Экономические реформы в СССР в 1985-1991 годах
Основные даты и события:1987 Г. - проведение экономической реформы; 1990 г. - разработка программы «500 дней».
Исторические деятели:М. С. Горбачев; Н. И. Рыжков; Л. И. Абалкин; С. С. Шаталин; Г. Я. Явлинский.
Основные термины и понятия:ускорение социально-экономического развития; программа «500 дней».
План ответа:1) предпосылки экономических реформ; 2) стратегия ускорения социально-экономического развития; 3) экономическая реформа 1987 Г.; 4) причины разработки и основные направления правительственной программы перехода к рынку; 5) программа «500 дней»; 6) социально-экономическая ситуация 1991 Г.: причины и последствия.
Материал к ответу:К началу 80-хгг. неэффективность советской экономической системы становилась все более очевидна. Распьmение средств, незавершенное строительство, казнокрадство требовали наведения элементарного порядка. Но главным пороком советской экономической модели было отсутствие материальных стимулов к труду. Пере стройка экономики СССР на первых порах была лишь развитием начатого при Андропове курса. Продолжался «широкомасштабный экономический эксперимент» в легкой промыцmенности ряда реrионо в и на железнодорожном транспорте. Он предполагал внедрение элементов хозрасчета. С учетом растущего отставания СССР в научно-технической сфере было объявлено об ускорении научно-технического прогресса. Однако дополнительных капиталовложений в эту сферу так и не последовало. Как и его предшественники, М. С. Горбачев призывал активнее использовать «скрытые резервы», крепить трудовую дисциплину, развивать социалистическое соревнование. Низким оставалось качество выпускаемой продукции. За 1981-1984 гг. только из-
за снижения цен на некачественную продукцию страна потеряла 12 млрд. руб. (по официальному курсу - 20 млрд. долларов). Для обеспечения более высокого качества была введена система госприемки выпускаемой продукции. Однако это привело к значительному росту управленческого аппарата на производстве. Все эти шаги не дали серьезных экономических резулылатов. Относительное улучшение экономических показателей 1985 г. можно объяснить лишь энтузиазмом народа, у которого появилась новая перспектива.
Необходима была и смена кадров управления экономикой, разработка новой стратегии экономического развития. Эта работа началась после назначения осенью 1985 г. Председателем Совета Министров СССР Н. И. Рыжкова. К работе над проектом реформы были привлечены известные экономисты Л. И. Абалкин, А. Г. Аганбегян, Т. И. Заславская и др. К лету 1987 г. проект был завершен. Реформа исходила из идеи сохранения плановой экономики. Тем не менее предполагалось внесение серьезных изменений в существуюшую экономическую модель. Я обших чертах они предусматривали: расширение самостоятельности предприятий на принципах хозрасчета и самофинансирования; постепенное возрождение частного сектора экономики (на начальном этапе - через развитие производственной кооперации); отказ от монополии внешней торговли; более глубокая интеграция в мировой рынок; сокрашение числа отраслевых министерств и ведомств; признание равноправного сушествования на селе пяти основных форм хозяйствования (наряду с колхозами и совхозами - агрокомбинатов, арендных кооперативов и фермерских хозяйств); признание возможности закрытия убыточных предприятий; создание банковской сети.
Ключевым документом реформы стал принятый тогда же «Закон О государственном предприятии», предусматривавший значительное расширение прав предприятий. Им, в частности, разрешалось вести самостоятельную экономическую деятельность после выполнения обязательного государственного заказа. Однако, воспользовавшись этой оговоркой, министерства устанавливали госзаказ практически на весь объем производства. Централизованной оставалась и систем(} снабжения предприятий материальными ресурсами. Государственный К0НТРОЛЬ сохранялся и над системой ценообразования. Все эти условия не давали предприятиям реальной возможности самостоятельной экономической деятельности. Тем не менее одним из немногих резулылатов реформы 1987 г. стало начало формирования частного сектора в экономике. Но шел этот про-
цесс с огромным трудом, так как для него был необходим первоначальный капитал. Ограничена была и сфера деятельности частных предпринимателей: она разрешал ась лишь в 30 видах производства и сферы услуг, где государство не могло само удовлетворить потребности населения. Это вело к тому, что началась легализация «теневой экономики», В которой заметное место занимали представители номенклатуры, скопившие немалые средства на коррупции и казнокрадстве. По самым скромным подсчетам, ежегодно частный сектор «отмывал» до 90 млрд. рублей.
