Действие на по кругу лиц
Существует общее правило, в соответствии с которым н/а распространяются на всех лиц, находящихся на территории юрисдикции правотворческого органа, т.е. как на граждан данного государства, так и на иностранцев или лиц без гражданства.
51. Систематизация нормативных актов: понятие, виды.
Систематизация НПА – это деятельность, направленная на упорядочение и совершенствование нормативных актов путем их внутренней и внешней обработки для системного воздействия на общественные отношения.
Виды систематизации:
- Инкорпорация – внешняя обработка или соединение в сборники и собрания действующих НПА в определенном порядке без изменения их содержания по существу. Различают:
· Официальная инкорпорация – это упорядочение правовых норм автором или уполномоченным органом путем издания сборников. Может осуществляться на основе хронологического принципа (собрание законодательства РФ) и тематического принципа (свод законов РФ),
· Неофициальная инкорпорация – проводится организациями или гражданами по собственной инициативе.
- Консолидация – форма систематизации, при которой происходит объединение близких по содержанию нормативных актов в единый сводный НПА.
- Кодификация – это деятельность правотворческих органов по созданию нового, внутренне согласованного и юридически цельного НПА, которая осуществляется путем глубокой и всесторонней переработки действующего законодательства в определенной сфере общественной жизни.
Виды кодифицированных актов:
· Основы законодательства
· Кодекс
· Устав, положение
52. Понятие и структурные элементы системы права.
Система права – это исторически сложившаяся внутренняя структура права, отражающая состав и взаимодействие составляющих ее норм, институтов и отраслей по поводу достижения общественно необходимых целей.
Характерные черты системы права:
- Объективность – система права складывается объективно, как отражение исторически предопределенных и существующих общественных отношений и потребностей их урегулирования,
- Единство и согласованность входящих в нее элементов – единство системы обусловлено единством экономической и политической систем, единством воли, общностью принципов правовой системы, которые объединяют весь правовой материал и придают целостность и внутреннюю согласованность, что проявляется в иерархии правовых норм.
- Способность к дифференциации (делению) – следствие многообразия общественных отношений, требующих различных средств регулятивного воздействия.
- Способность к развитию – результат постоянного изменения общественных отношений.
Структурные элементы системы права:
- Норма права - первичный элемент системы права. Именно они составляют основу системы права и регулируют различные общественные отношения различных отраслей права.
2. Отрасль права – обособившаяся внутри данной системы совокупность однородных правовых норм, регулирующих определенную сферу родовых общественных отношений
3. Подотрасль права выделяются в рамках наиболее крупных правовых отраслей. Объединяют несколько институтов одной и той же отрасли. Например, в ГП подотрасль – авторское право.
4. Институт права – объективно обособившаяся внутри одной отрасли или нескольких отраслей права совокупность взаимосвязанных юридических норм, регулирующих небольшую группу видовых родственных общественных отношений.
5. Субинституты права - Внутри отрасли между институтами могут существовать отношения субординации и соподчинения. Определенные части крупного института образовывают нередко самостоятельные подразделения – субинституты. Финансовое – дисциплины.
53. Частное и публичное право.
Суть деления право на частное и публичное состоит в том, что в любой правовой системе есть комплексы норм, которые обеспечивают либо общественный, публичный интерес (КП, АП, УП), либо интересы непосредственно частных лиц (СП, ГП, ТП).
Публичное право образует нормы, регламентирующие порядок деятельности органов государственной власти и управления по обеспечению общественного интереса. Одной из сторон отношений является государство, которое с помощью властных предписаний обеспечивает подчинение других субъектов.
Частное право связано с возникновением и развитием частной собственности. Его образуют нормы, регулирующие и охраняющие отношения частных собственников в процессе производства и обмена. Государственная власть «изгоняется» из сферы частных интересов, выполняя лишь обеспечивающие функции.
