Земли природоохранного, рекреационного и историко-культурного назначения

К землям природоохранного назначения относятся земли, занятые водоохранными зонами рек, водоемов; запретными и нерестоохран-ными полосами; лесами, выполняющими защитные функции; проти-воэрозионными, пастбищезащитными и полезащитными насаждения­ми; иными землями, выполняющими природоохранные функции.

Земли Выделение природоохранных земель и уста-

природоохранногоновление особого порядка их использования

назначенияявляется составной частью проводимых при-

родоохранных мероприятий, направленных

на предотвращение негативного воздействия хозяйственной деятель­ности на водные объекты, защиту животного мира, обеспечение и восстановление благоприятного состояния окружающей среды.

На землях природоохранного назначения вводятся особые условия хозяйственной деятельности: ограничиваются или запрещаются такие виды, которые несовместимы с природоохранным назначением зе­мель.

Порядок выделения и использования земель природоохранного назначения установлен федеральным законодательством, законами,

принятыми субъектами Российской Федерации, правовыми актами местного самоуправления. Их границы обозначаются специальными информационными знаками.

Наиболее распространенными видами природоохранных земель являются водоохранные зоны рек и водоемов. Порядок их использо­вания и охраны урегулирован Положением о водоохранных зонах вод­ных объектов и их прибрежных защитных полосах, утвержденным Правительством РФ 23 ноября 1996 г.'

Водоохранной зоной является примыкающая к акваториям рек, озер, водохранилищ и других водных объектов территория, на кото­рой устанавливается специальный режим хозяйственной и иных видов деятельности с целью предотвращения загрязнения, засорения, заиле­ния и истощения водных объектов, а также сохранения среды обита­ния объектов животного и растительного мира. В пределах водоохран­ных зон выделяются прибрежные защитные полосы, на территории которых вводятся дополнительные ограничения природопользования. Размеры и границы водоохранных зон и прибрежных защитных полос, а также режим их использования устанавливаются исходя из физико-географических, почвенных, гидрологических условий и ут­верждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению бассейновых и других территориальных органов Министерства природных ресурсов РФ, согласованному с ор­ганами Госсанэпидслужбы и Федеральной пограничной службы РФ.

Минимальная ширина водоохранных зон устанавливается для уча­стков рек в зависимости от их протяженности от 50 до 500 метров; озер и водохранилищ — в зависимости от площади акватории от 300 до 500 метров и более. Минимальная ширина прибрежных защитных полос для рек, озер, водохранилищ и других водных объектов уста­навливается от 15 до 100 метров.

Ширина прибрежных защитных полос для участков водоемов, имеющих особо ценное рыбохозяйственное значение (места нереста, зимовальные ямы, нагульные участки), устанавливаются не менее 100 метров.

В пределах водоохранных зон запрещено проведение авиацион-но-химических работ; применение химических средств борьбы с вре­дителями, болезнями растений и сорняками; использование навозных стоков для удобрения почв; размещение складов ядохимикатов, мине­ральных удобрений и горюче-смазочных материалов, площадок для заправки аппаратуры ядохимикатами, животноводческих комплексов и ферм, мест складирования и захоронения промышленных, бытовых и сельскохозяйственных отходов, кладбищ и скотомогильников, нако­пителей сточных вод; складирование навоза и мусора; заправка топ­ливом, мойка и ремонт автомобилей и других машин и механизмов, а также на другие виды деятельности, оказывающие негативное воздей­ствие на состояние водных объектов и водные биоресурсы.

Дополнительно к указанным ограничениям в пределах прибрежных полос запрещается распашка земель, применение удобрений, складиро­вание отвалов размываемых грунтов; выпас и организация летних лаге-

1 РГ. 1996. 11 дек.

рей скота (кроме традиционных мест водопоя), устройство купонных ванн; установка сезонных стационарных палаточных городков, разме­щение дачных садово-огородных участков и выделение участков под индивидуальное строительство; движение автомобилей и тракторов, кроме автомобилей специального назначения.

В целях охраны мест обитания редких, находящихся под угрозой ис­чезновения, ценных в хозяйственном и научном отношении животных выделяются защитные участки территорий и акваторий, необходимые для осуществления их жизненных циклов: размножения, выживания мо­лодняка, нагула, отдыха, миграции и др. На защитных участках запре­щаются отдельные виды хозяйственной деятельности, регламентируются сроки и технология их проведения (ст. 22 Федерального закона «б жи­вотном мире»).

