Тема 6. Конституционно-политическое развитие Германии в XIX веке

План:

1. Конституции германских государств первой половины XIX века.

2. Франкфуртская Конституция 1849 г.

3. Конституция Пруссии 1850 г. Государственный строй Прусского королевства по Конституции 1850 г.

4. Конституция Германской империи 1871 г.

Методические рекомендации:

Главной целью изучения этой темы является анализ Конституции Германии 1871 г., впервые закрепившей после многовековой раздробленности существование единого германского государства.

Более глубокому изучению данной темы поможет изучение предшествующих конституций начала XIX века, не вступившей в действие Французской конституции Германии 1849 г., а также конституции одного из крупных германских государств – Пруссии 1850 г.

Вопрос I. При изучении первого вопроса студентам необходимо проанализировать, как шёл процесс образования первых объединений германских государств: Рейнского союза 1815 г., развитие немецкого конституционализма в первой половине XIX века. Обратите внимание на то, что наполеоновские войны способствовали формированию идеи германского единства.

Наполеон провел политические преобразования: ликвидировал мелкие феодальные владения, сократил число самостоятельных государств с 300 до 38, а вольных городов с 51 до 6. Эти реформы нанесли удар по феодальному социально-экономическому режиму. Эволюция германской государственности в первой половине XIX в. Была связана с тенденцией к преобразованию абсолютных монархий в конституционные. С 1816 по 1847 г. в 24 германских государствах принимаются первые Конституции. Однако конституционный процесс не затронул Австрию и Пруссию – крупнейшие германские государства, что мешало созданию единства.

Рассмотрение этого вопроса необходимо начать с анализа конституций германских государств принятых с 1816 по 1847 г. во исполнение решений Союзного акта 1815 г. после разгрома наполеоновской Франции. Союзный акт 1815 г. после разгрома наполеоновской Франции. Союзный акт определял не только взаимоотношения между немецкими государствами, но и будущую государственную форму правления. Студентам необходимо это выяснить на примере Конституции Великого герцогства Баденского 1818 г. Сравните этот конституционный акт с Конституционной Хартией Франции в 1814 г.

По форме правления, высшим органам государственной власти эти конституции мало отличались одна от другой. Во главе государства стоял монарх, как правило, с двухпалатным сословно-представительным законодательным собранием, включающим в качестве верхней палаты «палату господ» (состоявшую из принцев, глав «бывших владетельных фамилий», иерархов церкви и пр.) Правительство назначалось монархом и было ответственно перед ним.

Нижние палаты ландтагов избирались с теми или иными ограничениями (введение имущественного ценза, косвенные выборы и пр.) Каковы были принципы создания, структура высших органов государственной власти в Великом герцогстве Баденском, студент может выяснить при изучении ст. 26-60 его Конституции.

Одним из важных показателей начала развития первых конституций, но и закрепление в них определенного перечня демократических прав и свобод.

Ограничительный, формальный характер этих прав и свобод (свободы совести, печати, передвижения, выбора профессии и пр.) в полуфеодальном государстве становится очевидным при анализе разд. II Баденской конституции – «Гражданские и политические права баденцев и особые преимущества». Характерной чертой многих хартий является закрепление в них не только прав, но и обязанностей: платить налог, нести воинскую повинность и пр.

О формальном характере прав баденцев, закрепленное в §7 в качестве основополагающего конституционного принципа, четко оговаривалось «исключениями, предусмотренными Конституцией». Об этих исключениях студент может создать собственное представление при изучении самих конституционных положений. Главное из них заключалось в неравном характере представительства в ландтаге.

Вопрос 2. Рассмотрение франкфуртской Конституции Германской империи 1849 г. представляет огромный интерес несмотря на то, что эта Конституция так и не стала основным законом объединенной Германской империи. Конституция явилась прямым следствием революции 1848 г., что нашло отражение в широком перечне конституционных прав и свобод (анализу которых необходимо уделить должное внимание) и, главное, в создании «жестокой» модели федерации, - с конституционной монархией как формой правления, под эгидой одного из немецких монархов, - ставшей единственно возможной государственной формой политического объединения Германии в условиях того времени.

Студентам необходимо обратить внимание на то, как во Франкфуртской конституции рассматривается проблема строительства федеративного государства, как определяется разграничение полномочий Федерации и её субъектов – германских земель. Решение этой проблемы было сведено к созданию прежде всего единой дипломатической службы и проведению единой внешней политики.

