Общие данные о договоре
После неудачной осады Доростола, в июле 971 года князем Святославом был заключён мирный договор с Византией. Была записана хартия между такими сторонами:
· Русь: От лица самого князя Святослава при присутствии княжеского воеводы Свенельда;
· Византия: От императоров Василия II и Константина VIII при участии императора Иоанна I Цимисхия[1].
О заключении соглашения между Византией и Русью, помимо летописных известий, говорится также в «Истории» Льва Диакона[2].
Содержание договора
Основной темой договора было согласие князя Святослава не воевать с Византией, Болгарией и Херсонской землёй. А также не способствовать каким-либо образом войне и не помогать другим в борьбе с Византией.
Церковная организация и юрисдикция в Киевской Руси. Рецепция византийского права.
Причины принятия христианства:
- язычество как система взглядов устарела
- новые общественные отношения требовали принятия такой религии, которая бы объединяла общество, укрепляла гос-во, освещала власть князя, могла бы объяснить новые соц. отношения.
Обязательно в основе должно лежать единобожие.
В 980 Владимир I первая реформа на основе язычества. Выделяются 6 главных Богово главе с Перуном, но не судьба…
Он выбирает из:
- западноевропейского Христианства
- Византийского Христианства
- Ислама
- Иудаизма
Но всё было предопределено предшествующими столетиями:
1) первый креститель – Андрей Первозванный
2) сведения о проникновении на Русь христ. Относятся к первому веку (киевский князь Аскольд принял христианство в Византии)
3) его принимали дружинники, купцы, жившие в Византии
4) сущ-ала церковь Святого Ильи
5) приняла Княгиня Ольга и т.д.
Соответствовало интересам властей:
1) христианство было подчинено в лице его служителей интересам гос-ва
2) церковь – мощный землевладелец.
3) Владимир хотел жениться на византийской принцессе Анне, сестре императора.
Особенности принятия христианства:
- Добровольный выбор веры (на совете князя с боярской верхушкой)
- быстро распространилось по Руси (100 лет)
- не прошло без насилия (но степень насилия была разная)
- христианство в византийском варианте ориентировало человека на духовное преображение, содержало идею коллективного спасения. Это способствовало появлению такого феномена как духовность, неизвестного западному христ. Миру
Церковные организации и юрисдикция складываются на Руси после принятия христианства в качестве гос. религии. Духовенство делилось на «чёрное» (монашеское) и «белое» (приходское). Организационными центрами стали приходы, епархии и монастыри. Церковь получила право на приобретение земель, населённых деревень, на осуществление суда по специально выделенной юрисдикции
В древней Руси с первых времен христианства были известныНомоканоны в славянском переводе. Одновременно были занесены и «Эклога» (под заглавием «Главизныпремудрых и верных царей Леона и Константина») и «Прохирон» (под названием «Градского закона»);вместе с Номоканоном они входили в состав «Кормчей книги». Были известны и другие византийскиезаконодательные сборники: «Закон судный» (X век), «Книги законные» (XII век), компиляции частных лиц.
Номокано́н (греч. Νομοκανών — закон-правило) — византийские сборники церковных правил и императорских указов, касающихся церкви, составленные в VI—VII веках и впоследствии дополненные. Древнейший из номоканонов приписывают Иоанну III Схоластику, константинопольскому патриарху VI в. Известен также сербскийномоканон Святого Саввы т. н. серб. Законоправило. Одна из редакций «Номоканона» была положена в основу древнерусской «Кормчей книги» (XIII в.) — основного источника церковного права в средневековой Руси.
Ко́рмчая книга, Ко́рмчая (церк.-слав. кормчий, ст.-слав. кръмьчии — рулевой), Пидалион (греч. Πηδάλιον, Πηδαλίων — кормовое весло, кормило, рукоять кормила или руль), или Номокано́н (греч. Νομοκανών от греч. νόμος - закон, устав + греч.κᾰνών - канон, правило) — сборники церковных и светских законов (см. также Византийское право), являвшихся руководством при управлении церковью и в церковном суде православных славянских стран; также служили для передачи различных древних текстов. Языки: старославянский, древнерусский.
История
Восходят к византийскому Номоканону, составленному в VI веке константинопольским патриархом Иоанном Схоластиком. Во второй половине XI века Номоканон был переведён для болгарской церкви и затем распространён на Руси.[1][2] С конца XIII века Номоканоны в русской переработке получили название "Кормчие книги", они дополнялись на Руси нормами светского права.
В 1274 году на церковном соборе во Владимире[3] (ряд исследователей считают, что это событие произошло в Киеве на год раньше[4]) митрополит Кирилл предложил в качестве руководства для управления церковью Кормчую книгу, переведённую около 1225 года в Сербии с греческого языка на церковнославянский.
В XIII веке появилась ещё одна разновидность Кормчей, где некоторые элементы болгарских и сербских Кормчих книг были сведены воедино. Эта так называемая Софийская, или Синодальная, редакция (получившая название по месту обнаружения в Софийском соборе Новгорода и хранившаяся затем в Синодальной библиотеке в Москве) дополнена была и русскими статьями: Русской правды, уставами князей Владимира и Ярослава, правилами Владимирский собора 1274 года и др. Синодальная Кормчая книга получила широкое распространение и дошла до нас в большом количестве списков.
В конце XV — начале XVI вв. Кормчие книги из-за значительного числа разночтений подверглись пересмотру. В 1650 году была издана в типографии так называемая Иосифовская Кормчая книга, основанная на Законоправиле Святого Саввы, в 1653 году — Никоновская (по имени патриархов Иосифа и Никона), в 1787 году — так называемая Екатерининская Кормчая книга. Последнее издание Кормчей книги — 1816 год.
С 1816 года вместо Кормчей в России издается Книга правил. Книга правил содержит в себе сборник единых поместных канонов (правил) Русской Православной Церкви и древних канонов, принятых на Вселенских Всеправославных Соборах.[5]
Некоторые Кормчие
· Древнеславянская кормчая XIV титулов
· Ефремовская Кормчая
· Сербская Кормчая
· Иловицкая Кормчая
· Синодальная Кормчая
· Расская Кормчая
· Дечанская Кормчая
· Пчинская Кормчая
· Морачская Кормчая
· Иосифовская Кормчая
· Никоновская Кормчая
· Екатерининская Кормчая