Расцвет киевской руси от владимира великого до ярослава мудрого
В 980 г. Владимир взошел на Киевский пристол и сосредоточил в своих руках неделимую власть. Он начал новую эпоху в истории Киевской Руси окончательно подчинив власти государственного центра сильные союзы племен дулебов и хорвтатов в 981 г., радимичей и вятичей с 981 по 984 гг. Однако власть племенных князей в их землях все еще оставалась очень сильной и они неохотно отдавали дань в пользу Киева; сами осуществляли судопроизводство, молились каждый своим языческим богам.
Владимир, ликвидировав племенные княжества, разделил государство на восемь округов, которые, делились на волости. В каждом из округов стояли наместники князя (его родственники или доверенные люди из числа дружинников). Они собирали дань, вершили суд и управляли от имени великого князя .Им, в свою очередь, подчинялись чиновники в волостях.
Так же важные изменения произошли и в военном деле: Владимир отказался от опоры на племенные военные формирования, взамен решив раздавать земельные уделы выходцам из других земель,часто отдаленных, с правом подавления недовольства местного населения, с условием нести обязательную военную службу и обеспечивать оборону государства.
При княжении Владимира Великого(980-1015гг) процесс территориального формирования Киевской Руси почти завершился, отделенность местной племенной верхушки было окончательно ликвидировано, что привело к началу подъема Руси как целостного государства и общества.
В годы княжения Владимира усилился «разбой» -протест населения, теряющего земли, из-за разделения земли между людьми приблеженным к правящей верхушке(феодалам). Для защиты феодалов князь ввел новый закон, под названием«Устав земляной». Устав предполагал смертную казнь за разбой, но позже ее заменили на конфискацию имущества разбойника в пользу государства. Непосредственную ответственность за сопротивление против установления феодальных порядков несла крестьянская община (вервь).
Смерть Владимира Великого (1015 г.) стала поводом к жестокой борьбе между его сыновьями за власть.
Княжение Ярослава Мудрого (1019-1054 гг) считают вершиной политического, экономического и культурного развития Киевской Руси. Ярослав расширял границы своих владений. В течение 1030-1031 гг он вернул захваченные Польшей червенские земли (Забужье). В результате походов на север присоединил к Руси финские племена чудов овладел городом Юрьев над чудскими озером. А к 1036 году он окончательно разгромил печенежские орды.
Заботясь об укреплении южных границ Руси, Ярослав продолжал начатое Владимиром строительство на границах со степью огромных длинных защитных сооружений, названных «Змиевыми валами».Во внешней политике Ярослав предпочитал дипломатические методы налаживания связей с различными странами, подкрепляя их династическими браками. За что Ярослава называли «тестем Европы».
При княжении Владимира и Ярослава родоплеменная государство окончательно переросло в раннефеодальное, а его дружинная форма превратилась в монархическую. Постепенно, по мере того, как князья и знать захватывали земли общин, возникал класс феодалов-землевладельцев. Земля, как основное богатство и источник благосостояния, находилась в собственности феодалов во главе с князем, который удерживал бояр и дружину.
Первые упоминания о княжеском землевладении берут свое начало из летописей и датируются концом XI в. С XII в. вводятся большие индивидуальные земельные владения для бояр. Их возникновение предшествовало дальнейшему развитию феодальных отношений и привело к изменению структуры государства и характера власти.
Во времена княжения Ярослава Мудрого подошло к концу строительство Древнерусского государства, укрепились его границы, интенсивно строителись города и развивались ремесла, городских и сельских промыслов,развивались внутренняя и внешняя торговли, ощущался значительный подъем культурного развития. Все это усиливало славу и авторитет Киевской Руси в средневековом мире.
Крещение Киевской Руси
Самым главным достижением Владимира, без сомнения, является введение на необозримых землях Киевской Руси христианской веры как религии государственной.
Христианская вера уже в первых веках новой эры появилась на территории причерноморских степей и скоро дошла до Киева. Еще при князе Игоре была часть княжеской дружины христианского вероисповедания приняла присягу в церкви Святого Ильи в Киеве. До Владимира княжий престол уже занимали князья, принявшие христианство - его же брат Ярополк,княгиня Ольга и Аскольд.
В начале своего правления Владимир Великий пытался укрепить языческую веру. Был создан пантеон главных богов. В Киеве были установлены идолы языческих богов Перуна, Даждьбога, Стрибога, Симаргла, Хорса, Мокоши. Однако укрепить единство государства под княжеской властью с помощью язычества не удалось, потому что верховный бог не воспринимался людьми как обладатель других богов: дружинник больше уважал Перуна, кузнец - Сварога, купец - Велеса. Язычество тормозило общественно-политическое и культурное развитие.
«Повесть временных лет» рассказывает, что 986 г. в Киеве появились представители трех религий - ислама, иудаизма и христианства и каждый предложил Владимиру принять свою веру. Руководствуясь прежде всего политическими и экономическими интересами, Владимир выбрал христианство. Вся Европа в то время была уже христианская и проявляла пренебрежение к язычеству. Чтобы войти в круг европейских народов, необходимо было признать христианство.Решение Владимира принять христианскую веру летопись связывает с его женитьбой на византийской принцессе Анне.
988 г. князь с войском осаждал Корсунь (Херсонес) и потребовал от императора Василия II, чтобы тот отдал ему в жены свою сестру Анну. Положение для императора было безвыходным, и он согласился при условии, что Владимир примет христианство. Так Владимир был крещен в Корсуне. Вернувшись в Киев, он приказал уничтожить языческих идолов. Статую Перуна привязали к конскому хвосту, стащили с горы и бросили в реку. Затем Владимир начал обращение киевлян в христианство. Священники, которые пришли из Царьграда и Корсуня, крестили жителей Киева в притоке Днепра - реке Почайной. Дата крещения киевлян остается противоречивой. Но традиционно датой принятия христианства на Руси считается 988 год.
Христианизация Руси оказало огромное влияние на экономическую, социально-политическую и культурную жизнь страны.Крестившись 988, Владимир энергично взялся распространять новую религию, приказал строить церкви. В Киеве на прежнем Перуновом холме в 988 г. была построена церковь Святого Василия, а в течение 989-996 гг было построено монументальное каменную церковь Богородицы, на содержание которой князь назначил десятую часть доходов со своих земель, из-за чего церковь получила название Десятинной.
Киев стал столицей первой митрополии. Каменная архитектура, иконопись, фресковая живопись, церковное хоровое пение возникли на Руси благодаря христианству. Через посредство Византии Русь приобщилась к традициям античного мира.