаза песком, собьет с ног, выбьет из рук оружие, короче — расшвыряет наступающие порядки.
При прорыве разведгруппы из кольца гранаты, брошенные одновременно каждым бойцом в своем секторе и брошенные затем повторно через 10—15 шагов, пробивают брешь в любой цепи окружающих; 12—15 гранат Ф-1, брошенные вышеназванным образом по фронту 50 м затем на 10—15 м в глубину, оставляют после себя мертвое пятно, которое прорывающиеся расширяют автоматическим огнем. В разные времена многие — и наши, и не наши — прорывались именно таким образом. Поэтому гранат Ф-1 старались брать по весу столько, сколько брали патронов. Ручная граната — оружие ближнего боя. Незаменимое оружие, которое имеет неоспоримое преимущество на коротких дистанциях.
Нормальный противник автоматического оружия боится намного меньше, чем «железной черепахи» — от пули можно увернуться, а от гранаты — нет. Граната оружие гибкое. Она применяется, когда надо достать противника, засевшего за укрытием. Гранату можно закатить в любую щель, бросить настильно и отвесно в любых направлениях.Вид упавшей рядом шипящей гранаты без кольца бывалого человека повергает в ужас — он знает, что за этим последует, и старается броситься от нее в сторону за хоть какое-нибудь укрытие. А если укрытия нет, отваживается «отфутболить» ее в сторону или даже назад, отправителю (бывает и такое) — все равно другого выхода нет. Поэтому знающий спецназовец, выдернув колечко и отсчитав после хлопка запала одну секунду (в уме — «двадцать два») — более испытывать судьбу нельзя, запал УЗРГМ горит не всегда положенные 4 секунды, — бросит или подкатит гранату так, чтобы она остановилась метрах в двух-трех от противника и он до нее не дотянулся. Все это надо отработать на учебных занятиях.
С гранатой будьте всегда на «вы». Из поединка человека и гранаты победителем всегда выходит граната. «Старая черепаха» Ф-1 — оружие слишком могущественное, чтобы позволить предать ее забвению.
ТАКТИКА ПОВСТАНЦА
Произошедшие недавно в мире революции, в нескольких случаях развившееся в полноценные гражданские войны, обнаружили вопиющее невежество отечественного обывателя в тактике ведения боевых действий. Степень понимания показываемого в телевизоре не достигала и ничтожных показателей. Фактически отечественный обыватель, если он не учился на специфических курсах в горах Кавказа или Афганистана (что согласитесь, всё-таки редкость даже среди кавказцев и азиатских мигрантов), не понимает, что ему показывают.
Случись чего где поближе (к примеру, в народной республике китайцев), граждане могут вообще растеряться, расстроится и даже разбежаться без всяких к тому реальных оснований. По непонятным причинам на русском языке отсутствует элементарная информация по тактике боевых действий, вполне доступная на английском или, к примеру, на арабском (уровень сержантской учебки по стандарту НАТО). Поэтому мы решили восполнить этот пробел и коротенько, на доступном материале изложить минимально необходимые для понимания происходящего в телевизоре тактические сведения.
Методика усвоения
Ещё древние философы говорили, что «Голое» знание бесполезно. То есть, для того, чтобы знанием можно было пользоваться, его необходимо привязать хоть к каким-то чувствам и переживаниям, иными словами опытно опробовать, затвердить. Разумеется, то, что мы вам сейчас расскажем, не является исключением. Для того, чтобы использовать принципы, которые мы вам сообщим необходимо освоить и периодически делать три несложных, но очень важных упражнения. Для облегчения запоминания мы назовём их «Три главных упражнения». В случае если их честно, без пощады к собственному самолюбию или времени проделать в общей сложности примерно раз 40-50, с большой вероятностью можно утверждать, что вам удастся усвоить излагаемые ниже принципы ведения боевых действий до степени понимания показываемого в телевизоре с одного взгляда.
Первое главное упражнение. Единственное из этих 3-х упражнений, которое можно делать даже совсем одному. Не требует снаряжения. Необходим лишь самый минимум здоровья, здравого смысла и внимательности (с целью использования тех принципов, с которыми мы ознакомимся дальше). Суть его очень проста. Надо последовательно вспомнить всё произошедшее в ходе боестолкновения (в котором участвовали, были свидетелем, слушателем, читателем) и по каждому эпизоду ответить на следующие вопросы: «Какая задача ставилась?», «Была ли она выполнена?», «Что можно было сделать лучше (дешевле, быстрее, проще)?».
Важность этого упражнения невозможно переоценить. Недаром оно практикуется повсеместно - от лагерей морской пехоты США до пещер «Талибана».
