Земли природоохранного, рекреационного и историко-культурного назначения
К землям природоохранного назначения относятся земли, занятые водоохранными зонами рек, водоемов; запретными и нерестоохран-ными полосами; лесами, выполняющими защитные функции; проти-воэрозионными, пастбищезащитными и полезащитными насаждениями; иными землями, выполняющими природоохранные функции.
Земли Выделение природоохранных земель и уста-
природоохранногоновление особого порядка их использования
назначенияявляется составной частью проводимых при-
родоохранных мероприятий, направленных
на предотвращение негативного воздействия хозяйственной деятельности на водные объекты, защиту животного мира, обеспечение и восстановление благоприятного состояния окружающей среды.
На землях природоохранного назначения вводятся особые условия хозяйственной деятельности: ограничиваются или запрещаются такие виды, которые несовместимы с природоохранным назначением земель.
Порядок выделения и использования земель природоохранного назначения установлен федеральным законодательством, законами,
принятыми субъектами Российской Федерации, правовыми актами местного самоуправления. Их границы обозначаются специальными информационными знаками.
Наиболее распространенными видами природоохранных земель являются водоохранные зоны рек и водоемов. Порядок их использования и охраны урегулирован Положением о водоохранных зонах водных объектов и их прибрежных защитных полосах, утвержденным Правительством РФ 23 ноября 1996 г.'
Водоохранной зоной является примыкающая к акваториям рек, озер, водохранилищ и других водных объектов территория, на которой устанавливается специальный режим хозяйственной и иных видов деятельности с целью предотвращения загрязнения, засорения, заиления и истощения водных объектов, а также сохранения среды обитания объектов животного и растительного мира. В пределах водоохранных зон выделяются прибрежные защитные полосы, на территории которых вводятся дополнительные ограничения природопользования. Размеры и границы водоохранных зон и прибрежных защитных полос, а также режим их использования устанавливаются исходя из физико-географических, почвенных, гидрологических условий и утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению бассейновых и других территориальных органов Министерства природных ресурсов РФ, согласованному с органами Госсанэпидслужбы и Федеральной пограничной службы РФ.
Минимальная ширина водоохранных зон устанавливается для участков рек в зависимости от их протяженности от 50 до 500 метров; озер и водохранилищ — в зависимости от площади акватории от 300 до 500 метров и более. Минимальная ширина прибрежных защитных полос для рек, озер, водохранилищ и других водных объектов устанавливается от 15 до 100 метров.
Ширина прибрежных защитных полос для участков водоемов, имеющих особо ценное рыбохозяйственное значение (места нереста, зимовальные ямы, нагульные участки), устанавливаются не менее 100 метров.
В пределах водоохранных зон запрещено проведение авиацион-но-химических работ; применение химических средств борьбы с вредителями, болезнями растений и сорняками; использование навозных стоков для удобрения почв; размещение складов ядохимикатов, минеральных удобрений и горюче-смазочных материалов, площадок для заправки аппаратуры ядохимикатами, животноводческих комплексов и ферм, мест складирования и захоронения промышленных, бытовых и сельскохозяйственных отходов, кладбищ и скотомогильников, накопителей сточных вод; складирование навоза и мусора; заправка топливом, мойка и ремонт автомобилей и других машин и механизмов, а также на другие виды деятельности, оказывающие негативное воздействие на состояние водных объектов и водные биоресурсы.
Дополнительно к указанным ограничениям в пределах прибрежных полос запрещается распашка земель, применение удобрений, складирование отвалов размываемых грунтов; выпас и организация летних лаге-
1 РГ. 1996. 11 дек.
рей скота (кроме традиционных мест водопоя), устройство купонных ванн; установка сезонных стационарных палаточных городков, размещение дачных садово-огородных участков и выделение участков под индивидуальное строительство; движение автомобилей и тракторов, кроме автомобилей специального назначения.
В целях охраны мест обитания редких, находящихся под угрозой исчезновения, ценных в хозяйственном и научном отношении животных выделяются защитные участки территорий и акваторий, необходимые для осуществления их жизненных циклов: размножения, выживания молодняка, нагула, отдыха, миграции и др. На защитных участках запрещаются отдельные виды хозяйственной деятельности, регламентируются сроки и технология их проведения (ст. 22 Федерального закона «б животном мире»).
