Окружение и разгром германских войск под Витебском, Бобруйском и Минском. Освобождение г. Минска
Наступая по сходящимся направлениям, советские войска приступили к осуществлению замысла по окружению группировок врага в районах Витебска и Бобруйска. В окружении под Витебском оказались пять пехотных дивизий 3-й танковой армии общей численностью 35 тыс. человек. Немцы упорно сопротивлялись, 26 июня они предприняли попытку вырваться из сжимавшегося кольца и уйти на юго-запад. В районе д. Заозерье противник несколько раз безуспешно пытался атаковать. Потеряв всякую надежду на успех, немцы решили идти на прорыв, прикрываясь стариками, женщинами и детьми. Их расчет строился на том, что советские воины не станут стрелять в своих сограждан. Но и на этот раз уловка врага не удалась. Пропустив через свои боевые порядки стариков женщин и детей, советские воины в яростной рукопашной схватке уничтожили противника.
26 июня штурмом был взят Витебск.
В районе Бобруйска в окружении оказалось около шести дивизий. Во второй половине 28 июня восточнее Бобруйска противник начал концентрировать силы, собираясь с наступлением темноты прорвать оборону советских войск. Однако воздушная разведка вовремя вскрыла его намерения. Для скорейшего уничтожения окруженных войск представители Ставки ВГК маршалы Жуков и Новиков решили привлечь 16-ю воздушную армию. В воздух поднялось 400 бомбардировщиков и штурмовиков под прикрытием 126 истребителей. Массированный налет продолжался полтора часа. Это был удар потрясающей силы.
После массированных налетов авиации и ударов артиллерии район окружения представлял жуткую картину: повсюду были трупы и искореженная техника. Было уничтожено не менее тысячи солдат и офицеров противника, 150 танков и штурмовых орудий, до тысячи орудий разных калибров, около 6 тыс. автомашин и тягачей, примерно 3 тыс. повозок, 1 500 лошадей. До 6 тыс. немцев сдались в плен. В окружении и уничтожении бобруйской группировки противника существенную помощь оказали моряки Днепровской военной флотилии.
С особой смелостью и мужеством сражались под Бобруйском танкисты. На станции Черные Броды 25 июня враг выдвинул бронепоезд, который открыл шквальный огонь по наступавшим войскам. От снаряда загорелся танк Т-34. Экипаж машины во главе с сержантом М.А.Бухтуевым, понимая, что сбить пламя им не удастся, в считанные минуты подбили два орудия противника, а затем, разогнав объятый пламенем танк, на полном ходу врезались в бронепоезд и сбили его с рельсов. Воодушевленная этим подвигом пехота поднялась в атаку и вскоре очистила станцию от врага. Танкистам 22 августа 1944 г. было присвоено звание Героя Советского Союза посмертно.
Одновременно с окружением и уничтожением группировок противника под Витебском и Бобруйском было нанесено поражение его войскам под Оршей и Могилевом. Германское командование пыталось задержать наступление на оршанском направлении, где проходила минская автомагистраль. Однако после того, как введенные в сражение 5-я гвардейская танковая армия маршала Ротмистрова и 2-й гвардейский танковый корпус генерала Бурдейного вышли на Минское шоссе, немецкие войска дрогнули. 26 июня начался штурм Орши. Бой в городе продолжался целые сутки. К утру 27 июня противник был разгромлен и Орша полностью освобождена.
В боях за Оршу пример исключительной стойкости и доблестного выполнения воинского долга показал рядовой 77-го гвардейского стрелкового полка 26-й гвардейской стрелковой дивизии Юрий Смирнов. Девятнадцатилетний юноша добровольно вызвался участвовать в танковом десанте. При выполнении боевого задания он был тяжело ранен, упал с танка и попал в плен. В ходе последующих боев в одном из блиндажей нашли прибитое к кресту тело мужественного воина. В блиндаже валялись брошенные фашистами штабные документы и протокол допроса. Здесь же были солдатская книжка и комсомольский билет гвардейца. Он не ответил ни на один вопрос врага и погиб как герой.
