Понятие типа государства и права и его исторические разновидности
Ознакомившись с критериями типологии государств и правовых систем, необходимо определиться также с понятием самого типа государства и права.
В научной и учебной литературе он трактуется далеко не однозначно. Однако общим для большинства трактовок типа государства и права, особенно в тех случаях, когда используется формационный критерий, является:
Во-первых, тип — это не какое-либо отдельно существующее государство и право, а научная категория, некий собирательный образ реально существующих на данном историческом отрезке времени государств и правовых систем;
Во-вторых, эта категория создаетсяне умозрительно, а складывается из совокупности наиболее важных, общих для всех этих государств и правовых систем признаков и черт;
В-третьих, за основу в процессе определения типа государства и права берутся не формально-юридические, а прежде всего сущностные и содержательные их признаки и черты.
Исходя из сказанного, в качестве рабочего определения типа государства, а вместе с ним и права можно взять дефиницию, в соответствии с которой исторический тип рассматривается как совокупность основных, важнейших черт, свойственных государствам и правовым системам определенной общественно-экономической формации, ВЫРАЖАЮЩИХ их социально-классовую сущность, содержание и их социально-классовое назначение.
Понятие типа государства и права не остаются неизменнными они постоянно развиваются и совершенствуются.
Поэтому оперируя понятием типа государства и права, мы исходим из того, что это не окончательная сформировавшаяся категория.
Определившись с понятием типа государства и права, попытаемся ответить на вопрос — что же главное в каждом (рабовладельческом, феодальном, капиталистическом и социалистическом) типе государства и правовой системы?
Что их отличает друг от друга и что их выделяет среди других государств и правовых систем?
(1) Рабовладельческое государство и право
Рабовладельческий тип государства - исторически первая государственно-классовая организация общества, возникшая в результате разложения первобытнообщинного строя.
Экономическую основу рабовладельческого государства составляла частная собственность рабовладельцев на средства производства и рабов.
Раб являлся вещью, «говорящим орудием» и рассматривался не иначе как производитель материальных и иных благ.
По своей сущности рабовладельческое государство - это организация политической власти экономически господствующего класса рабовладельцев.
Поэтому государство использовало все находящиеся в его распоряжении средства для обеспечения устойчивости и защиты данного социально-экономического и политического строя, поддержания господства рабовладельцев над рабами.
Решая данные задачи, рабовладельческое государство осуществляло ряд свойственных ему внутренних и внешних функций. Каждая функция представляла собой одно из основных направлений деятельности государства.
Функция создания и поддержания наиболее оптимальных условий для эксплуатации рабов и разоренных представителей свободных сословий являлась определяющей. В ней наиболее наглядно проявляются эксплуататорский характер рабовладельческого государства и его отношение к экономическим интересам господствующего класса.
Среди внутренних функцийрабовладельческого государства важными были функции
- охраны рабовладельческой частной собственности,
- подавления сопротивления рабов и других угнетенных масс.
Наряду с внутренними рабовладельческое государство выполняло ряд внешних функций. К их числу относились:
- оборона страны от внешних противников,
- завоевание и порабощение других народов и государств,
- управление захваченными территориями,
- установление и поддержание с другими государствами дипломатических, торговых и иного рода мирных отношений.
Функции государства осуществлялись с помощью специально созданных для этого органов, составляющих его аппарат или механизм. Составными частями механизма рабовладельческого государства являлись армия и флот, полиция, судебные органы, органы государственной власти, административно-управленческий аппарат.
Большую роль в механизме многих рабовладельческих государств (Вавилон, Египет, Рим) играли жрецы. Неприкосновенность их личности, имущества, святость сохраняемых ими религиозных обычаев и ритуалов зачастую закреплялись в законах и строго охранялись государством.
Формой организации рабовладельческой власти были МОНАРХИИ и РЕСПУБЛИКИ. Так, в государствах Древнего Востока в течение тысячелетий сохранялась самая грубая форма правления - восточный деспотизм, где вся полнота государственной и духовной власти сосредоточивалась в руках монарха (фараона, царя).
Рабовладельческая республиканская ФОРМА ПРАВЛЕНИЯ была двух видов:
- демократическаяреспублика (Афины), где в выборах высших органов государства участвовало все свободное население, и
- аристократическая республика (Спарта и др.). Здесь в выборах высших органов государственной власти принимали участие представители крупной военно-земельной аристократии.