По берегам рек, их притокам и другим водоемам — местам нерес­та лососевых и осетровых рыб — выделяются нерестоохранные поло­сы, где запрещено производить заготовку леса на расстоянии одного километра от берега, а в районах расположения заводов и хозяйств по разведению лососевых и осетровых рыб - на расстоянии трех кило­метров.

К природоохранным относятся земли, занятые лесами, выполняю­щими защитные функции. Во всех группах лесов выделяются особо защитные участки с ограниченным режимом лесопользования (берего-и почвозащитные участки — леса вдоль берегов водных объектов, склонов, оврагов и балок, опушек на границах с безлесными террито­риями, места обитания и распространения диких животных и расте­ний и др.). На особо защитных участках лесов может быть запрещено применение рубок главного пользования (ст. 55 Лесного кодекса РФ).

Природоохранные функции выполняют земли, занятые противо-эрозионными, пастбищезашитными и полезащитными насаждениями. Они защищают сельскохозяйственные земли от воздействия неблаго­приятных природных, антропогенных и техногенных явлений посред­ством использования почвозащитных, водорегулирующих и иных свойств произрастающей растительности. Проводимые здесь рубки должны обеспечивать улучшение состояния древесно-кустарниковой растительности и выполнение ею природоохранительных функций.

ЗемлиК землям рекреационного назначения отно-

рекреационногосятся территории, предназначенные и ис-

назначенияпользуемые для организации отдыха, туриз-

ма, физкультурно-оздоровительной и спор­тивной деятельности. К ним относятся земельные участки, занятые домами отдыха, пансионатами, кемпингами, спортивными и турист­скими базами, стационарными палаточными туристическими и оздо­ровительными лагерями, домами рыбака и охотника, детскими тури­стическими станциями, лесопарками, учебно-туристическими тропа­ми, трассами и другими аналогичными объектами. К землям рекреационного назначения относятся земли пригородных зеленых зон.

Земельный кодекс устанавливает, что земельные участки и терри­тории, предназначенные для рекреации, восстановления здоровья

и трудоспособности населения путем отдыха на лоне природы, долж­ны использоваться в соответствии с их назначением.

Регулирование использования примыкающей к границе города пригородной зоны предусматривает выделение мест отдыха для город­ского населения — зеленых зон, выполняющих санитарные, санитар-но-защитные, рекреационные функции. Установление их границ, по­рядок использования определяются градостроительным, земельным, лесным законодательством. В зеленых зонах запрещается хозяйствен­ная и иная деятельность, оказывающая вредное воздействие на окру­жающую природную среду. Участки лесного фонда, предоставленные для рекреационных целей на территории зеленых зон, обустраиваются для организации отдыха: прокладываются прогулочные маршруты, устраиваются спортивные площадки, места отдыха. Обустройство тер­ритории зеленой зоны также обеспечивает поддержание и восстанов­ление леса и зеленых насаждений.

Предоставление участков земли, необходимых для учебно-туристи­ческих троп и трасс, производится на праве ограниченного пользова­ния чужим земельным участком (сервитута). Порядок установления земельного сервитута определяется по соглашению между лицом, за­интересованным в его установлении, и собственником или иным пользователем земельного участка и подлежит регистрации в порядке, установленном для регистрации прав на недвижимое имущество (ст. 274—276 Гражданского кодекса РФ).

Земли К землям историко-культурного назначения

историко-культур-относятся участки земель, на которых нахо-ного назначениядятся объекты историко-культурного насле­дия народов Российской Федерации (памят­ники истории и культуры), в том числе объекты археологического на­следия; достопримечательные места, в том числе места бытования исторических промыслов, производств и ремесел; военных и граждан­ских захоронений.

Порядок выделения и использования земель историко-культурного назначения определяется законодательством об историко-культурном наследии и ст. 99 Земельного кодекса РФ.

На землях историко-культурного назначения устанавливается ре­жим, направленный на поддержание целостности и сохранности по­ставленных на государственную охрану достопримечательностей: от­дельных памятников истории и культуры, историко-архитектурных ансамблей, мемориальных комплексов и их природного окружения и др.

Земли историко-культурного назначения используются строго в со­ответствии с назначением. Их изъятие и использование, несовместимое с целевым назначением, не допускается. У собственников и иных пользователей земельные участки, отнесенные к землям историко-куль­турного назначения, за исключением случаев, установленных законода­тельством, не изымаются, но ими должен соблюдаться установленный режим охраны.