Весть о злодеянии гитлеровцев быстро облетела все полки и дивизии. Воины дали священную клятву отомстить за смерть боевого товарища, не выпускать оружие из рук до тех пор, пока не очистят родную землю от фашистских извергов. 6 октября 1944 г. советское правительство присвоило Ю.В. Смирнову звание Героя Советского Союза посмертно.
26 июня после ожесточенного сражения советские войска освободили Могилев. Противник потерял здесь 6 тыс. человек убитыми, около 3400 пленными, много оружия и военной техники. В плен сдались командир 12-й пехотной дивизии генерал Р.Бамлер и комендант Могилева генерал Эдмансдорф. В результате первых шести дней наступления Красной Армии группа армий «Центр» оказалась в катастрофическом положении. Ее оборона была сокрушена на всех направлениях 520-километрового фронта. Советские войска, ломая сопротивление, продвинулись на запад на различных участках от 80 до 150 км.
События в Беларуси привели Гитлера в ярость. 28 июня он сместил генерал-фельдмаршала Э.Буша с должности командующего группой армий «Центр» и на его место назначил генерал-фельдмаршала В.Моделя. С немалым трудом Моделю удалось все-таки восстановить положение. Он принял решение организовать оборону восточнее Минска. Сюда же командование вермахта срочно перебросило охранные и специальные части из групп армий «Север» и «Северная Украина». Однако этих сил оказалось недостаточно, чтобы остановить продвижение Красной Армии. Советские войска, лесами и болотами обходя опорные пункты врага, продолжали углублять клинья наступления в направлении Минска, Слуцка и Молодечно. Решающие схватки развернулись на р. Березина в районе Борисова. В 1812 г. эта река была свидетельницей гибели армии Наполеона, теперь же здесь под ударами нашей армии терпели поражение войска вермахта. В ночь на 1 июля соединения армий генералов К.Н.Галицкого и В.В.Глаголева во взаимодействии с танкистами П.А.Ротмистрова ворвались в Борисов и на рассвете, к 3 часам, освободили город.
Бессмертен подвиг экипажа танка во главе с парторгом роты лейтенантом П.Н.Раком. Прорвавшись в город Борисов через заминированный гитлеровцами мост, танкисты шестнадцать часов вели неравный бой с гитлеровцами, разгромили комендатуру, штаб одной из немецких частей, вызвав панику в гарнизоне. Но враг успел взорвать мост и товарищи не смогли прийти на помощь отважным воинам. За совершенный подвиг лейтенанту П.Н.Раку и членам его экипажа гвардии сержантам
А.А.Петряеву и А.И.Данилову было присвоено звание Героя Советского Союза (посмертно).
1 июля передовые подразделения советских войск прорвались в район пересечения Минского и Бобруйского шоссе. Им предстояло преградить путь немецким частям, отступавшим со стороны Минска, задержать их до подхода главных сил, а затем уничтожить.
Особую роль в достижении высоких темпов наступления сыграли танковые войска. Так, совершая рейд по лесам и болотам в тылу противника, не ввязываясь в затяжные бои, 4-я гвардейская танковая бригада подполковника О.А.Лосика опередила главные силыотступающих немцев более чем на 100 км. Ночью 2 июля бригада по шоссе устремилась к Минску. Было 3 часа утра. Бригада с ходу развернулась в боевой порядок и ворвалась на городские окраины с северо-востока. Во второй половине дня 3 июля 1944 г. столица Беларуси была полностью очищена от врага. 16 танкистов за подвиги при освобождении Минска и области стали Героями Советского Союза.
В тот же день в 22 часа Москва салютовала воинам-победителям 24 залпами из 324 орудий. 53 соединения и части Красной Армии получили наименование «Минских».
