Конституция Германской империи 1871г
Господство Пруссии было юридически оформлено в Конституции германской империи 1871г. Король Пруссии (первым стал Вильгельм I Великий) одновременно являлся кайзером Германии, был носителем верховной власти. Его полномочия осуществлялись через канцлера. Кайзер назначал канцлера, высших чиновников, был главкомом ВС, объявлял войну и мир.
Конституция состояла из 78 статей. Она закрепила образование нового федеративного союза в форме Второй Германской империи. В состав союза вошли 25 государственных образований: 22 монархии (королевства, великие герцогства, герцогства, княжества) и 3 вольных города (Любек, Бремен и Гамбург). Эти монархии были подчинены единой центральной власти в лице германского императора. Разграничение полномочий между федерацией и ее субъектами было сформулировано в разделе об имперском законодательстве. Императору принадлежало право созыва палат парламента, разработки и опубликования имперских законов, назначения и увольнения должностных лиц империи.
Законодательные полномочия были предоставлены Союзному совету (бундесрат) и рейхстагу. Из двух законодательных палат первенствующее значение Конституция отводила бундесрату.
Союзный совет состоял из уполномоченных от государств-членов союза и призван был отражать их интересы. Германскую империю часто называли «союзом неравных». Действительно, в Союзном совете государствам-членам было предоставлено неравное число голосов. Явное преимущество было на стороне Пруссии. Союзный совет обладал правом утверждения законопроектов, принятых рейхстагом, правом издания административных предписаний и инструкций, «необходимых для проведения имперских законов», правом принятия решения о роспуске рейхстага (при согласии императора), судебные права.
Рейхстаг являлся органом представительства всего населения Германии. Он формировался посредством «прямых и всеобщих выборов с тайной подачей голосов». Участие в выборах было предоставлено любому гражданину, достигшему 25 лет. Но женщины, военнослужащие низших чинов, лица, получавшие помощь для бедных, и некоторые другие категории лиц были лишены избирательных прав. Первоначально срок легислатуры был установлен в 3 года, затем увеличен до 5 лет. Рейхстаг утверждал бюджет, но не имел права контроля за исполнительной властью.
Исполнительная власть принадлежала императору, но реально ее должен был осуществлять рейхсканцлер. Постановления и распоряжения императора вступали в силу после подписи рейхсканцлера (принцип контрасигнатуры), на которого и возлагалась ответственность за принятое решение. Канцлер обязан был представлять палатам парламента ежегодные отчеты о финансовых расходах империи, но никакой ответственности перед ними он не нес. Во Второй Германской империи рейхсканцлер являлся главой ее административного аппарата.
Особенностью Конституции 1871 г. является отсутствие в ней декларации прав и свобод имперских граждан. В этом плане гарантии прав личности должны были соблюдаться в каждом государстве – члене союза в соответствии с их конституциями, но не на уровне союза в целом. Таким образом, в обеспечении прав и свобод продолжал действовать партикуляризм, унаследованный от доимперского прошлого.
44. Развитие права Германии в конце XIX в. Германское Гражданское Уложение 1900 г.
Правовое развитие Германии имеет ряд особенностей:
- Партикуляризм
- Формируется общее право: пандектное римское и имперское зак-во
- Систематизация законодательства
- Введение юр.лиц в гражд.правоотношения
Германское гражданское уложение (ГГУ) вступило в силу 1января1900 года. Оно построено по пандектной системе, т.е указания общего характера о применении права даются в начале свода и предпосылаются каждому разделу. Это было одной из причин его громоздкости.
Структура:
1. общая часть
2. вещное право
3. обязательственное право
4. брачно-семейное право
5. наследственное право
Оно написано тяжелым языком, доступным» только специалистам, понимание затрудняется обилием ссылок одних статей на другие, необычным терминологическим оснащением и неопределенностью формулировок.
ГГУ признает как физические, так и юридические лица: ферейны (общества, союзы) и учреждения. ГГУ закрепляет за юридическими лицами широкую правоспособность. Свободный гражданский оборот ограничивался такими внеправовыми понятиями, как «добрые нравы» и «добрая совесть».
Договор (нет легального определения) - законная свободная юридическая связь между двумя или несколькими лицами. Договоры по ГГУ урегулированы в духе римского права. При регламентации договора найма услуг (найма рабочей силы) определенные уступки были сделаны пролетариату.
Вещи делились на движимые и недвижимые. Так, передача права собственности на недвижимость должна быть обставлена рядом формальностей.
Брак по ГГУ является светским институтом. Развод возможен только при наличии особых оснований. Был закреплен принцип ограниченного главенства мужа в семейных делах. ГГУ признал режим общности имущества супругов с правом мужа им пользоваться и управлять. Несовершеннолетние дети состояли под родительской (преимущественно, отцовской) властью.
Наследственное право по ГГУ основано в своих существенных чертах на старом германском праве. Особенность наследования по ГГУ – отсутствие пределов наследования по закону. Наряду с наследованием по закону, ГГУ регулирует и наследование по завещанию, последовательно проводя принцип свободы завещания.