Таким образом, основной смысл деления права на частное и публичное состоит в установлении пределов вмешательства государства в сферу интересов граждан и их объединений.
Для публичного права характерно:
- Одностороннее волеизъявление,
- Субординация субъектов и правовых актов,
- Преобладание императивных норм,
- Ориентация на удовлетворение общественного интереса.
Для частного права характерно:
- Равенство сторон,
- Преобладание диспозитивных норм,
- Свободное двустороннее волеизъявление, использование договорной формы регулирования,
- Ориентация на удовлетворение частных интересов.
54. Предмет и метод правового регулирования как основания деления норм права на отрасли.
Предмет и метод правового регулирования являются материальным и юридическим критериями деления права на отрасли.
Предмет правового регулирования – это общественные отношения, являющиеся объектом воздействия права (что регулирует отрасль права?).
Данные отношения должны отвечать определенным требованиям:
- Быть устойчивыми, т.е. характеризуются повторяемостью событий, действий людей.
- Должны обладать способностью воспринимать правовые требования и контролироваться со стороны общества, государства.
- В их правовом регулировании дб заинтересовано государство.
Структура предмета правового регулирования:
- субъекты общественных отношений,
- Содержание общественных отношений (поведение людей),
- Объекты общественных отношений (предметы объективного мира, с которыми связано поведение людей),
- Социальные факты (различные события и жизненные обстоятельства).
Метод правового регулирования – это совокупность средств и приемов. С помощью которых. Обеспечивается регулятивное воздействие на общественные отношения (как регулируются общественные отношения?).
Факторы, определяющие содержание метода:
- Общее взаимоположение субъектов (равноправное-подвластное),
- Порядок возникновение прав и обязанностей (из закона, договора),
- Степень определенности предоставленных прав (допускающие и не допускающие свободу усмотрения адресатов),
- Способ и средства обеспечения реализации права и обязанностей субъектов (уголовное наказание, материальная ответственность).
Методы правового регулирования общественных отношений тоже похожи. В юридической науке выделяют виды:
1. Императивный – метод властных предписаний, содержащих в себе, как правило, нормы – запреты. Он используется в большинстве случаев в уголовном, административном и некоторых других отраслях права.
2. Диспозитивный – дает известную альтернативу/ альтернативную возможность выбора варианта поведения в рамках закона. Больше присущ гражданскому, коммерческому праву и т.д.
3. Поощрительный – свойственен в основном трудовому праву, где действуют льготные системы, направленные на стимулирование моральной и материальной заинтересованности работников, повышении ими своей квалификации, приобретении новых профессий и т.д. действие этого метода в некоторой степени охватывает и отрасль административного права (награждение медалями, орденами)
4. Рекомендательный – типичен для процессуальных отраслей права, где истец и ответчик, а также другие участники судебного разбирательства находятся в одинаковом процессуальном положении и процессуальном равенстве перед законом и судом. При помощи этого метода государство путем организационной помощи и содействия строит свои отношения с фермерскими и др. с/х организациями.метод характерен для с/х права
5. Метод равенства сторон и т.д.
Убеждение и принуждение – также используются в качестве методов, они выступают как необходимые способы воздействия на сознание и поведение людей.
55. Отрасль права. Краткая характеристика основных отраслей права.
Отрасль права – обособившаяся внутри данной системы совокупность однородных правовых норм, регулирующих определенную сферу родовых общественных отношений.
Однородность той или иной сферы общественных отношений вызывает к жизни соответствующую отрасль права (гражданское право, административное и т.д.)
Образование любой новой отрасли не является самопроизвольным процессом. Именно изменения в социально-экономической сфере обусловливают такую необходимость. Для образования самостоятельной отрасли права имеют значение следующие условия:
· Степень своеобразия тех или иных общественных отношений
· Их удельный вес в системе социальных взаимосвязей
· Невозможность урегулировать возникшие отношения с помощью норм других отраслей права
· Необходимость применения особого метода регулирования
Характерные черты отрасли:
1. Ее функциональность
2. Каждая отрасль имеет свой предмет и объект регулирования
3. Каждой отрасли права присущ определенный метод правового регулирования или совокупность таких методов
4. Наличие определенного режима как особой системы правового воздействия, с помощью которой отрасли права становится относительно самостоятельным явлением.