Освобожденный Минск, крупнейший экономический и культурный центр республики лежал в руинах. Маршал Василевский 6 июля докладывал Верховному Главнокомандующему: «5 июля я посетил Минск. Впечатление у меня осталось крайне тяжелым. Город был сильно разрушен фашистами. Из крупных зданий враг не успел взорвать только дом белорусского правительства, новое здание ЦК КПБ, радиозавод и Дом Красной Армии. Электростанция, железнодорожный вокзал, большинство промышленных предприятий и учреждений взорваны».
Основные силы 4-й немецкой армии (105 тыс. человек) к исходу 6 июля оказались окруженными восточнее Минска, а вся группа армий «Центр» понесла такой большой урон и была настолько деморализована, что самостоятельно справиться со своим положением была не в состоянии.
В результате разгрома крупных сил противника под Витебском, Могилевом, Бобруйском и Минском ближайшая цель операции «Багратион» была достигнута, причем на несколько дней ранее намеченного срока. За 12 дней, с 23 июня по 4 июля, советские войска продвинулись почти на 250 км. Были полностью освобождены Витебская, Могилевская, Минская и Бобруйская области. В центре стратегического фронта образовалась гигантская 400-километровая брешь, заполнить которую командование вермахта в короткие сроки не имело сил. Туда и устремились советские войска. Катастрофа, нависшая над группой армий «Центр», неумолимо надвигалась.
Успешно наступали войска 2-го Белорусского фронта. Продвинувшись за 12 дней на 270 км, они9 июля освободили Новогрудок, форсировали Неман, очистили от врага Волковыск. 14-16 июля оккупанты и на этом направлении были изгнаны с белорусской земли. 16 июля войска 2-го и 3-го Белорусских фронтов принесли свободу жителям Гродно. В это же время армии 3-го Белорусского фронта также форсировали Неман и захватили плацдармы на его левом берегу.
Советским частям и соединениям, сражавшимся на неманском рубеже, большую поддержку оказывала авиация. В составе 1-й воздушной армии 3-го Белорусского фронта бок о бок с советскими летчиками храбро сражались французские летчики 1-го отдельного истребительного авиационного полка «Нормандия». За героические действия по прикрытию советских войск во время боев в районе Немана французский авиационный полк был удостоен почетного наименования «Неманский». Командующий фронтом генерал армии И. Д.Черняховский писал по этому поводу командиру полка майору
Л. Дельфино: «Военный совет фронта от всей души поздравляет Вас и весь личный состав вверенной Вам части с присвоением Вашему полку наименования «Неманский». Советский народ никогда не забудет героических подвигов Вашей части в общей борьбе против немецко-фашистских захватчиков. Мы приветствуем в лице Вашей части великий свободолюбивый французский народ и его армию, героически борющиеся за окончательный разгром гитлеровской Германии».
Войска 2-го Белорусского фронта продолжали быстро наступать на волковыском направлении. 27 июля они освободили Белосток, 31 июля вышли на рубеж Августовского капала и на реку Нарев, завязав бои по захвату плацдармов.
Особенно большой размах приняли боевые действия в полосе 1-го Белорусского фронта. Используя высокую подвижность танков и механизировиииой пехоты, а также ударную мощь авиации, войска правого крыла фронта успешно наступали на барановичско-брестском и пинском направлениях.В районе Барановичей, важного железнодорожного узла и мощного опорного пункта, который прикрывал путь на Брест, советские войска встретили упорное сопротивление. Германское командование, перебросив сюда три свежие дивизии, задержало наше наступление на несколько дней, однако обходным маневром соединения генералов
И. А.Плиева, П. И.Батова и А. А.Лучинского, поддержанные воздушной армией генерала С. И.Руденко, 8 июля освободили Барановичи.
