Об утверждении Государственной программы развития образования Республики Казахстан на 2011 - 2020 годы
Указ Президента Республики Казахстан от 7 декабря 2010 года № 1118
"Казахстанская правда" от 14.12.2010 г., № 338 (26399); "Егемен Қазақстан" 2010 жылғы 14 желтоқсандағы № 529-532 (26375)
В целях реализации Указа Президента Республики Казахстан от 1 февраля 2010 года № 922 "О Стратегическом плане развития Республики Казахстан до 2020 года" ПОСТАНОВЛЯЮ:
1. Утвердить прилагаемую Государственную программу развития образования Республики Казахстан на 2011 - 2020 годы (далее - Программа).
2. Правительству Республики Казахстан:
1) в месячный срок разработать и утвердить по согласованию с Администрацией Президента Республики Казахстан План мероприятий по реализации Программы;
2) по итогам полугодия представлять в Администрацию Президента Республики Казахстан информацию о ходе исполнения Программы до 15 сентября и 15 марта.
3. Центральным и местным исполнительным органам, а также государственным органам, непосредственно подчиненным и подотчетным Президенту Республики Казахстан, принять меры по реализации Программы.
4. Признать утратившим силу Указ Президента Республики Казахстан от 1 июля 2008 года № 626 "О Государственной программе развития технического и профессионального образования в Республике Казахстан на 2008 - 2012 годы" (САПП Республики Казахстан, 2008 г., № 32, ст. 333).
5. Контроль за исполнением настоящего Указа возложить на Администрацию Президента Республики Казахстан.
6. Настоящий Указ вводится в действие с 1 января 2011 года.
Президент
Республики КазахстанН. Назарбаев
УТВЕРЖДЕНА
Указом Президента
Республики Казахстан
от 7 декабря 2010 года № 1118
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА развития образования Республики Казахстан
на 2011 - 2020 годы
Паспорт Программы
Наименование Государственная программа развития
Программы образования Республики Казахстан на
2011 - 2020 годы
Основание для Указ Президента Республики Казахстан от 1
разработки февраля 2010 г. № 922 "О Стратегическом
плане развития Республики Казахстан до 2020
года";
Указ Президента Республики Казахстан от 19
марта 2010 г. № 957 "Об утверждении Перечня
государственных программ"
Разработчик Министерство образования и науки Республики
Программы Казахстан
Цель Повышение конкурентоспособности образования,
развитие человеческого капитала путем
обеспечения доступности качественного
образования для устойчивого роста экономики
Программные цели совершенствование системы финансирования,
ориентированной на обеспечение равного
доступа к образовательным услугам;
повышение престижа профессии педагога;
формирование государственно-общественной
системы управления образованием;
обеспечение равного доступа всех участников
образовательного процесса к лучшим
образовательным ресурсам и технологиям;
обеспечение полного охвата детей
качественным дошкольным воспитанием и
обучением, равного доступа детей к различным
программам дошкольного воспитания и обучения
для их подготовки к школе;
формирование в общеобразовательных школах
интеллектуального, физически и духовно
развитого гражданина Республики Казахстан,
удовлетворение его потребности в получении
образования, обеспечивающего успех в быстро
меняющемся мире, развитие
конкурентоспособного человеческого капитала
для экономического благополучия страны.