В последнее время в системе российского права наряду с традиционными появился ряд новых отраслей: налоговое, таможенное, банковское, предпринимательское и т.д.
Составные элементы отрасли права:
- Подотрасли – например, патентное, авторское, жилищное, наследственное права)
- Институты,
- Нормы права.
Все отрасли можно поделить на:
- Базовые – конституционное, гражданское, административное.
- Специальные – земельное, трудовое, семейное.
Конституционное право закрепляет основы общественного и государственного устройства страны, основы правового положения граждан, систему государственных органов и их полномочия.
Административное право состоит из норм, регулирующих общественные отношения, складывающиеся в сфере административного управления.
Гражданское право регулирует разнообразные имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения, закрепляет и охраняет различные формы собственности.
Уголовное право состоит из юридических норм, охраняющих права и свободы личности, собственность, общественный строй от преступных посягательств.
Трудовое право включает в себя нормы, регулирующие трудовые отношения.
Семейное право это отрасль, регулирующая отношения, связанные с браком и членством в семье и т.д.
По различным основаниям отдельные отрасли могут объединяться в комплексы отраслей:
- Отрасли материального права - состоят из норм, определяющих правовое положение субъектов, основания и условия их вступления в правоотношения, их права и обязанности,
- Отрасли процессуального права – определяют порядок, способы реализации норм материального права, а также обеспечивают их охрану.
- Отрасли частного и публичного права,
- Отрасли внутригосударственного и международного права.
56. Институт права: понятие и виды.
Институт права – объективно обособившаяся внутри одной отрасли или нескольких отраслей права совокупность взаимосвязанных юридических норм, регулирующих небольшую группу видовых родственных общественных отношений.
Институт – составная часть, звено отрасли. Их различие заключается в том, что институт регулирует не всю родовую совокупность общественных отношений, а лишь их отдельные стороны, т.е. видовые отношения.
Характерные черты института права:
- Однородность фактического содержания (регулирует типичные отношения),
- Юридическое единство норм (нормы, составляющие институт выступают как единый комплекс для достижения единой цели),
- Нормативная обособленность (нормы закрепляются в виде глав, разделов)
Виды правовых институтов:
- По отраслям:
· Уголовно-правовые,
· Гражданско-правовые и т.д.
- По функциональной направленности:
· Регулятивные,
· Охранительные,
- По распространенности в отраслях права:
· Простые (отраслевые) – группа правовых норм, регулирующих отношения в рамках одной отрасли (необходимая оборона в УП),
· Сложные (межотраслевые) – группа правовых норм, регулирующих отношения в нескольких отраслях (институт «штрафов», «государственной собственности»).
· Материальные
· Процессуальные
· Общие
· специальные
57. Соотношение системы права и системы законодательства.
СП и СЗ – взаимосвязанные, но самостоятельные категории, представляющие два аспекта одного и того же явления – права. Они соотносятся между собой как содержание и внешняя форма.
СП является основой структурной организации законодательства. Как правило. Отрасли права соответствуют одноименные отрасли законодательства. В свою очередь, СЗ через правотворческие органы влияет на формирование СП.
Признаки, отличающие СП от СЗ:
- СП отражает структуру права, а СЗ отражает внешнее проявления права,
- Исходный элемент СП – норма права, а СЗ – статья НПА.
- СП носит в основном объективный характер, СЗ в значительной степени подвержена влиянию субъективных обстоятельств.
- Не совпадают по объему и содержанию. СЗ включает в свое содержание некоторые положения, не являющиеся правом (цели, задачи принятия НПА).