К 16—17 июля войска 1-го Белорусского фронта вышли к городам Свислочь и Пружаны. За два дня до этого армия генерала П. А.Белова при содействии Днепровской военной флотилии контр-адмирала В. В.Григорьева и партизан освободила город Пинск и начала двигаться к Кобрину. К середине июля оперативное положение 1-го Белорусского фронта намного улучшилось.Если к началу операции «Багратион» его правофланговая и левофланговая группировки были разъединены обширными болотами Полесья, то теперь они остались позади, а протяженность линии фронта сократилась почти вдвое. В боях с врагом за родную Беларусь отличились военачальники-белорусы. Среди них генералы-начальники штабов армий: В.А.Пеньковский(6-я гвардейская армия); Г.С.Сидорович (5-я танковая армия);М.И.Симиновский(39 я армия); А.В.Петрушевский (13-я армия);
А.Д.Пулко-Дмитриев (61-я армия); командиры стрелковых корпусов генералы А.А.Борейко, В.Е.Добровольский, Н.Мультан, И.В.Рагуля, В.К.Урбанович, Ф.И.Перхорович, А.Д.Терешков, командиры авиционных корпусов А.С.Благовещенский и А.З.Каравицкий, командир танкового корпуса Е.И.Фоминых, а также командиры дивизий генералы П.Т.Толстиков. А.И.Слиц, Ф.С.Широкий, И.И.Санковский, А.С.Владычанский,
Д.В. Казакевич и другие. Все они были удостоены полководческих орденов Суворова, Кутузова, А. Невского, Богдана Хмельницкого.
28 июля 1944г. штурмом был взят Брест и советские войска завершили изгнание немецких захватчиков с белорусской земли.
Советские войска наступали в Беларуси в тесном взаимодействии с партизанами. Взаимодействие партизан республики с воинами проявлялось по следующим направлениям:
– систематическое ведение разведки вражеского тыла в интересах Красной Армии;
– действия народных мстителей, направленные на удержание партизанских зон, что лишало гитлеровцев необходимого простора и свободы маневра для перегруппировки своих сил;
– диверсионная деятельность партизан на железнодорожных коммуникациях являлась составной частью общего плана взаимодействия партизан с советскими войсками. В ночь с 19 на 20-е июня 1944 года партизаны взорвали 40 тысяч рельсов
– содействие партизан передовым частям Красной Армии в форсировании водных преград захвате и удержании плацдармов, что способствовало быстрому продвижению советских войск;
– участие партизанских формирований в ликвидации окруженных группировок противника в районах Витебска, Орши, Бобруйска, Могилева, Минска и Бреста;
За 2-3 дня до подхода советских войск партизаны захватили около 20 районных центров Беларуси и прочно их удерживали в своих руках. Это Руденск, Старобин, Узда, Копыль, Кореличи, Куренец, Видзы, Бегомль, Ивенец, Свирь, Юратишки и др. При встрече с воинскими частями десятки тысяч белорусских партизан пополняли их ряды. Партизанские формирования вместе с частями красной армии участвовали в освобождении городов Червень, Слуцк, Кличев. Лунинец, Осиповичи, Столбцы, Молодечно, Вилейка, Логойск, Пинск, Браслав и другие.
Сочетание ударов 4-х фронтов Красной Армии в операции «Багратион» с действиями белорусских партизан с тыла учитывалось Ставкой Верховного Главнокомандования как один из факторов первостепенного оперативного значения. Ставка ставила перед партизанами Белоруссии задачу дезорганизации оперативного тыла противника и срыва подвоза его резервов к линии фронта, а также оперативных перебросок войск между фронтами. Для этого накануне наступления советских войск партизанам была оказана большая помощь: командование выделило необходимое количество взрывчатых веществ и боеприпасов. Успехи взаимодействия партизан и регулярных войск зависели от состояния связи, поэтому ей уделялось особое внимание. К началу операции в тылу врага действовало 130 радиостанций, которые обеспечивали регулярную и надежную связь. Кроме того, штабы фронтов и армий направляли в партизанские формирования своих радистов для координации совместных боевых действий в тылу врага. Большую роль в этом сыграли и офицеры связи, заброшенные в тыл противника.