По берегам рек, их притокам и другим водоемам — местам нереста лососевых и осетровых рыб — выделяются нерестоохранные полосы, где запрещено производить заготовку леса на расстоянии одного километра от берега, а в районах расположения заводов и хозяйств по разведению лососевых и осетровых рыб - на расстоянии трех километров.
К природоохранным относятся земли, занятые лесами, выполняющими защитные функции. Во всех группах лесов выделяются особо защитные участки с ограниченным режимом лесопользования (берего-и почвозащитные участки — леса вдоль берегов водных объектов, склонов, оврагов и балок, опушек на границах с безлесными территориями, места обитания и распространения диких животных и растений и др.). На особо защитных участках лесов может быть запрещено применение рубок главного пользования (ст. 55 Лесного кодекса РФ).
Природоохранные функции выполняют земли, занятые противо-эрозионными, пастбищезашитными и полезащитными насаждениями. Они защищают сельскохозяйственные земли от воздействия неблагоприятных природных, антропогенных и техногенных явлений посредством использования почвозащитных, водорегулирующих и иных свойств произрастающей растительности. Проводимые здесь рубки должны обеспечивать улучшение состояния древесно-кустарниковой растительности и выполнение ею природоохранительных функций.
ЗемлиК землям рекреационного назначения отно-
рекреационногосятся территории, предназначенные и ис-
назначенияпользуемые для организации отдыха, туриз-
ма, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности. К ним относятся земельные участки, занятые домами отдыха, пансионатами, кемпингами, спортивными и туристскими базами, стационарными палаточными туристическими и оздоровительными лагерями, домами рыбака и охотника, детскими туристическими станциями, лесопарками, учебно-туристическими тропами, трассами и другими аналогичными объектами. К землям рекреационного назначения относятся земли пригородных зеленых зон.
Земельный кодекс устанавливает, что земельные участки и территории, предназначенные для рекреации, восстановления здоровья
и трудоспособности населения путем отдыха на лоне природы, должны использоваться в соответствии с их назначением.
Регулирование использования примыкающей к границе города пригородной зоны предусматривает выделение мест отдыха для городского населения — зеленых зон, выполняющих санитарные, санитар-но-защитные, рекреационные функции. Установление их границ, порядок использования определяются градостроительным, земельным, лесным законодательством. В зеленых зонах запрещается хозяйственная и иная деятельность, оказывающая вредное воздействие на окружающую природную среду. Участки лесного фонда, предоставленные для рекреационных целей на территории зеленых зон, обустраиваются для организации отдыха: прокладываются прогулочные маршруты, устраиваются спортивные площадки, места отдыха. Обустройство территории зеленой зоны также обеспечивает поддержание и восстановление леса и зеленых насаждений.
Предоставление участков земли, необходимых для учебно-туристических троп и трасс, производится на праве ограниченного пользования чужим земельным участком (сервитута). Порядок установления земельного сервитута определяется по соглашению между лицом, заинтересованным в его установлении, и собственником или иным пользователем земельного участка и подлежит регистрации в порядке, установленном для регистрации прав на недвижимое имущество (ст. 274—276 Гражданского кодекса РФ).
Земли К землям историко-культурного назначения
историко-культур-относятся участки земель, на которых нахо-ного назначениядятся объекты историко-культурного наследия народов Российской Федерации (памятники истории и культуры), в том числе объекты археологического наследия; достопримечательные места, в том числе места бытования исторических промыслов, производств и ремесел; военных и гражданских захоронений.
Порядок выделения и использования земель историко-культурного назначения определяется законодательством об историко-культурном наследии и ст. 99 Земельного кодекса РФ.
На землях историко-культурного назначения устанавливается режим, направленный на поддержание целостности и сохранности поставленных на государственную охрану достопримечательностей: отдельных памятников истории и культуры, историко-архитектурных ансамблей, мемориальных комплексов и их природного окружения и др.
Земли историко-культурного назначения используются строго в соответствии с назначением. Их изъятие и использование, несовместимое с целевым назначением, не допускается. У собственников и иных пользователей земельные участки, отнесенные к землям историко-культурного назначения, за исключением случаев, установленных законодательством, не изымаются, но ими должен соблюдаться установленный режим охраны.