Переход на 12-летнюю модель обучения;
модернизация системы технического и
профессионального образования (далее - ТиПО)
в соответствии с запросами общества и
индустриально-инновационного развития
экономики, интеграция в мировое
образовательное пространство;
достижение высокого уровня качества высшего
образования, удовлетворяющего потребности
рынка труда, задач
индустриально-инновационного развития
страны, личности и соответствующего лучшим
мировым практикам в области образования;
обеспечение функционирования системы
обучения в течение всей жизни;
формирование у молодежи активной гражданской
позиции, социальной ответственности, чувства
патриотизма, высоких нравственных и
лидерских качеств
Задачи разработка новых механизмов финансирования
образования, направленных на повышение
доступности качественного образования;
обеспечение системы образования
высококвалифицированными кадрами;
усиление государственной поддержки и
стимулирование труда педагогических
работников;
совершенствование менеджмента в образовании,
в том числе внедрение принципов
корпоративного управления, формирование
системы государственно-частного партнерства
в образовании (далее - ГЧП);
совершенствование системы мониторинга
развития образования, в том числе создание
национальной образовательной статистики с
учетом международных требований;
создание условий для внедрения автоматизации
учебного процесса;
увеличение сети дошкольных организаций;
обновление содержания дошкольного воспитания
и обучения;
обеспечение кадрами организаций дошкольного
воспитания и обучения;
осуществление перехода на 12-летнюю модель
обучения с обновлением содержания
образования;
решение проблемы малокомплектных школ (далее
- МКШ);
совершенствование системы инклюзивного
образования в школе;
обновление структуры содержания ТиПО с
учетом запросов индустриально-инновационного
развития экономики;
развитие инфраструктуры подготовки кадров
для отраслей экономики;
повышение престижа обучения в ТиПО;
обеспечение кадрами с высшим и
послевузовским образованием,
соответствующими потребностям
индустриально-инновационного развития
страны;
обеспечение интеграции в европейскую зону
высшего образования;
обеспечение интеграции образования, науки и
производства, создание условий для
коммерциализации продуктов интеллектуальной
собственности и технологий. Подготовка
высококвалифицированных научных и
научно-педагогических кадров;
создание условий для обучения в течение всей
жизни, образования для всех;
реализация комплекса мер по патриотическому
воспитанию и формированию гражданской
активности, социальной ответственности и
механизма раскрытия потенциала молодежи
Сроки 2011 - 2020 годы
реализации Программа будет реализована в два этапа:
(этапы) первый этап: 2011 - 2015 годы
второй этап: 2016 - 2020 годы
Целевые во всех организациях образования, кроме МКШ,
индикаторы внедрен механизм подушевого финансирования;
доля высококвалифицированных педагогических
работников, имеющих высшую и первую
категории, от общего количества педагогов -
52 %;
в 60 % организаций образования созданы
попечительские советы;
100 % руководителей организаций образования
прошли повышение квалификации и
переподготовку в области менеджмента;
в 90 % организаций среднего образования
используется система электронного обучения;
100 % детей в возрасте с 3 до 6 лет
обеспечены дошкольным воспитанием и
обучением;
осуществлен полный переход на 12-летнюю
модель обучения;
количество школ в рамках проекта "Назарбаев
Интеллектуальные школы" во всех регионах
Казахстана - 20;
доля учащихся, успешно освоивших
образовательные учебные программы по
естественно-математическим дисциплинам, -
70 %;
результаты учащихся казахстанских
общеобразовательных школ в международных
сравнительных исследованиях: международная
программа по оценке образовательных
достижений учащихся (PISA) - 40-45 место,
оценка математической и естественнонаучной
грамотности учащихся 4 и 8-х классов (TIMSS)
- 10-12 место, международное исследование
"Изучение качества чтения и понимание
текста" (PIRLS) - 10-15 место;
доля школ, создавших условия для
инклюзивного образования, от их общего
количества - 70 %;
доля выпускников ТиПО, прошедших независимую
оценку квалификации в сообществе
работодателей с первого раза, от общего
числа принявших участие - 80 %;
доля занятых и трудоустроенных выпускников
учебных заведений ТиПО в первый год после
окончания обучения, обучившихся по
государственному заказу (далее - госзаказ) -
80 %;
доля колледжей, прошедших процедуру
национальной институциональной аккредитации