Статьи 2,3 Конституции 1849 г. посвящены исключительной военной власти империи: праву войны и мира, распоряжения всеми вооруженными силами объединенной Германии, издания законов, касающихся военной организации, исключительному праву содержания военно-морского флота и пр.

Целями создания «»единого военного пространства» должны были служить и предписания т. 4-6 Конституции об установлении верховного имперского надзора над имеющими стратегическое значение морскими, речными, сухопутными, железнодорожными путями сообщения и пр.

Осознание того, что без создания «единого экономического пространства, единого внутреннего и внешнего для страны рынка» никакая военная мощь не приведет к действительному объединению страны, определило содержание значительного числа статей Конституции. По ст. 7-9 Конституции, только за имперской властью было признано право издавать законы, касающиеся таможенного, почтово-телеграфного, осуществления надзора за монетным делом, регулирования банковской деятельности, выпуска бумажных денег. Конституция предусматривала не только право, но и обязанности империи издавать уложения «гражданского, торгового, вексельного и уголовного права» (ст. 64).

Особое внимание студенту необходимо обратить в связи с этим на те положения Конституции, которые касались двух важнейших принципов, без законодательного закрепления которых не может состояться ни одна федерация. Это положение о создании сильных финансовых рычагов центра, самостоятельных каналов, по пополнения его казны за счет «определенной части доходов в размере обыкновенного бюджета, снимаемого прежде всего для имперских нужд (ст.7), и о принципе приоритета общеимперских законов, стоящих «выше законов отдельных государств, если за ними точно не оговорено их подчиненное значение» (п. 66 со. 13 отд. II).

Предполагаемая система органов государственной власти в форме конституционной монархии не была столь тщательно разработана в Конституции. Можно, однако, сделать вывод, что её составители попытались, с одной стороны, не отходить далеко от демократических принципов построения государственного аппарата (выборного на основе всеобщего избирательного права рейхстага, ответственного правительства и пр.), с другой - создать гарантии политической стабильности в лице федеральных, обладающих значительными полномочиями, общеимперских органов, и прежде всего императора Германии. Как пытались составители Конституции решить эти две крайне сложные в условиях Германии того времени задачи, студент должен уяснить из анализа статей отд. III, IV, VIII и др.

Вопрос 3. При изложении третьего вопроса студентам необходимо обратить внимание на особую роль Пруссии в процессе объединения и определения исторических судеб развития германского государства. Её лидерство в создании единого германского экономического правового пространства. Традиционный прусский милитаризм и объединение Германским «железом и кровью».

Отвечая на вопрос, сравните развитие конституционно-политических проблем в южногерманских государствах с внутриполитическим развитием Пруссии. Какие реформы были предприняты в прусском государстве в связи с захватническими войнами Наполеона в начале XX в.: Почему обещания издания Конституционного документа в Пруссии не реорганизовались в течение нескольких десятилетий? Внимательно изучите Конституционную хартию Пруссии от 31 января 1850 г. и сравните её с общегерманской Конституцией 1848 г. Какие инструменты сдерживания конституционного процесса были заложены в Конституционной хартии Пруссии?

Объясните, почему интеграция германских государств потерпела провал в 1848-1849 гг.?

Выделение Прусской конституции 1850 г. в качестве специального вопроса тесно связано с особой ролью Пруссии в имперском строительстве и с влиянием этой конституции на Конституцию Германской империи 18171г.

Прусское королевство все более активно стало играть роль гегемона в германии после краха попыток её революционного объединения не только благодаря усилению своей военной мощи, о чем прямо свидетельствует Конституция, но и в результате последовательного проведения им политики формирования единого экономического и правового пространства в политически раздробленной стране. Подтверждением этому могут служить такие правовые документы, как Прусский закон о таможенном и потребительском налоге на иностранные товары и о передвижении между провинциями государства от 26 мая 1818 г., а также Договор о таможенном объединении между Пруссией, Кургессеном, Гессеном, Баварией, Вюртембергом и Саксонией от 30 марта 1833 г. и др.

Несмотря на поражение революции 1848 г. и закрепление в Конституции Пруссии 1850 г. полуабсолютистской формы правления, эта Конституция не могла не отразить экономических и политических требований революционных сил и тем самым сделала новый важнейший шаг в развитии германского конституционализма.

Конституции Пруссии 1850 г. способствовала тому, что к концу XIX в. в этом германском королевстве была создана одна из самых эффективных моделей управления в военной, а также в гражданской администрации, ставшая эталоном для всей Европы.

Проявилось в Конституции и определенное осознание правящими группами необходимости уступок новой политической силе-рабочему классу, который стал более активно отстаивать собственные интересы, бороться не только за свои экономические, но и за политические права.

