Государственное устройство. По форме государственно-территориального устройства Австрия федерация
По форме государственно-территориального устройства Австрия федерация, в состав которой входят 9 земель.
Основной законодательный акт страны - Конституция 1920 г.; в 1929 г. она подверглась значительным изменениям и с этого времени называется "Федеральный конституционный закон 1920 г. в редакции 1929 г.". Ее действие было прекращено в 1934 г. с установлением в стране фашистского режима и восстановлено в 1945 г. 1 мая 1945 г. Конституция вновь вступила в силу.
По форме правления Австрия - парламентская республика. Политический режим - демократический.
Законодательная власть федерации осуществляется двухпалатным Федеральным собранием. Главная палата - Национальный совет (Национальрат) избирается в соответствии с принципом пропорционального представительства на основе равного, прямого избирательного права путем тайного голосования. Палата состоит из 183 членов, срок ее полномочий - 4 года. Ежегодно проводится очередная сессия Национального совета. По инициативе Президента, требованию федерального правительства или одной из палат может быть созвана внеочередная сессия. Решения Национального совета принимаются простым большинством голосов в присутствии не менее 1/3 членов. Заседания, как правило, проводятся открыто.
Вторая палата - Федеральный совет (Бундесрат), в составе которого 63 человека, - орган представительства земель. Каждая земля выдвигает число депутатов, пропорциональное числу граждан земли. Члены Федерального совета избираются ландтагами на срок своих полномочий. Председательствуют в Федеральном совете по очереди представители земель, которые меняются каждые полгода. Председатель созывает Федеральный совет на заседания, как правило, открытые.
Наиболее важные вопросы палаты обсуждают вместе. Такое мероприятие получило название Бундесферзаммлунг.
Правом законодательной инициативы обладают члены Национального совета, члены Федерального правительства. Кроме того, на рассмотрение Национального совета должно быть передано любое предложение, посланное 100 тыс. избирателей (так называемая народная инициатива). Законопроект сначала проходит через Национальный совет, а затем передается на рассмотрение Федерального совета. Федеральный совет либо одобряет его, либо обоснованно возражает. Возражение передается Национальному совету в течение 8 недель. Если он, получив возражение, вновь проголосует в присутствии 1/2 своих членов за первоначальный проект, закон считается принятым. Кроме того, Федеральный совет не может возражать против решений Национального совета относительно своего регламента, роспуска, а также ряда вопросов финансового характера. Все федеральные законы должны быть скреплены подписью Президента. По Конституции возможен еще один способ принятия законов - проведение референдума. В этом случае законопроект становится законом, если за него выскажется большинство граждан, участвующих в голосовании.
Главой государства является Президент. Он избирается на основе всеобщего, прямого и равного избирательного права. Срок полномочий - 6 лет. Конституция предусматривает, что повторное избрание на этот пост допускается только один раз. В полномочия Президента входят созыв очередных и внеочередных сессий парламента, его роспуск; он назначает государственных служащих, присваивает профессиональные звания, предоставляет исключительные льготы, надбавки и пенсии, имеет право помилования и может смягчать наказания, представляет Австрию в отношениях с другими государствами, принимает послов. Однако свои функции Президент осуществляет на основе предложений правительства, и все его решения должны быть подписаны федеральным канцлером или соответствующим федеральным министром. За свою деятельность Президент отвечает перед Федеральным собранием.
Высшее управление страной возложено на Федеральное правительство. Оно состоит из канцлера - главы правительства, вице-канцлера и других министров, число которых непостоянно. Канцлер назначается Федеральным президентом, остальные министры - Президентом по совету канцлера. На эти посты выдвигаются только лица, обладающие правом быть избранными в Национальный совет. Хотя члены правительства не могут быть членами Национального совета, они вправе присутствовать на его заседаниях, на заседаниях другой палаты и комитетов любой из палат. Члены правительства отвечают за свою деятельность перед Национальным советом. В случае выражения палатой вотума недоверия правительству (его членам) оно прекращает свои полномочия. Кроме того, в случаях, предусмотренных законом, Президент может распустить правительство или отстранить от должности отдельных его членов.
Каждая из федеральных земель имеет свою конституцию, парламент (ландтаг), правительство. Федеральная Конституция регулирует разделение компетенции между федерацией и землями, причем явно в пользу федеральных властей, которым предоставляются весьма обширные полномочия (компетенция властей земель достаточно узка).
Правовая система
Общая характеристика
Австрия принадлежит к романо-германской правовой семье. Основы современной системы права Австрии заложены в XVIII в., в период императрицы Марии Терезии, когда вместо партикулярного права отдельных областей, входивших в Австрийскую империю, и самостоятельной юрисдикции феодальных правителей стало формироваться единое законодательство и централизованная система судов. С 1753 г. началась подготовка проекта гражданского кодекса, основанного на принципах римского права, но учитывающего и доктрину естественного права. Работа над этим проектом продолжалась с перерывами в течение нескольких десятилетий и была завершена принятием в 1811 г. Общего гражданского уложения. Это один из важнейших документов в истории буржуазного гражданского права: в нем были систематизированы и тщательным образом разработаны такие важнейшие институты, как правовое положение физических и юридических лиц, собственность, договоры, обязательства, ответственность, наследование, а также вопросы семейного права и др.
Общее гражданское уложение повлияло на развитие законодательства в странах, ранее входивших в состав Австрийской империи, и в других государствах (Венгрии, Румынии, Югославии, Греции, Швейцарии).
В 1803 г. в Австрии был издан первый буржуазный Уголовный кодекс, распространенный в новой редакции 1852 г. на все земли в составе Австрийской империи (в самой Австрии сохранял силу до 1974 г.).
В 1849 г. в ходе буржуазной революции была принята первая в истории страны Конституция, однако в результате поражения революции правовая система Австрии еще несколько десятилетий сохраняла некоторые элементы феодального наследия. После распада Австро-Венгерской империи в 1918 г. была принята Конституция 1920 г., ставшая важной вехой в истории мирового конституционализма. В частности, она впервые в мире учредила Конституционный суд и объявила международное право составной частью национальной правовой системы. Австрия стала федеративной республикой. В 1995 г. страна вступила в Европейский Союз.
В настоящее время основным источником права в Австрии являются законодательные и другие нормативные акты. Как указывалось выше, в Австрии существует "некодифицированная Конституция", состоящая не только из ряда конституционных законов, но и многочисленных конституционных норм, включенных в обычные законы. По подсчетам австрийских юристов, Конституция Австрии на конец 1990 г. состояла из более чем 500 различных элементов, включая международные акты. Так, силой норм конституционного права в стране наделена Европейская конвенция по правам человека 1950 г.
Решающая роль в правовом регулировании принадлежит в Австрии федеральному законодательству. Вопросы гражданского и уголовного права, судоустройства и судебного процесса разрешаются исключительно федеральными законами. Согласно Конституционному закону 1920 г. (ст.12) к ведению федерации относится установление общих принципов законодательства, а к ведению земель - издание конкретизирующих законов по таким вопросам, как социальное обеспечение, публичные учреждения по внесудебному посредничеству при конфликтах, земельная реформа, трудовое право. Федерация и земли могут заключать между собой соглашения по вопросам своей компетенции, которые также рассматриваются как источник права.
Важным источником права являются решения Конституционного суда Австрии, принимаемые в порядке конституционного контроля, которые фактически носят нормативный характер.
Научные исследования в области права ведутся на факультетах права и государственных (политических) наук университетов Вены, Граца и Инсбрука.