Градостроительный кодекс относит земли историко-культурного на­следия к территориям, на которых градостроительная деятельность под­лежит особому регулированию. Статья 12 Кодекса устанавливает, что

осуществление градостроительной деятельности должно обеспечивать со­блюдение требований сохранения объектов историко-культурного насле­дия: выделение охранных зон, зон регулируемой застройки и др.

В поселениях и на территориях, имеющих памятники истории и культуры, в том числе памятники археологии, устанавливаются гра­ницы зон охраны, в пределах которых запрещается градостроительная, хозяйственная и иная деятельность, причиняющая вред объектам ис­торико-культурного наследия, окружающей природной среде или ухудшающая их состояние и нарушающая целостность и сохранность.

На отдельных землях историко-культурного назначения, в том числе землях объектов культурного наследия, подлежащих исследова­нию и консервации, может быть запрещена любая хозяйственная дея­тельность.

ОСОБО ЦЕННЫЕ ЗЕМЛИ

Земельный кодекс РФ особо ценными называет земли, в пределах которых имеются природные объекты и объекты культурного насле­дия, представляющие особую научную и историко-культурную цен­ность, относя к ним: типичные и редкие ландшафты, культурные ландшафты, сообщества растительных, животных организмов, редкие геологические образования, земельные участки, предназначенные для осуществления деятельности научно-исследовательских организаций. Эти земельные участки не относятся к какому-либо из рассмотренных видов особо охраняемых территорий, но имеют признаки и качества, ценность находящихся объектов природного и историко-культурного наследия, позволяющие относить их к особо ценным землям.

Земельный кодекс РФ устанавливает требования, направленные на предотвращение необратимого изменения состояния данных земель. На собственников и иных пользователей особо ценных земель возла­гаются обязанности по их сохранению. Сведения об особо ценных землях указываются в документах государственного земельного када­стра, документах государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним и иных удостоверяющих права на землю документах.

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА ;

1. Федеральный закон «Об охране окружающей среды» // РГ. 2002.
12 янв.

2. Федеральный закон «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоро­
вительных местностях и курортах» // СЗ РФ. 1995. № 9. Ст. 713.

3. Степаницкий В. Б. Постатейный комментарий к Федеральному закону
«Об особо охраняемых природных территориях». М., 2002.

4. Комментарий к Закону о разграничении государственной собственно­
сти на землю / под ред. С. А. Боголюбова. М.: Юстицинформ, 2002.

5. Штилъмарк Ф. Р. Историография российских заповедников (1895—
1995). М., 1996.

Глава 15 ЗЕМЛИ ЛЕСНОГО ФОНДА

, § 1. ПОНЯТИЕ И РАЗВИТИЕ ЗЕМЕЛЬ ЛЕСНОГО ФОНДА

Земли лесного фонда предусматриваются в ст. 101 Земельного ко­декса РФ. На землях лесного фонда располагаются леса, которые мо­гут располагаться и на землях иных категорий.

Границы земель лесного фонда и границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с зе­мельным, лесным и градостроительным законодательством РФ путем отграничения их от земель иных категорий в соответствии с материа­лами лесоустройства. Данные о них заносятся в государственный зе­мельный кадастр, являющийся элементом организационно-правового механизма использования и охраны земель.

Развитие земель-Использование и охрана земель лесного
ных и лесных от-фонда, их правовой режим регулируются Зе-
ношениймельным кодексом РФ 2001 г. и Лесным ко-

дексом РФ 2006 г., заменившим Лесной ко­декс 1997 г. В них предусматриваются разграничение земельных и лесных отношений и немало связанных с ними земельных и приро­доохранных требований.

Базируясь на конституционных нормах, Лесной кодекс РФ уста­навливает правовые основы рационального использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, повышения их экологического и ре­сурсного потенциала. При этом регулирование лесных отношений осуществляется с учетом представлений о лесе как об экологической системе или как о природном ресурсе, о совокупности лесной расти­тельности, земли, животного мира и других компонентов окружающей природной среды, имеющей важное экологическое, экономическое и социальное значение.

Понимание леса в единстве с землей сложилось не сразу и имеет длительную историю развития. До XVII в. лес рассматривался, в том числе в Уложении Алексея Михайловича 1649 г., прежде всего как способ бортничества, охоты, заграждения от набегов врагов. В XVIII в. при Петре I и Екатерине II лесу придается значение кора­бельного материала, строительства российского флота. В XIX и XX вв. учреждаются и функционируют государственные органы управления лесом, который становится средством извлечения прибы­ли. В 1913 г. лесная отрасль давала 2% государственного бюджета, из которых 1/3 шла на лесное хозяйство.