Градостроительный кодекс относит земли историко-культурного наследия к территориям, на которых градостроительная деятельность подлежит особому регулированию. Статья 12 Кодекса устанавливает, что
осуществление градостроительной деятельности должно обеспечивать соблюдение требований сохранения объектов историко-культурного наследия: выделение охранных зон, зон регулируемой застройки и др.
В поселениях и на территориях, имеющих памятники истории и культуры, в том числе памятники археологии, устанавливаются границы зон охраны, в пределах которых запрещается градостроительная, хозяйственная и иная деятельность, причиняющая вред объектам историко-культурного наследия, окружающей природной среде или ухудшающая их состояние и нарушающая целостность и сохранность.
На отдельных землях историко-культурного назначения, в том числе землях объектов культурного наследия, подлежащих исследованию и консервации, может быть запрещена любая хозяйственная деятельность.
ОСОБО ЦЕННЫЕ ЗЕМЛИ
Земельный кодекс РФ особо ценными называет земли, в пределах которых имеются природные объекты и объекты культурного наследия, представляющие особую научную и историко-культурную ценность, относя к ним: типичные и редкие ландшафты, культурные ландшафты, сообщества растительных, животных организмов, редкие геологические образования, земельные участки, предназначенные для осуществления деятельности научно-исследовательских организаций. Эти земельные участки не относятся к какому-либо из рассмотренных видов особо охраняемых территорий, но имеют признаки и качества, ценность находящихся объектов природного и историко-культурного наследия, позволяющие относить их к особо ценным землям.
Земельный кодекс РФ устанавливает требования, направленные на предотвращение необратимого изменения состояния данных земель. На собственников и иных пользователей особо ценных земель возлагаются обязанности по их сохранению. Сведения об особо ценных землях указываются в документах государственного земельного кадастра, документах государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним и иных удостоверяющих права на землю документах.
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА ;
1. Федеральный закон «Об охране окружающей среды» // РГ. 2002.
12 янв.
2. Федеральный закон «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоро
вительных местностях и курортах» // СЗ РФ. 1995. № 9. Ст. 713.
3. Степаницкий В. Б. Постатейный комментарий к Федеральному закону
«Об особо охраняемых природных территориях». М., 2002.
4. Комментарий к Закону о разграничении государственной собственно
сти на землю / под ред. С. А. Боголюбова. М.: Юстицинформ, 2002.
5. Штилъмарк Ф. Р. Историография российских заповедников (1895—
1995). М., 1996.
Глава 15 ЗЕМЛИ ЛЕСНОГО ФОНДА
, § 1. ПОНЯТИЕ И РАЗВИТИЕ ЗЕМЕЛЬ ЛЕСНОГО ФОНДА
Земли лесного фонда предусматриваются в ст. 101 Земельного кодекса РФ. На землях лесного фонда располагаются леса, которые могут располагаться и на землях иных категорий.
Границы земель лесного фонда и границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с земельным, лесным и градостроительным законодательством РФ путем отграничения их от земель иных категорий в соответствии с материалами лесоустройства. Данные о них заносятся в государственный земельный кадастр, являющийся элементом организационно-правового механизма использования и охраны земель.
Развитие земель-Использование и охрана земель лесного
ных и лесных от-фонда, их правовой режим регулируются Зе-
ношениймельным кодексом РФ 2001 г. и Лесным ко-
дексом РФ 2006 г., заменившим Лесной кодекс 1997 г. В них предусматриваются разграничение земельных и лесных отношений и немало связанных с ними земельных и природоохранных требований.
Базируясь на конституционных нормах, Лесной кодекс РФ устанавливает правовые основы рационального использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, повышения их экологического и ресурсного потенциала. При этом регулирование лесных отношений осуществляется с учетом представлений о лесе как об экологической системе или как о природном ресурсе, о совокупности лесной растительности, земли, животного мира и других компонентов окружающей природной среды, имеющей важное экологическое, экономическое и социальное значение.
