Личностный подход к типологии государств и степень свободы личности
Одним из таких критериев типизации государств и их правовых систем могла бы стать степень экономической, социальной, политической и духовной (культурной) свободы личности, отражающаяся в идее человеческого достоинства. Такой подход вбирает в себя не только объективные критерии – социально-классовую сущность, содержание и социальное назначение государства и права, характер производственных отношений и соответствующих им уровней развития производительных сил общества, принципы организации и функционирования государственно-организованного общества и т.п., но и субъективный критерий – уровень человеческого в обществе.
В негосударственно-организованном обществе идет процесс становления личности человека. Последний не отделяет себя от естественно возникшей коллективности – общества. Вся последующая история обществ – это история борьбы классов за свободу. В эксплуататорском рабовладельческом обществе большинство оказывается лишенным свободы, причем последней правящее меньшинство обладает также в неравной степени – в зависимости от объема частной собственности. В феодальном обществе для эксплуатируемых крестьян допускается личная свобода, появляются первые признаки человеческого достоинства, обусловленные наличием частичной собственности на результаты своего труда. Какие-либо политические права отсутствуют, появляются гражданские права в рамках сословий общества.
Буржуазное общество возникает на основе идей «свободы», «равенства», «братства», в борьбе против феодальных привилегий. Провозглашается равенство политических, гражданских прав, декларируется социальное равенство. Экономическая свобода личности обусловлена наличием и объемом частной собственности – результата как трудовой деятельности, так и эксплуатации человека человеком, присвоением результатов чужого труда. Влияние стран социалистического типа привело к изменению политики буржуазного государства. С его помощью были приняты меры по перераспределению доходов, внедрены многочисленные средства социальной защиты человека. Все большее значение приобретают идеи прав человека, плюрализм, демократия, разделение властей и т.п.
Социалистическое общество уничтожает экономическую основу эксплуатации – частную собственность на орудия и средства производства, делает их общими для всех, провозглашает политическую свободу, социальное и культурное равенство. Свобода каждого есть условие развития всех – это должно било бы стать главным стержнем развития общества. Однако практика социалистического строительства оказалась совсем иной: политические права и свободы были сопряжены с политическими репрессиями, провозглашение экономических прав и свобод сопрягалось с узурпацией собственности в руках партийно-государственного аппарата, провозглашалась федеративная форма государственного устройства, а на деле государство по сути оставалось унитарным и т.п.
27. Понятие и классификации функций государства.
Функции государства – это основные направления деятельности государства, в которых выражаются и конкретизируются его сущность, роль и социальное назначение в общественной жизни.
Элементы функций государства:
1) объект– сфера общественных отношений;
2) содержание– конкретные действия, принимаемые государством для достижения поставленных перед ним социально полезных целей.
Признаки функций государства:
1) функции отражают уровень развития общечеловеческого и классового начал (учет в государственной деятельности классовых, групповых, национальных и частных интересов членов общества);
2) функции исполняются всеми государственными органами, т. е. механизмом государства;
3) функции – устойчивая, повторяющаяся, разносторонняя деятельность государства в наиболее важных сферах общественной жизни;
4) содержание и перечень функций зависят от сущности государства и его социального назначения;
5) функции зависят от целей и задач, стоящих перед обществом на определенном этапе развития, т. е. обладают исторически меняющимся характером;
6) реализация функций обеспечивается преимущественно властно—принудительными и юридическими методами воздействия;
7) функции отражают особенности того или иного исторического типа и формы государства.
В каждом государстве государственные функции различны, так как их перечень и содержание определяются совокупностью факторов внешнего и внутреннего характера, среди которых особо выделяют своеобразие сущности конкретного государства, особенности и актуальность на данный момент времени экономических, политических, национальных, экологических и иных проблем.
Функции государства показывают направления деятельности государства в определенный исторический период.
В различные исторические периоды перед государством стояли классовые и общесоциальные задачи, поэтому и функции государства имели либо классовую, либо социальную направленность. Перечень и содержание государственных функций в разные исторические эпохи были различными.
При возникновении государство выполняло небольшой перечень функций, большинство из которых имели классовый характер, так как государство поддерживало экономически господствующие классы населения.
С развитием и усложнением социальных отношений функции государства отмирали, изменялись или возникали в новом качестве. Постепенно классовый характер в функциях государства исчезал.
