Социальные функции организации. Социальная организация
Школа социальных систем - совокупность социологических подходов в теории организации, рассматривающих организацию как динамичную целевую многофункциональную систему, состоящую из разнородных и взаимосвязанных элементов (подсистем). Базовой подсистемой является социальная организация.
В социологии организаций и общей организационной теории данное направление, или школа, возникло и получило развитие в 50 - 60-х гг. XX в. в результате синтеза и переосмысления положений классической школыи школы человеческих отношенийпри мощном влиянии общей теории систем (Л. фон Берталанфи, А. Раппопорт), кибернетики (Н. Винер, С. Вир), структурного функционализма (Т. Парсонс, Р. Мертон) теории социальных ролей (Р. Линтон, Дж. Морено), а также психологической науки. Отличительной чертой Школы социальных систем является представление об организации как о специфической целевой социальной системе, развивающейся в рамках более широкой социальной системы и выполняющей по отношению к ней определенные социальные функции. По вкладу в развитие теории организации Школа социальных систем считается одной из наиболее важных социолого-системных версий в теории организации и управления. Ее представителями являются Ч. Барнард, А. Гоулднер, Ф. Селзник, А. Этциони, иногда к ним относят Г. Саймона, Р. Дабина и др.
Представители Школы социальных систем пытались совместить рассмотрение организации как искусственной (инструментальной) рациональной целевой системы со взглядом на нее как на естественную систему, саморазвивающийся социальный организм или общину, имеющую социокультурную природу, развивающуюся и функционирующую по своим законам и использующую механизмы саморегуляции.
В центре внимания школы оказались проблемы внутреннего равновесия организации и ее баланса с внешней средой, интеграции.
Среди рассматриваемых Школой социальных систем вопросов наиболее значимы следующие:
§ механизмы развития и освоения организационной культуры;
§ соотношение формальной и неформальной систем отношений в организации,
§ соотношение искусственного и естественного в организации;
§ отношения с внешней средой;
§ процессы институционализации; механизмы принятия решений;
§ проблема дисфункцийи поиска латентных функций в организации;
§ соотношение институциональных и индивидуальных целей, проблема ролевого и позиционного конфликта и др.
Барнард Честер (1887 -1961) - известный американский ученый и управленец-практик, опубликовавший ряд работ в области теории организации и управления. На протяжении нескольких лет был президентом крупной телефонной компании «Нью Джерси Белл» в штате Нью-Джерси. Был подвержен влиянию школы человеческих отношений, поэтому его иногда относят к представителям этой школы, однако обычно его причисляют к школе социальных систем. На основе теорий классической школы, общей теории систем, модели социальных систем в версии структурного функционализма (Т. Парсонс), положений современной ему психологии пытался создать синтетическую общую теорию организации и управления. Определял организацию как систему сознательной координации деятельности двух или более людей, включенных в разнообразную деятельность.
В центре его теоретических исследований оказались такие проблемы, как выработка представлений об организации как социальной системе, анализ ее социальных функций, обеспечение равновесия и адаптация к внешнему окружению.
Предложил свою классификацию организаций по двум основаниям:
1. признак масштаба и специализации
§ общие - на социетальном уровне (государство)
§ частные - на локальном уровне
2. признак жесткости структуры управления
§ скалярные (централизованные, иерархические, структурированные). Функция: способность быстрого эффективного подавления конфликта внутри организации.
§ латеральные (бесструктурные, основаны на общности интересов).
Барнард трактовал жизнедеятельность организации через призму не только целевой деятельности, но и выполнения других социальных функций, обеспечивающих ее выживание. Выдвинув в качестве основного критерия эффективности системы выживание, определил две ее социальные функции:
1. продуктивную (целевую)
2. собственно социальную - ее выполнение обеспечивает выживание.
Смысл этой функции:
§ обеспечить баланс и сотрудничество внутри организации - интеграция
§ обеспечить баланс и сотрудничество с внешней средой - адаптация. У него впервые появилась модель среды, которая называется целевое окружение - модель внешней среды, когда среда представляется как совокупность других организаций, от которых зависит данная организация.
§ обеспечить равновесие с ситуацией - культура
Кроме того, Барнард рассматривал проблемы соотношения формальной и неформальной организаций, формальных и неформальных коммуникаций, власти, авторитета (формального и неформального). Он считал, что обе организации существуют и конфликтуют.
1. Формальная организация - жестко структурированная система сознательной координации целей, построенная под решения общеорганизационных целей. Это система отношений между ролями. Она передает информацию.
