В зависимости от характера действий субъектов выделяют четыре формы реализации права:
- соблюдение (с ее помощью осуществляются запреты, от нарушения которых лицо должно воздерживаться);
- исполнение (связано с выполнением активных обязанностей, строго определенных в законе действий в интересах управомоченной стороны);
- использование (выражается в осуществлении субъективных прав, посредством чего лицо удовлетворяет свой собственный интерес и тем самым достигает определенного блага, ценности);
- применение (это властная деятельность компетентных органов по разрешению конкретного юридического дела, в результате чего выносится соответствующий индивидуальный акт).
Применение - особая форма реализации права, характеризующаяся следующими признаками:
1) применяют право только уполномоченные на то компетентные субъекты (государственные, муниципальные органы и т.п.);
2) носит властный характер;
3) имеет ряд стадий (установление фактической и юридической основы дела, принятие решения);
4) осуществляется в процессуальной форме (в целях усиления гарантий законного и справедливого разрешения дела данная деятельность жестко регламентирована нормами права);
5) связано с применением соответствующего индивидуального, властного (правоприменительного) акта.
Правоприменение необходимо тогда, когда субъекты не могут сами без помощи властных органов реализовать свои права и обязанности, когда возникает потребность в государственном принуждении, когда имеется спор по поводу юридического факта и т.п.
Отечественная юриспруденция советского периода традиционно отмечала два метода реализации права -метод убеждения и метод принуждения. Это идет от известного высказывания Ленина: «Прежде всего мы должны убедить, а потом принудить».
История общества и права знаетдва классических способа побуждениясубъектов к реализации государственных велений -обещание награды и угроза применения мер принуждения.
54.Система законодательства.Современный российский опыт.
С-ма законодательства-совокупность НПА и иных источников права в кот. закрепляются нормы права. СЗ яв-ся своеобразным банком,где сосредоточены нормы права м/у элементами систем действуют тесные связи.
СЗ имеет ряд особенностей:1. Имеет вертикальное строение; 2.имеет горизонтальное строение по отраслям законодательства (более 40); 3.законодательство РФ вх. законодательство субъектов РФ; 4.Зны в РФ имеют однотипную внутрению структуру; 5.некоторые закон советского периода не утратившей юридической силы являются элементами с-мы законодательства РФ; 6.Законы проходят три инстанции в ходе процедуры законотворчесва Система права и система законодательства — тесно взаимосвязанные, но самостоятельные категории, представляющие два аспекта одной и той же сущности — права. Они соотносятся между собой как содержание и форма. Система права как его содержание — это внутренняя структура права, соответствующая характеру регулируемых им общественных отношений.
Система законодательства — внешняя форма права, выражающая строение его источников, т.е. систему нормативно-правовых актов.
Система законодательства — это не просто совокупность таких актов, а их дифференцированная система, основанная на принципах субординации и скоординированное ее структурных компонентов. Взаимосвязь между ними обеспечивается за счет различных факторов, главным из которых является предмет регулирования и интерес законодателя в рациональном, комплексном построении источников права.
Система права и система законодательства не тождественны. Между ними имеются существенные различия, которые позволяют говорить об их относительной самостоятельности.
1. первичным элементом системы права является норма, а первичным элементом системы законодательства выступает нормативно-правовой акт.
2.система законодательства по объему представленного в нем материала шире системы права, так как включает в свое содержание положения, которые в собственном смысле не могут быть отнесены к праву (различные программные положения, указания на цели и мотивы издания актов и т.п.).
3. в основе деления права на отрасли и институты лежит предмет и метод правового регулирования. Поэтому нормы отрасли права отличаются высокой степенью однородности. Отрасли же законодательства, регулируя определенные сферы государственной жизни, выделяются только по предмету регулирования и не имеют единого метода. Кроме того, предмет отрасли законодательства включает в себя весьма различные отношения, в связи с чем, и отрасль законодательства не является столь однородной, как отрасль права.
4. внутренняя структура системы права не совпадает с внутренней структурой системы законодательства. Вертикальная структура системы законодательства строится в соответствии с юридической силой нормативно-правовых актов, компетенцией издающего их органа в системе субъектов нормотворчества. В этом плане система законодательства непосредственно отражает национально-государственное устройство Российской Федерации, в соответствии с которым ведется федеральное и республиканское законодательство.
5. если система права носит объективный характер, то система законодательства в большей степени подвержена субъективному фактору и зависит во многом от воли законодателя. Объективность системы права объясняется тем, что она обусловлена различными видами и сторонами общественных отношений. Субъективность законодательства относительна, ибо она тоже в известных пределах детерминирована определенными объективными социально-экономическими процессами.
Необходимость проведения различия между системой права и системой законодательства вызывается, помимо прочего, потребностями систематизации законодательства, т.е. деятельностью государственных органов, направленной на упорядочение законодательства, приведение его в стройную, логичную систему.
Своеобразием отличаются системы законодательства в федеративных государствах. Примером здесь может служить законодательство России, в состав которого входят как общефедеральное законодательство, так и законодательные подсистемы субъектов Федерации.