В современных государствахфункции существенно отличаются от функций государств древности и средневековья, так как имеют социальный характер и направлены на межгосударственное сотрудничество для решения проблем выживания цивилизации в целом.
Классификация функций государства— выделение основных направлений деятельности государства, которое осуществляется по следующим основаниям:
1) по сфере деятельности государства:
а) внутренние– функции, которые государство осуществляет на своей территории с целью решения внутриполитических задач:
– функция охраны прав и свобод человека и гражданина;
– функция обеспечения правопорядка;
– экономическая функция;
– функция налогообложения;
– функция социальной защиты;
– экологическая функция;
– культурная функция;
б) внешние– функции, которые государство осуществляет за пределами своей территории с целью решения внешнеполитических задач государства:
– функция обороны страны;
– функция поддержания мирового порядка;
– функция сотрудничества с другими государствами и т. п.;
2) по продолжительности осуществления:
а) постоянные– функции, которые государство осуществляет в течение всего развития;
б) временные– функции, которые носят краткосрочный характер и прекращают свое действие с решением определенной задачи;
3) по значимости и степени общности:
а) основные– функции, с помощью которых осуществляются наиболее общие, важнейшие направления деятельности государства по выполнению основных стратегических задач и целей, поставленных перед государством. Объект – общественные отношения, обладающие известным сходством; б) неосновные– функции, которые представляют собой составные части основных функций и направлены на выполнение государством конкретных задач. Объект – общественные отношения, которые возникают в строго определенной области;
4) по сферам общественной жизни,которые являются объектами государственного воздействия:
а) экономические;
б) политические;
в) социальные;
г) экологические;
д) фискальные (финансовый контроль);
5) по функциональному назначению:
а) охранительные;
б) регулятивные.
В классификации функций государства не следует выделять функции государственных органов, которые представляют собой реализацию компетенции, прав и обязанностей отдельных органов и их должностных лиц в соответствии с занимаемым ими местом в государственном механизме и политической системе общества.
Отличие функций государства от функций государственных органов– функции государства отражают всю деятельность государства, а не отдельных направлений, их осуществляют весь государственный механизм и входящие в него государственные органы.
28. Формы и методы осуществления функций государства.
Формы осуществления функций государства– упорядоченная по своим внешним признакам деятельность государственных органов, посредством которой реализуются функции государства.
Формы осуществления функций государства:
1) правовая деятельность– однородная по характеру и юридическим последствиям деятельность государственных органов по поводу издания и реализации юридических актов:
а) правотворческая деятельность,направленная на издание, изменение либо отмену нормативных правовых актов;
б) правоприменительная деятельность,направленная на реализацию, исполнение нормативных правовых актов посредством издания актов применения права:
– оперативно—исполнительная деятельность государственных органов,связанная с разрешением повседневных вопросов по изданию актов применения права;
– правоохранительная деятельность государственных органов,направленная на охрану норм права от нарушений, защиту гражданских прав и обеспечение выполнения обязанностей;
2) организационная– однородная по своим внешним признакам и не влекущая юридических последствий деятельность государства:
а) организационно—регламентирующая деятельность,направленная на решение конкретных политических задач, на технико—организационное обеспечение функционирования государственного механизма;
б) организационно—хозяйственная деятельность,направленная на материальное обеспечение выполнения государственных функций;
в) организационно—идеологическая деятельность,повседневно использующая разъяснительные и воспитательные методы.
С другой точки зрения формы осуществления функций государства– деятельность основных звеньев государственного механизма, специфическая деятельность которых отличается от деятельности негосударственных организаций и объединений.
В связи с этим выделяют следующие виды форм осуществления функций государства:
1) законодательная– деятельность законодательных (представительных) государственных органов, направленная на издание обязательных для исполнения всеми нормативных правовых актов;
2) исполнительная– деятельность органов исполнительной власти, направленная на повседневную реализацию государственных функций в различных сферах общественной жизни;
3) судебная– деятельность судебных органов по осуществлению правосудия;
4) контрольно—надзорная– деятельность государственных органов по осуществлению государственного надзора и контроля над законностью на всей территории государства.
Методы осуществления функций государства– средства, посредством которых решаются задачи государства (убеждение, принуждение, прогнозирование, планирование и т. д.).