А вот часть вышкинской статьи
Исследования мигрантов в Америке зародились еще в начале ХХ в. после
«великой миграции», происходившей в 1910-е — 1920-е гг., и во многом совпали с зарождением американской социологической науки в целом. Первыми учеными, работавшими в этом направлении, были Р. Парк и другие представители Чикагской школы. Они начали публиковать работы, посвященные отдельным этническим группам иммигрантов в Америке, положению афроамериканцев, дискриминации, межнациональным бракам и т. д. в «Американском социологическом журнале». Первая научная работа, детально анализирующая парадигмы интеграции европейских мигрантов, «Польский крестьянин в Европе и Америке», относится к 1918 г. и считается социологической классикой.
Описывая особенности польской глубинки, исторические причины и социальные механизмы миграции, а также истории отдельных людей после эмиграции в США, авторы приходят к выводу, что поляки ассимилируются, но остаются «американцами польского происхождения».
Роберт Парк разработал теорию ассимиляции мигрантов, которая в большой степени повлияла на дальнейшее развитие этого направления исследований. Согласно его концепции, известной как цикл расовых отношений (Race Relations Cycle), существует 4 этапа на пути ассимиляции, через которые проходят все люди, попадающие в новое общество. Первый этап — это контакт или знакомство. Затем следует конфликт или соперничество, потом попытка аккомодации. После того, как эта попытка не удается, человеку не остается ничего, кроме как ассимилироваться с принимающим обществом.
Парк и Берджесс выработали концепцию ассимиляции в результате многолетней полевой работы. Они исследовали этнические сообщества Чикаго, и сам город стал их лабораторией. При этом они не разделяют этнические меньшинства и мигрантов из Европы, рассматривая их как схожие группы. По их мнению, и польские крестьяне, и чернокожие американцы переехали из аграрных районов в городские гетто, что позволяет применять к ним единую рамку исследования.
Одной из классических работ по ассимиляции стала книга Ллойда Уорнера
середины 1940-х гг. «Социальные системы американских этнических групп».
В ней был выдвинут тезис о том, что этнические группы в Америке — это временное явление, и они неизбежно ассимилируются с американцами благодаря равным для всех законам и системе социальной мобильности. При этом авторы полагали, что мигранты должны «отбросить свои ценности и представления, воспринимающиеся новым обществом как второсортные, чтобы в полной мере усвоить новую культуру». В этой же книге авторы связывали скорость ассимиляции с расой и религией, полагая, что представители англосаксонской культуры ассимилируются быстрее всех, а «негры и мулаты» — медленнее.
Теория Парка легла в основу книги Милтона Гордона «Ассимиляция в американской жизни», написанной в начале 1960-х гг. В этой работе Гордон формулирует 7 типов ассимиляции: аккультурация (принятие норм, ценностей
и образа жизни нового общества), структурная ассимиляция (включение в институты общества), брачная ассимиляция и идентификационная ассимиляция
(когда возникает чувство единения скорее с принимающим обществом, чем со
своей родной страной). Также он выделяет поведенческую и ценностную ассимиляцию, и, наконец, гражданскую (civic) ассимиляцию, когда человек больше не испытывает конфликта внутренних представлений и ценностей принимающей культуры.
Здесь важно заметить, что в те годы ассимиляция представлялась как единственный, естественный и неизбежный способ включения представителей
иных культур в общество. При этом англосаксонская культура понималась как
доминирующая и главная, а мигранты должны были, как предполагалось, искать способ встроиться в нее как можно скорее, вне зависимости от их исходной идентичности. Описанные выше теории объединяются в единую концепцию «плавильного котла».
Как пишет Портес в статье «Стремления иммигрантов» («Immigrant
Aspirations»), к концу 1960-х гг. теория ассимиляции сменяется новым подходом, делающим акцент на изучении этничности и этнических групп.
Это было в первую очередь связано с тем, что американское общество столкнулось с новыми вызовами в ходе борьбы за права.
Если в 1920–1930-е гг. иммигранты, прибывающие из Восточной Европы
и России, воcпринимались как угроза или, по крайней мере, как новый феномен, нуждающийся в изучении, то в 1960-е гг. эти проблемы отошли на второй план. Кроме того, поколение «великой миграции» уже тем или иным образом интегрировалось, и экономически активной частью общества стали их дети.
Концепция «плавильного котла» стала все больше подвергаться критике.
Наиболее известной работой в этом направлении считается книга Н. Глейзера
и Д. Мойнихана «Вне плавильного котла». Авторы книги заявили, что этнические различия продолжают играть важную роль, что дискредитирует теорию «плавильного котла». К 1970 г. прошло уже достаточное время, чтобы оценивать степень интеграции поколения «великой миграции» и их детей. Эта работа обозначила глобальную смену концепции. Социальные изменения 1960-х гг. в Америке вызвали бурный интерес к изучению меньшинств и их вклада в американскую культуру. Конформность мейнстриму перестала восприниматься как путь, обязательный для всех мигрантов.
Кроме того, в это же время проходила так называемая четвертая волна миграции, когда в США прибывали в основном представители азиатских и латиноамериканских стран. В отличие от трех предыдущих волн, эти
люди попадали в постиндустриальное общество, в связи с чем менялись паттерны их поведения и способы адаптации, что потребовало нового уровня социологического анализа.
В течение многих лет теория ассимиляции не использовалась в социологической науке в связи с ее этноцентризмом и идеологической нагруженностью.
На смену ей пришли другие концепции, такие как интеграция, мультикультурализм, транснационализм. Но термин не ушел из американской социологии полностью, и в конце 1990-х гг. появились новые исследования ассимиляции. Во-первых, это теория сегментной ассимиляции, которую разрабатывают А. Портес, М. Чжоу, Р. Румбо и ряд других ученых. Во-вторых, это работы Ричарда Альбы и Виктора Ни и также группы их коллег, в которых ассимиляция переосмысливается и вновь используется в качестве теоретической рамки.