Наилучший состав для его выполнения - это два уровня вертикали командования. Применительно к повстанцам это будет командир группы и его бойцы или командир отряда и командиры его групп. В случае если это упражнение выполняется регулярно и честно (без самообмана с целью скрыть от себя неприятные моменты), боевое мастерство начинает расти буквально волшебным образом. Это, собственно, и есть то, что самураи имели в виду, когда говорили «Воин должен всё обдумать заранее».
Механизм этого «волшебства» довольно незамысловатый - в бою поступаешь, (не думая) как считаешь лучшим, а лучшим по какой-то прихоти человеческому организму легче считать то, что было одобрено коллективом. Кроме тактического смысла первое главное упражнение имеет и серьёзное медицинское, психиатрическое значение. Если люди способны адекватно (спокойно, по делу) обсуждать какие-либо дорогие (а военные действия, и в случае если вы не являетесь непосредственным участником, очень дорогая вещь, даже если тратятся не ваша кровь и мясо, а всего лишь нервы) вещи, значит, они смогут адекватно относится к этому и в дальнейшей жизни - без истерик, соплей и посттравматических синдромов. Кстати, необходимость регулярного выполнения этого упражнения - единственная реальная причина, по которой бойцы должны изъясняться на взаимопонимаемом языке (языках). Как нам должно стать понятно после -- второго главного упражнения, во всех остальных случаях роль речи в ходе боевых действий минимальна.
Второе главное упражнение. Выполняется в минимальных коллективах, внутри которых должно быть налажено командное взаимодействие - пара-тройка бойцов, группа, объединяющая пары (тройки), все командиры отряда и т.п.
Суть этого упражнения также незамысловата. Участники играют в командную игру, в ходе которой разрешается переговариваться только жестами или (и) условными словами (цифрами), установленными для радиокоманд. Обычно в качестве такой игры выступает футбол (именно поэтому запрет футбола долгое время был в центре Репрессивной политики правящего в Узбекистане режима, не понаслышке знакомого с Повстанческой деятельностью). Упражнение играется в двух вариантах - в привычных парах (тройках) и в произвольных.
В результате тренировок обучающиеся должны, как поэтично выражались ветераны Второй мировой войны, научиться «слышать сердцем дыхание товарища». Нужно это для того, чтобы в ходе сложных повстанческих боестолкновений, которые в отличие от спецтактики (нападения на заведомо более слабого противника в ограниченных пространствах с целью его захвата или уничтожения в крайне ограниченное время) невозможно полностью отрепетировать заранее, коллектив не распадался на отдельных лиц, спасающихся по мере собственных сил, а продолжал обмениваться информацией и действовать по командам и примерам лидеров.
Кстати, заметим, что в случае решения задач, требующих применения спецтактики, повстанцы полностью репетируют операции при помощи «стеклянного дома»[1] или других подобных приёмов из арсенала грабителей банков. Успешное культивирование Второго главного упражнения даёт обывателю способность оценивать демонстрируемые по телевизору (на фото в журналах) повстанческие коллективы с высокой степенью точности понимания их реальной сплочённости и боеспособности.
Третье главное упражнение. Это самое затратное упражнение, требующее наличия сходных по характеристиками с имеющимися на предполагаемом театре военных действий оружия, снаряжения и местности. Если инженерные боеприпасы (ИБП, в том числе самодельные взрывные устройства - СВУ) несложно имитировать на кустарном уровне при помощи растяжек или нажимных крышек в сочетании с любыми шумовыми сигналами, то другие виды оружия, не говоря уже о местности, требуют куда большей натуральности для достижения приемлемого эффекта.
Суть упражнения. Обучаемым объявляется сценарий упражнения. В качестве сценария берутся уже имевшие место на изучаемой войне ситуации или возможные с высокой вероятностью. Также объявляется, за какую из сторон обучаемые будут играть сначала. Затем обучаемые расставляют мишени. Мишени могут иметь любой вид и цвет, но их размеры должны соответствовать площадям и объёмам реальных целей. Обычно используются согнутые углом листы картона или жести. Более богатые могут соединять углами листы металла, фанеры или пластика. Мишени можно использовать многократно, если сначала отмечать (на полигоне), а потом заклеивать (перед следующим выходом) пробоины. Количество мишеней должно отражать возможные перемещения целей в реальных условиях.
Расставление мишеней учащимися заменяет обнаружение целями себя огнём в реальных условиях. Имитаторы ИБП (при необходимости использования таковых) расставляются руководителем или специально выделенной командой, не принимающей участия в упражнении. Однако это не является обязательным условием. Дело в том, что в ходе выполнения упражнения боевыми патронами создаётся настолько нервная обстановка, что обучаемые могут легко забыть, где конкретно были установлены имитаторы ИБП, и будут вынуждены руководствоваться общими знаниями о вероятных местах установки таковых.