При этом социальные нормы как ключевой элемент социальной регуляции рассматриваются как юридически оформленные положения, закрепленные в нормативных документах и регламентирующие взаимодействия между ролевыми позициями.
2. Неформальная организация - система бессознательной и бесструктурированной координации деятельности. Передает информацию (неофициальную, слухи), смягчает конфликт и обеспечивает интеграцию, защищает личность (функция подушки).
Социальные нормы рассматриваются как неписаные поведенческие стандарты между конкретными людьми в процессе целенаправленной деятельности.
2.6.11. Социальные функции неформальной организации:
1. Коммуникативная
2. Социальной интеграции
Обеспечение личной целостности, сохранение личности вопреки воздействию формальной организации
Модель организации как социальной системы - популярная в теории организации и практике управления системно-социологическая модель организации, которая основывается на положениях обшей теории систем, кибернетики, психологии, а также на положениях, выработанных в рамках теоретической социологии (положения структурного функционализма - версия Т. Парсонса, отчасти Р. Мертона), ролевой теории (Дж. Морено, Р. Линтон и др.), социологической теории конфликта (Р. Дарендорф, Л. Козер).
Существует множество определений организации как социальной системы, но при всем существенном различии определений – это, прежде, всего коллективный социальный субъект деятельности, социальная система, объединяющая, координирующая и направляющая поведение людей (социальных групп) в процессе совместной деятельности. Их деятельность интегрирована, а действия элементов О. осознанны и целенаправленны.
Система – целостность, состоящая из разнородных элементов, взаимосвязанных между собой и обладающих свойством синергии (свойство целого быть больше, чем сумма элементов, из которого оно состоит).
Природа организации социальна, поскольку:
§ во-первых, всегда социален объект воздействия (люди и группы, привлеченные к деятельности);
§ во-вторых, субъект воздействия тоже социален,
§ в-третьих, социальны как минимум два результата этого воздействия - целевой продукт и социальная общность (общность - единство взгляда и поведения на окружающую действительность);
§ в-четвертых, одним из основных, хотя и не единственным, признаком организации является использование специфических социальных средств регуляции, которые формируют особую подсистему организации - социальную организацию.
Признаки организации.
Модель организации как социальной системы описывает организацию как специфическую, динамичную, самоорганизующуюся и саморазвивающуюся, иерархически построенную, многофункциональную, высокоинституционализированную и упорядоченную целевую социальную систему, имеющую культурную природу. Кроме того, к признакам организации относят то, что в ней используется принцип разделения труда, и то, что организация предусматривает спонтанную активность тех, кем управляют.
Ее деятельность рассматривается в контексте выполнения определенных функций по отношению к более широкой социальной системе. Сложность строения организации как социальной системы проявляется как в функциональном разделении и координации деятельности по горизонтали, так и в иерархичности ее строения по вертикали. Признаками иерархического строения системы являются две вертикальные подсистемы: субъект и объект организационного воздействия, а также горизонтальное разделение сфер деятельности и компетенции, ролевое распределение функций. Оба признака в явном или неявном виде присутствуют во всех типах организаций, включая и семью. Еще одним социальным признаком является то, что она создается для осуществления определенного типа деятельности и выполняет социальные функции по отношению к более широкой социальной системе. Организация с этой точки зрения характеризуется как открытая или частично открытая социальная система, активно взаимодействующая с внешней средой, получающая от нее ресурсы и создающая для нее системный продукт.
В данной модели организация - это естественная и эволюционно развивающаяся культурная система, поэтому ее развитие связывается с функциональной и структурной дифференциацией и повышением способности к выживанию и самовоспроизводству во внешней среде; а механизм развития - с освоением ее членами организационной культуры. При этом уровень жесткости управленческого контроля со стороны руководства зависит от уровня развития и усвоения работниками организационной культуры.
Условием возникновения организации является необходимость осуществления некой сложной целевой совместной деятельности. При этом появляется инстанция, выполняющая функции объединения, регламентации поведения людей и координации разнонаправленных их усилий. В явном виде эти признаки присутствуют в административных организациях, а в неявной - во всех типах организаций.
Природа организации двойственна: с одной стороны, это тип социальной общности, некий социальный организм, имеющий социокультурную природу, а с другой - искусственно проектируемая система (инструмент), сознательно создаваемая людьми для решения определенных задач. Противоречивая природа организации во многом предопределяет принципиальные различия подходов к ее изучению - рационального и естественного.
Таким образом, функциями организации являются:
1. целевая
2. интегративная (поддержание целостности)
3. адаптивная (приспособление к внешнему окружению).
Эти функции неравновесны.