Понимание леса в единстве с землей сложилось не сразу и имеет длительную историю развития. До XVII в. лес рассматривался, в том числе в Уложении Алексея Михайловича 1649 г., прежде всего как способ бортничества, охоты, заграждения от набегов врагов. В XVIII в. при Петре I и Екатерине II лесу придается значение корабельного материала, строительства российского флота. В XIX и XX вв. учреждаются и функционируют государственные органы управления лесом, который становится средством извлечения прибыли. В 1913 г. лесная отрасль давала 2% государственного бюджета, из которых 1/3 шла на лесное хозяйство.
Лесным кодексом РСФСР 1923 г. устанавливались новые отношения в области лесопользования в связи с организацией социалистического земледелия. Экспорт лесной продукции Европейского Севера России стал давать значительные финансовые средства для развития,
индустриализации и обеспечения независимости, обороноспособности страны.
Плановое ведение лесного хозяйства, его централизация, наряду с крайностями и недостатками, позволили наладить надлежащую государственную охрану лесных ресурсов в системе органов управления земледелием, реализовать полезащитные, противоэрозионные и водоохранные свойства лесов, бороться с пожарами и вредителями земель и лесов, в значительной мере обеспечивать воспроизводство лесов, снабжать древесиной малолесные районы страны, занимающей одну шестую часть суши.
Основы лесного законодательства Союза ССР и союзных республик (1977г.) и принятый вслед Лесной кодекс РСФСР (1978г.) закрепили исключительную собственность государства на леса, земли лесного фонда и предоставление их только в пользование, «оторвали» регулирование лесных отношений от регулирования земельных, водных и горных отношений, что было изменено Основами лесного законодательства РФ 1993 г.
Регулирование охраны земель лесного фонда за рубежом |
Усиление государственных функций в области лесных отношений и некоторые ограничения частных форм владения лесами можно наблюдать в России уже в конце XIX в.: ле-соохранительный закон 1888г. и Лесной устав 1913 г. (входившие в Свод законов Российской империи) предусматривали вмешательство государства в права частного собственника, запрещение бесконтрольного использования леса, право государства на экспроприацию лесов у тех лесовладельцев, которые нарушают законодательство.
Хозяин леса, признанного защитным, оказывался под надзором государства, его права на лесные земли урезывались настолько, что лес переставал быть источником прибыли. Созданные лесоохрани-тельные комитеты включали представителей местных администраций, губернатора, определяли социальную значимость лесов с вытекающими отсюда последствиями для лесных земель.
Странам с развитой рыночной экономикой не чуждо осуществление государственного управления лесами, закрепление их земель за государством. В Европе не более половины лесных земель находится в частной собственности: доля общественных земель варьируется от 15 в Исландии до 99% в Турции. В Канаде общественные леса составляют 94, в США - - 39%. При этом размежевание собственности и управления следующее: в Канаде федерации принадлежит около 1/10, а провинциям — около 9/10 лесов, находящихся в собственности государства; в США на долю федеральных приходится 2/3 государственных лесов, а на долю штатов и местных общественных образований около 1/3 лесов.
Во многих странах идет приобретение государством, региональными властями земель частновладельческих лесов, могущих иметь природоохранные, заповедные функции. На характере управления и форм собственности сказываются исторические (время освоения, завоевания), социальные, политические факторы, тенденции к объявлению земель, иных важнейших природных ресурсов и всей окружающей
среды общенациональным благом, предметом публичного регулирования. .
Лесные участкиЛесным участком является земельный участок, границы которого определяются в соответствии с федеральным законодательством о государственном земельном кадастре и землеустройстве.
Лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности. Формы собственности на лесные участки в составе земель иных категорий определяются в соответствии с земельным законодательством.
Право постоянного (бессрочного) пользования лесными участками, право ограниченного пользования чужими лесными участками (сервитут), право аренды лесных участков, а также право безвозмездного срочного пользования лесными участками возникает и прекращается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены лесным, гражданским и земельным законодательством.
При размежевании земельных и лесных отношений важно понимать, что лесное законодательство регулирует лесные отношения, т. е. распространяется на леса, входящие и не входящие в лесной фонд, и на земли лесного фонда, в том числе не покрытые лесной растительностью.
Лесное и земельное законодательство регулирует отношения в области использования и охраны земель лесного фонда; гражданское и земельное законодательство РФ регулирует имущественные отношения, связанные с оборотом лесных участков и лесных насаждений, отношения по использованию различных видов лесной продукции.