Реформы в области просвещения

Огромные экономические и политические перемены в России, падение крепостного строя и участие в разных областях общественной жизни представителей всех сословий требовали значительного расширения системы народного просве­щения и развития ее специализации.

В 1855 году было разрешено принимать на все факультеты университетов неограниченное число студентов, а в 1857 - открывать в столицах частные пансионы и школы. В 1856 году ученый комитет министерства народного просвещения приступил к подготовке школьной реформы; в ней также участвовали выдающиеся русские писатели, общественные деятели и педагоги -- Л.Н. Толстой, П.И. Пирогов, К.Д. Ушинский. Проблемы преобразований обсуждались в авторитетных изданиях (журналы «Русский вестник», «Отечественные записки» и др.), появилась педагогическая печать (журналы «Учитель», «Ясная поляна», «Журнал для родителей и наставников» и др.). В 1857 году было создано Педагогическое общество, в 1861-м учрежден комитет грамотности, активно содействовавший устройству народных школ. В конце 1850-х годов по инициативе общественности возникают бесплатные воскресные школы, официально приравненные в 1860 году к начальным учебным заведениям. С декабря 1861 по апрель 1866 годы министерство народного просвещения возглавлял А.В. Головнин - один из идеологов либеральной бюрократии.

Меры:

1. 1863 - административная реформа министерства народного просвещения: сокращение штатов, перевод цензурных функций в ведение министерства внутренних дел, увеличение ассигнований на нужды образования, широкая гласность в работе ведомства.

2. 1864 – «Положение о начальных народных училищах». В их число входили создаваемые министерством приходские училища (источники финансирования - местный, центральный бюджет и частные пожертвования), народные училища (частные средства); духовное ведомство открывало и содержало свои церковно-приходские училища, воскресные школы могли учреждаться как правительством, так и городскими и сельскими обществами, а также частными лицами. Огромная роль в содержании и устройстве начальных школ отводилась земским учреждениям. Их представители являлись членами уездных и губернских училищных советов. Для подготовки преподавате­лей начальных школ открывались учительские семинарии.

3. 1864 - реформа средних учебных заведений. Формально устанавливался бессословный принцип приема и обучения - в сочетании с высокой платой. Освобождаться от нее могли прилежные ученики из необеспеченных семей (не более 10 % от общего числа учащихся). Создано два типа семиклассных гимназий: классические и реальные; в первых учащиеся получали гуманитарное образование, во вторых преимущество отдавалось естественнонаучным и математическим дисциплинам. Выпускники гимназий могли поступать в университеты без экзаменов (лица, окончившие реальные гимназии, имели больше шансов поступить в высшие технические учебные заведения, нежели в университеты).

4. 1863 – «Университетский устав». Он оказался одним из самых либеральных законов времени «великих реформ». Университетам предоставлялась широкая автономия, они становились особыми учебными корпорациями, состоящими из преподавателей. Совет университета самостоятельно решал научные, учебные, административные, финансовые вопросы, имел право присуждать ученые степени и звания. Общее руководство деятельностью факультетов принадлежало факультетским советам. Предусматривалась выборность ректора, проректора, деканов, профессоров с последующим утверждением их в должности министром народного просвещения. Университеты располагали своей цензурой, попечитель учебного округа мог лишь наблюдать за законностью их деятельности. Малообеспеченные студенты получали право на отсрочку, уменьшение или отмену платы за обучение. Сами студенты не получили корпоративных прав, они рассматривались как отдельно взятые посетители, подлежавшие дисциплинарному суду за нарушение университетских правил.

5. Женское образование. В конце 50-х годов XIX века появились первые открытые всесословные женские училища, содержавшиеся, в основном, на общественные, благотворительные и частные средства. В 1862 году они были переименованы в женские гимназии (7 лет, сокращенная программа преподавания общеобразовательных дисциплин). С 1863 года появляются первые женские высшие учебные заведения - педагогические курсы. Они давали знания в объеме мужских гимназий и готовили к преподаванию в начальной школе, женских прогимназиях и гимназиях. В 1872 году появились высшие женские курсы общеуниверситетского характера. Они имели гуманитарную направленность, но наряду с историей, литературой, иностранными языками изучались математика, география, физика, астрономия и другие естественные науки.

В апреле 1866 года после каракозовского выстрела А.В. Головнин, обвиненный в попустительстве разрушительному направлению, был уволен с поста и заменен графом Д.А. Толстым - представителем консервативной партии. Усилился кон­троль за начальной школой со стороны предводителей дворянства, реальные гим­назии преобразовывались в реальные училища (6 лет обучения), их выпускникам был полностью закрыт доступ в университеты, срок обучения в классических гим­назиях увеличился до 8 лет, преподавание латыни и греческого языка занимало 41% учебного времени, была предпринята попытка уничтожить автономию университетов, однако она не удалась. В 1880 году Д.А. Толстого на посту сменил либерал А.А. Сабуров.

Реформы в области народного просвещения способствовали широчайшему развитию образовательной системы России во второй половине XIX века. В 70-е годы общегосударственная система начальных, средних и высших учебных заведений стала распространяться на национальные окраины и инородческое население Сибири, Крыма и Поволжья. Общее количество учебных заведений и их контингент за период царствования Александра II возросли почти в три раза (1856 - 8,3 тыс. и 450 тыс. чел., 1880 -22,7 тыс. и 1 млн. 141 тыс. чел.). Расходы государства на нужды народного просвещения также возросли в три раза, но оставались недостаточными для со­держания этой отрасли без общественной и частной поддержки. Повышался уро­вень преподавания, готовились высокопрофессиональные учительские кадры, раз­вивалась педагогическая наука, жизнь университетов вступила в пору расцвета: создавались научные общества, проводились съезды, расширялось издание трудов, пришло международное признание. Однако огромное преимущество в получении образования имели состоятельные слои, а подавляющее большинство населения России к концу XIX века оставалось неграмотным.

Наши рекомендации