- СП имеет горизонтальную структуру (по отраслям права), а СЗ – как по горизонтали (отрасли законодательства), так и по вертикале (по юридической силе НПА).
58. Понятие и основные принципы законности.
Законность – это такой режим общественной жизни, который основан на системе требований по строгому и неуклонному соблюдению законодательства всеми государственными органами, должностными лицами, предприятиями, учреждениями и гражданами.
Принципы законности – это обусловленная закономерностями общественного развития система основополагающих идей, определяющих основное содержание режима законности в стране.
- Единство законности – означает единообразие правового регулирования однородных общественных отношений на всей территории РФ,
- Всеобщность законности – все субъекты без исключения должны исполнять закон наравне.
- Верховенство закона – закон обладает высшей юридической силой и принимаемые иные нормативные акты должны ему соответствовать,
- Недопустимость противопоставления законности и целесообразности – означает соответствия содержания правовых актов современным потребностям, интересам и жизненным ситуациям.
- Связь законности и культуры – уровень культуры и образования населения прямо и непосредственно влияют на состояние законности и, наоборот.
59. Понятие правопорядка. Соотношение и взаимосвязь законности, правопорядка и демократии.
Правопорядок – это устойчивая система отношений и связей, урегулированных действующим правом и гарантированных государством.
Особенности правопорядка:
1. он запланирован в нормах права;
2. возникает в результате реализации данных норм;
3. обеспечивается государством;
4. создает условия для организованности общественных отношений, делает человека более свободным, облегчает жизнь;
5. выступает итогом законности.
Правопорядок следует отличать от общественного порядка. Это отличие выражается в следующем:
- Правопорядок складывается только на основе правовых норм.
Общественный порядок складывается в результате реализации всех социальных норм (нормы права, обычая, морали и др.),
- Правопорядок является основой общественного порядка, таким образом понятии «общественного порядка» шире, чем понятие «правопорядка», т.е. соотносятся как целое и частное.
- Правопорядок обеспечивается и охраняется государственно-правовыми мерами,
Общественный порядок обеспечивается как правовыми, так и общественными мерами, естественными навыками и привычками, силой традиции.
- Правопорядок отличается своей устойчивостью, системностью и детальной опрделенностью.
Законность, правопорядок и демократия соотносятся следующим образом:
с одной стороны, подлинная демократия невозможна без законности и правопорядка, без которых превращается в хаос, различные злоупотребления;
с другой стороны, законность и правопорядок не будут социально ценными (т.е. не будут приносить людям пользу) без демократических механизмов, институтов и норм, с помощью которых можно легитимно изменять нормативную базу законности и правопорядка, без чего невозможно их эффективное утверждение в общественной жизни.
Укреплению законности и правопорядка способствуют такие проявления демократии, как демократическое содержание законодательства, контроль общественности за реализацией законов и т.п.; в свою очередь, законность и правопорядок могут способствовать развитию и укреплению демократии.
60. Гарантии законности: понятие и виды.
Гарантии законности – это совокупность средств и условий, обеспечивающих надлежащий режим законности.
Вида гарантий:
- Экономические гарантии – степень организованности материальной жизни; плюрализм (множество) собственности и экономическая свобода, закрепленные в правовых актах,
- Общественные гарантии – комплекс общественных мер по борьбе с правонарушениями, отступлениями от идеи законности,
- Политически гарантии – демократизм и стабильность государственного и общественного строя; способность населения влиять на содержание политических решений и контролировать деятельность органов исполнительной власти,
- Идеологические гарантии – господство гуманистической идеологии, на базе которой развиваются духовная жизнь общества и идейное воспитание граждан,
- Юридические гарантии – система специальных юридических средств укрепления законности и правопорядка. Деятельность правоприменительных органов по предупреждению и пресечению правонарушений.
61. Основные правовые системы современности.