- 30 %;
доля выпускников вузов, прошедших
независимую оценку квалификации в сообществе
работодателей с первого раза, от общего
количества принявших участие - 80 %;
80 % выпускников вузов, обучившихся по
госзаказу, трудоустроены по специальности в
первый год после окончания вуза;
количество вузов Казахстана, отмеченных в
рейтинге лучших мировых университетов - 2;
доля вузов, прошедших независимую
национальную институциональную аккредитацию
по международным стандартам, - 65 %;
доля вузов, прошедших независимую
национальную специализированную аккредитацию
по международным стандартам, - 30 %;
доля вузов, осуществляющих инновационную
деятельность путем интеграции образования и
науки на основе внедрения результатов
отечественных научных исследований в
производство, - 5 %;
доля профессорско-преподавательского состава
и научных работников, имеющих публикации в
научных журналах с импакт-фактором в течение
последних 5 лет - 5 %;
внедрены различные формы и типы образования
для всех возрастов;
55 % молодежи будет принимать активное
участие в реализации мероприятий в сфере
молодежной политики и патриотического
воспитания от общей численности молодежи
Источники Объем финансирования первого этапа Программы
и объемы из республиканского бюджета составляет 461,1
финансирования млрд. тенге. Финансирование из местного
бюджета будет осуществляться в пределах
средств, выделяемых ежегодно из
соответствующих местных бюджетов на развитие
системы образования.
Введение
Образование признано одним из важнейших приоритетов долгосрочной Стратегии "Казахстан - 2030". Общей целью образовательных реформ в Казахстане является адаптация системы образования к новой социально-экономической среде. Президентом Казахстана была также поставлена задача о вхождении республики в число 50-ти наиболее конкурентоспособных стран мира. Совершенствование системы образования играет важную роль в достижении этой цели. Международный опыт подтверждает, что инвестиции в человеческий капитал, и, в частности, в образование, начиная с раннего детства до зрелого возраста, способствуют существенным отдачам для экономики и общества.
Инвестиции в человеческий капитал крайне необходимы для создания технически прогрессивной, производительной рабочей силы, которая может адаптироваться в быстро изменяющемся мире. Успешными экономиками будущего будут те, которые инвестируют в образование, навыки и способности населения. Образование необходимо понимать как экономические инвестиции, а не просто как затраты на социальные нужды.
Существует множество доказательств, связывающих образование и экономический рост:
обзор международных исследований в макро- и микроэкономике свидетельствует о том, что существует тесная связь между образованием, доходом и производительностью. При этом, отмечается большая отдача при инвестициях на более раннем этапе обучения;
исследования подтверждают важное значение инвестиций в развитие образования.
Помимо экономических выгод образование создает другие социальные выгоды, способствует формированию социального капитала - общества с большой долей гражданского участия, высокой социальной сплоченностью и интеграцией, низким уровнем преступности. С самого раннего возраста образование играет важную роль в формировании социальных, эмоциональных, и других жизненно необходимых навыков. В этом заключаются убедительные аргументы в пользу дальнейшего развития всего спектра образовательных услуг. Казахстану необходима кардинальная модернизация образования: значительное и устойчивое увеличение инвестиций в образование, улучшение его качества.
Поэтому предлагается новое национальное видение: к 2020 году Казахстан - образованная страна, умная экономика и высококвалифицированная рабочая сила. Развитие образования должно стать платформой, на которую будет опираться будущее экономическое, политическое и социально-культурное процветание страны.
Организационной основой реализации государственной политики Республики Казахстан в сфере образования должна стать Государственная программа развития образования Республики Казахстан на 2011 - 2020 годы (далее - Программа), обеспечивающая продолжение модернизации казахстанского образования.
Программа как организационная основа государственной политики в сфере образования представляет собой комплекс взаимоувязанных по ресурсам и срокам мероприятий, охватывающих изменения в структуре, содержании и технологиях образования и воспитания, системе управления, организационно-правовых формах субъектов образовательной деятельности и финансово-экономических механизмах.