К лету 1944 г. на территории Беларуси действовали 372 тысячи партизан, объединенных в 150 партизанских бригад и 49 отдельных отрядов. Кроме того, в это время на оккупированной территории республики вели борьбу более 60 тысяч подпольщиков. Эти огромные силы народных мстителей располагались от линии фронта до государственной границы и занимали удобное положение для нападения на все коммуникации немецко-фашистской армии. Они обладали отличным вооружением, включая противотанковые ружья, минометы и орудия, значительным опытом борьбы, хорошей организацией и надежными средствами связи.
Особое беспокойство причиняли врагу партизанские зоны. На оккупированной территории Беларуси было 20 партизанских зон, в них находилось свыше 400 тысяч партизанского резерва. Так, только в одной Полоцко-Лепельской зоне под охраной партизан находилось 1220 населенных пунктов с населением свыше 73 тысяч человек. Полоцко-Лепельское соединение партизан насчитывало 17 тысяч бойцов. На их вооружении было 9 тысяч винтовок, 700 пулеметов, 1577 автоматов, 78 ПТР, 108 минометов и 19 орудий разного калибра. Командовал этим соединением Герой Советского Союза, уполномоченный ЦК КП(б)Б и БШПД В.Е.Лобанок
Почти 60 тысяч немецких войск были брошены против партизан этой зоны. Руководил операцией командующий 3-й танковой армией генерал Рейнгард. Ожесточенные бои партизан против превосходящих сил карателей длились более 3-х недель. За это время авиация противника (по немецким данным) сбросила на партизан более 500 т. бомб, их непрерывно атаковали немецкие танки и пехота, но уничтожить партизан фашистскому командованию не удалось. Героически сражаясь, партизаны оказывали врагу ожесточенное сопротивление. Партизаны тоже несли значительные потери.
Многочисленные крупные операции захватчиков против белорусских партизан, проведенные весной 1944 г., не имели успеха и приносили противнику крупные потери и изматывали его войска, что в конечном итоге имело большое значение для успеха предстоящего наступления Красной Армии.
Директивой ЦК КП(б)Б и БШПД от 8 июня 1944 г. всем партизанским бригадам и отрядам ставилась задача нанести всеми силами и повсеместно мощные удары по железнодорожным коммуникациям противника и парализовать его перевозки на линиях Минск - Брест, Полоцк- Молодечно, Орша -Борисов. Молодечно -Вильнюс и др.
В ночь на 20.06.1944 г. белорусские партизаны атаковали железнодорожные коммуникации группы армии «Центр» на всем протяжении от линии фронта до государственной границы и нанесли свой знаменитый рельсовый удар. Это был третий этап «рельсовой войны». При нападении на железнодорожные линии партизанские формирования взрывали рельсы, уничтожали связь, захватывали станции, эшелоны и истребляли немецкую охрану.
Всего в период операции «Багратион» партизаны взорвали более 60 тысяч рельсов. Партизаны захватили и удерживали до подхода нашей армии десятки железнодорожных станций: Княгинино, Парахонск, Ловша, Бостынь, Люща, Гудогай, Житковичи и др. Немецкий генерал Г.Гудериан в своей книге «Воспоминания солдата» писал: «Операция партизан 20 июня 1944 года оказала решающее влияние на исход сражения». Следует отметить, что на охрану железных дорог в Беларуси гитлеровцы вынуждены были выделить 18 дивизий.
Одной из важнейших задач партизан Беларуси было ведение разведки в интересах Красной Армии. К началу операции «Багратион» они добыли и передали частям Красной Армии сведения о 1800 вражеских гарнизонах группы армий «Центр». Оценивая вклад партизан, член Военного Совета 2-го Белорусского фронта генерал А.Окороков писал: «партизаны были нашими глазами и ушами. Благодаря их ценным сведениям штабу фронта было заранее известно о намерениях врага».