Изучение Конституции Пруссии 1850 г. целесообразно начинать с титула II «О правах пруссаков», в котором формально был закреплен более обширный, чем в предшествующих германских конституциях, перечень прав и свобод: равенство всех перед законом уничтожение сословных привилегий и преимуществ, личная свобода, неприкосновенность частной собственности, свобода слова (с запрещением цензуры), собраний, союзов и пр.

Нужно обратить внимание и на то, что Конституция 1850 г. следовала рано осознанной правящими кругами страны необходимости временного развития школьного образования, «науки и преподавания» - как под строгим государственным надзором, с целью пресечения всякого вольнодумства (ст.23 и др.), так и при материальной поддержке государства. Формирование эффективно действующего грамотного бюрократического аппарата, боеспособной армии стали прямым следствием этой политики, что непосредственно усиливало роль и влияние Пруссии в германском мире. О том, как отразилась в Конституции политика усиления военной мощи, опираясь на которую, Пруссия впоследствии выиграла три войны и объединила Германию «железом и кровью», студент может выяснить, изучив её ст. 34, 39, 46 и др.

Следует обратить внимание и на то, что демократические конституционные положения, нарушение которых вызывало отныне бурную политическую реакцию со стороны либеральной оппозиции, приводило Пруссию к политическим кризисам, к росту активности пол, на подавление которых и был направлен весь её репрессивный аппарат политических партий и движений, в том числе и крепнущего движения немецких социалистов (Закон об осадном положении 1851 г. и др.).

Вопрос 4. При рассмотрении этого вопроса обратите внимание на историческую роль первого канцлера Германской империи О.Бисмарка в создании общегерманского единства «сверху» в результате присоединения к королевству Пруссии, Баварии, Саксонии, Бадена и других немецких княжеств. Это в значительной мере предопределило характер Германской Конституции 1871 г. Следует рассмотреть особенности немецкой имперской федерации (см. ст.2,4,19), которые давали Пруссии блокировать принятие законодательных актов и изменений Конституции, которые не отвечали интересам Пруссии (см. ст. 19,68), что свидетельствует об унитаристских тенденциях в организации государственного единства Германской империи.

При рассмотрении этого вопроса студенту следует изучить историю создания Конституции Германской империи1871г., выявить, какое влияние оказал способ объединения Германии («железом и кровью») на её характерные черты: закрепление гегемонистской формы федерально-административного устройства; засилье Пруссии в имперском государственном аппарате; огромные полномочия Германского императора - прусского короля; принципы создания и компетенцию палат имперского законодательного органа: бундесрата и рейхстага, а также имперского канцлера; наконец, на фактическое отсутствие в Конституции перечня прав и свобод немецких подданных и т.д.

Этим вопросам посвящены гл.III «Союзный совет», гл. IV «Президентство», гл. V «Рейхстаг», гл. XII «Финансы империи», гл. XIII «Устав о конфликтах и наказаниях» и др.

На основе анализа соответствующих норм Конституции 1871 г. студенту предстоит обосновать положение о полуабсолютистской власти германского императора, сдерживаемой лишь правом канцлера на контрасигнатуру. При этом следует учитывать, что канцлер был ответственен только перед императором. (Конституция не знала принципа ответственного правительства), а также то, что имперская федерация носила специфический характер, будучи «союзом неравных». Студентам необходимо проанализировать конкретные полномочия императора, а также, права союзного совета и Рейхстага по Конституции.

Студентам необходимо проанализировать каким образом в Конституции Германской империи 1871 г. было сконструировано объединенное государство. Какова была роль президента, Союзного совета, рейхстага? Какие вопросы находились в ведение империи? Как решался вопрос об обороне и финансах объединенной Германии.

В связи с рассмотрением проблем германского федерализма возникает целый ряд вопросов, требующих от студента самостоятельного анализа положений Конституции на основе» всеобщего избирательного права», и бундесрата, состоящего из представителей правящих династий субъектов федерации; о том, стал ли бундесрат демократическим федеральным органом, представляющим и защищающим интересы субъектов федерации, об особых полномочиях императора, имеющего право созывать, открывать, отсрочивать, закрывать союзный совет и рейхстаг (ст.12 гл. IV), он не имел права ни абсолютного, ни отлагательного вето.

Обратите особое внимание на то, что ни император, ни канцлер не несли ответственности перед Союзным Советом и Рейхстагом. Охарактеризуйте как формировался парламент, палаты, каковы были их взаимоотношения и роль в принятии законов.

Наши рекомендации