С самого начала «перестройки» лидеры страны объявили о социальной ориентации реформ. Предполагалось в течение пяти лет в 3 раза сократить применение ручного труда; с учетом роста цен - увеличить почти на 30% зарплату работникам производственной сферы; за счет снятия ограничений с развития подсобного хозяйства - уравнять доходы горожан и крестьян. Началась школьная реформа, главным направлением которой должно было стать предоставление большей самостоятельности учебным заведениям. Были приняты меры по развитию сферы здравоохранения. Особое внимание намечалось уделить развитию кулылурно-просветительных учреждений, в первую очередь на селе (за пять лет предполагалось построить в сельской местности более 500 районных дворцов кулылуры и 5,5 тыс. клубов). Однако нарастание экономических трудностей сделало невозможной реализацию этих планов. Единственное, чего удалось достичь - роста заработной платы, опережающего возможности производства. Размер зарплаты увеличился со 190 руб. в 1985 г. до 530 руб. в 1991 году. В то же время сокращались объемы производства важнейших товаров. В резулылате неудовлетворенный спрос населения на товары и услуги в 1990 г. составил 165 млрд. руб. (275 млрд. долларов по официальному курсу).
Со временем стало яGНО, что без перехода к рыночной экономике не обойтись. Горбачев согласился на поэтапны~ переход к рынку. На первом этапе предполагалось перевести часть предприятий на аренду, обеспечить демонополизацию экономики, начать разгосударствление собственности (если в 1970 г. удельный вес государственной собственности составлял 80%, то в 1988 г. - уже 88%). Это были правильные ориентиры, тем более что можно было проводить их под контролем государства. Однако реализация большинства этих мер была отложена до 1991-1995 годов.
В сельском хозяйстве ситуация складывалась еще более трагично. Первый опыт передачи земли в аренду и создания фермер-
ских хозяйств показал, что можно в короткий срок добиться высоких резулылатов. (Например, архангельский фермер Николай Сивков с двумя помощниками сдавал молока и мяса больше, чем целый совхоз, в котором он раньше работал.) Не решившись на передачу крестьянам земли в частную собственность, Горбачев разрешил 50-летнюю аренду земли у колхозов и совхозов (которым она бьша еще в 30-е гг. передана в вечное пользование). Но те не спешили поддерживать возможных конкурентов. К лету 1991 г. на ареНдНЫХ условиях обрабатывалось лишь 2% возделываемых земель и содержалось 3% поголовья скота. Не получили хозяйственной самостоятельности и сами колхозы и совхозы, попрежнему опутанные мелочной опекой местных властей.
Ниодно из предложенных властями экономических нововведений не работало. Стремительное падение уровня жизни населения с лета 1989 г. привело к росту забастовочного движения по всей стране. Власти стремились ослабить социальную напряженность массовыми закупками продовольствия за границей. За шесть лет золотой запас государства сократился в десять раз и составил 240 тонн. Вместо при влечения инвестиций, началась практика крупных займов за границей. Внешний долг СССР к лету 1991 г. значительно увеличился.
Поскольку союзное правительство затягивало решение экономических проблем, республики Союза начали разрабатывать собственные программы экономических преобразованиЙ. После принятия Декларации о государственном суверенитете РСФСР (12 июня 1990 г.) правительство Российской Федерации поддержало разработанную группой экономистов во главе с С. С. Шаталиным и Г. А. Явлинским программу «500 дней». Она предполагала за этот короткий срок провести приватизацию государственных предприятий, значительно ограничить экономические полномочия центра. После отказа Горбачева одобрить эту программу руководство России заявило, что начнет ее реализацию в одностороннем порядке. Причем это означало уже не частичное обновление прежней экономической системы, а ее полный демонтаж. Становилось ясно, что политическая борьба вокруг содержания, темпов и методов реформы экономики вступает в решающую фазу.
Главными причинами неудач экономического реформирования в годы «перестройкю> стали: непрерывные корректировки предпринимаемых экономических реформ; промедление в осуществлении уже ПРИНЯТЫХ решений; начало демонтажа прежней вертикали управления экономикой без создания новых механизмов управления; отставание проиессов экономического реформирования от быстрых перемен в политической
и духовной сферах жизни; обострение проблемы национального сепаратизма и ослабление роли центра; активизация политической борьбы вокруг путей экономического развития страны; утрата населением веры в способность властей добиться реальных перемен к лучшему. К лету 1991 г. экономические реформы Горбачева потерпели окончательный крах.
Таким образом, советская экономика в 1985-1991 гг. прошла сложный путь от планово-директивной модели к рыночной. Это означало полный демонтаж системы управления экономикой, существовавшей десятки лет. Однако прежние структуры управления оказались разрушены, а новые созданы не были. Кризис советской экономики был неизбежен.