Лесным кодексом РСФСР 1923 г. устанавливались новые отноше­ния в области лесопользования в связи с организацией социалистиче­ского земледелия. Экспорт лесной продукции Европейского Севера России стал давать значительные финансовые средства для развития,

индустриализации и обеспечения независимости, обороноспособности страны.

Плановое ведение лесного хозяйства, его централизация, наряду с крайностями и недостатками, позволили наладить надлежащую го­сударственную охрану лесных ресурсов в системе органов управления земледелием, реализовать полезащитные, противоэрозионные и водо­охранные свойства лесов, бороться с пожарами и вредителями земель и лесов, в значительной мере обеспечивать воспроизводство лесов, снабжать древесиной малолесные районы страны, занимающей одну шестую часть суши.

Основы лесного законодательства Союза ССР и союзных респуб­лик (1977г.) и принятый вслед Лесной кодекс РСФСР (1978г.) закре­пили исключительную собственность государства на леса, земли лес­ного фонда и предоставление их только в пользование, «оторвали» ре­гулирование лесных отношений от регулирования земельных, водных и горных отношений, что было изменено Основами лесного законо­дательства РФ 1993 г.

Регулирование охраны земель лесного фонда за рубежом

Усиление государственных функций в облас­ти лесных отношений и некоторые ограниче­ния частных форм владения лесами можно наблюдать в России уже в конце XIX в.: ле-соохранительный закон 1888г. и Лесной ус­тав 1913 г. (входившие в Свод законов Российской империи) преду­сматривали вмешательство государства в права частного собственника, запрещение бесконтрольного использования леса, право государства на экспроприацию лесов у тех лесовладельцев, которые нарушают за­конодательство.

Хозяин леса, признанного защитным, оказывался под надзором государства, его права на лесные земли урезывались настолько, что лес переставал быть источником прибыли. Созданные лесоохрани-тельные комитеты включали представителей местных администраций, губернатора, определяли социальную значимость лесов с вытекающи­ми отсюда последствиями для лесных земель.

Странам с развитой рыночной экономикой не чуждо осуществле­ние государственного управления лесами, закрепление их земель за государством. В Европе не более половины лесных земель находится в частной собственности: доля общественных земель варьируется от 15 в Исландии до 99% в Турции. В Канаде общественные леса состав­ляют 94, в США - - 39%. При этом размежевание собственности и управления следующее: в Канаде федерации принадлежит около 1/10, а провинциям — около 9/10 лесов, находящихся в собственно­сти государства; в США на долю федеральных приходится 2/3 госу­дарственных лесов, а на долю штатов и местных общественных обра­зований около 1/3 лесов.

Во многих странах идет приобретение государством, региональны­ми властями земель частновладельческих лесов, могущих иметь при­родоохранные, заповедные функции. На характере управления и форм собственности сказываются исторические (время освоения, завоева­ния), социальные, политические факторы, тенденции к объявлению земель, иных важнейших природных ресурсов и всей окружающей

среды общенациональным благом, предметом публичного регулирова­ния. .

Лесные участкиЛесным участком является земельный уча­сток, границы которого определяются в со­ответствии с федеральным законодательством о государственном зе­мельном кадастре и землеустройстве.

Лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в феде­ральной собственности. Формы собственности на лесные участки в составе земель иных категорий определяются в соответствии с зе­мельным законодательством.

Право постоянного (бессрочного) пользования лесными участка­ми, право ограниченного пользования чужими лесными участками (сервитут), право аренды лесных участков, а также право безвозмезд­ного срочного пользования лесными участками возникает и прекра­щается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены лесным, гражданским и земельным законодательством.

При размежевании земельных и лесных отношений важно пони­мать, что лесное законодательство регулирует лесные отношения, т. е. распространяется на леса, входящие и не входящие в лесной фонд, и на земли лесного фонда, в том числе не покрытые лесной расти­тельностью.

Лесное и земельное законодательство регулирует отношения в об­ласти использования и охраны земель лесного фонда; гражданское и земельное законодательство РФ регулирует имущественные отноше­ния, связанные с оборотом лесных участков и лесных насаждений, отношения по использованию различных видов лесной продукции.

Наши рекомендации