Белое движение и «третий путь в гражданской войне»
Чтобы лучше понять и усвоить политику лагеря так называемой «демократической контрреволюции», вспомните концептуальные позиции эсеров и меньшевиков, суть имевшихся у них разногласий с большевиками между Февралем и Октябрем 1917 года. Их логичным итогом стал отказ правых эсеров и меньшевистских деятелей на II съезде Советов принять предложение левого меньшевика Льва Мартова (Ю.О. Цедербаум) об образовании делегации для создания единого демократического органа власти из представителей всех социалистических партий и групп. (Предложение, кстати сказать, принятое большевистской фракцией съезда). А затем и уход их из зала заседаний...
Покинул зал и сам Лев Мартов
Именно отсюда, а вовсе не с разгона Учредительного собрания, следует, видимо, вести реальный отсчет оформления лагеря «учредиловской демократии» как самостоятельной силы гражданской войны.
Однако в учебной литературе деятельности данного лагеря, его роли во внутреннем конфликте, проводимой им политике «третьего пути», ее последствиям и влиянию на ситуацию в стране до сих пор не уделяется должного внимания.
Роль основных центров борьбы против Советской власти правые эсеры отводили Поволжью и Сибири, где у них имелись достаточно прочные позиции. Именно здесь, в связи с мятежом чехословацкого корпуса, а также в ряде других регионов (Закаспийская область, Туркестан и др.) непосредственно ими, либо при их активном участии, были установлены режимы так называемой «учредиловской демократии».
Политика этих режимов строилась на теории В.М. Чернова об определяющем значении в гражданской войне «третьей силы», роль которой отводилась именно эсеровской партии. Задача заключалась в предотвращении как «левых» (большевистских), так и «правых» (монархистских) крайностей (как было определено: левого и правого «большевизма»). Для ее решения намечалось сплотить вокруг ПСР все «демократические силы» страны на основах общественного и политического консенсуса.
Отсюда политика «эсеровских режимов» и получила образное название «третьего пути».
Наиболее классическим ее выражением являлась, пожалуй, деятельность образованного усилиями эсеров в Самаре крупнейшего из учредиловских правительств – Комитета членов Всероссийского Учредительного собрания (Комуч).
Именно его пример и возьмем за основу рассмотрения вопроса.
Регион Поволжья был признан эсеровским руководство в качестве наиболее удачного для начала реализации «третьего пути» в гражданской войне по ряду соображений:
1значительная удаленность от центра сосредоточения большевистских сил;
2наличие большого количества эвакуированного с фронта вооружения;
3река Волга являлась естественным барьером, позволявшим достаточно безопасно осуществить формирование и развертывание сил;
4ысокая степень популярности эсеров среди местного населения (особенно крестьянства);
проявляющееся все более в регионе недовольство в среде городского и сельского населения большевистским режимом (ряд стихийных восстаний);
сосредоточение большой массы враждебного большевикам офицерства;
предполагаемое возрождение конфликта с Германией и оккупация германскими силами центральной части России с превращением тем самым Поволжья в естественную операционную базу восстановленного Восточного фронта мировой войны.
Укрепившись на Волге, захватив ряд городов, намечалось создать армию, получить поддержку со стороны союзников из стран Антанты и осуществить в итоге свержение большевистской власти, заменив ее «демократическим режимом Учредительного собрания» согласно решениям VIII Совета ПСР [1].
Центром деятельности избрали Самару.
Однако попытки реализации намеченной задачи первоначально не отличались особым успехом, демонстрируя ряд явных просчетов в оценке ситуации со стороны эсеровского руководства.
Коренной перелом принесло лишь начавшееся восстание чехословацкого корпуса.
Еще до его начала в Самаре организовался подпольный эсеровский Комитет членов Всероссийского Учредительного собрания из пяти человек: И.М. Брушвит, П.Д. Климушкин, Б.К. Фортунатов, В.К. Вольский (председатель) и И.П. Нестеров. Были налажены контакты с действовавшей в городе офицерской антибольшевистской организацией Н.А. Галкина.
С восстанием чехословаков деятели Комитета воспрянули духом... «Все у нас ожило и закипело», – вспоминал П.Д. Климушкин [2].
За трое суток до падения Советской власти в Самаре были сформированы в подполье административный и военный аппарат, распределены ответственные посты, намечены помещения для размещения учреждений «власти Учредительного собрания». Одновременно началась активная диверсионная деятельность, направленная на поддержку наступления чехословацких сил на город.
8 июня 1918 года (день вступления в Самару чехословацких отрядов) Комуч легализовал свою деятельность и объявил приказом №1:
«Гражданская и военная власть в городе и губернии, впредь до образования учреждений Правительством Общероссийским, переходит к комитету, состоящему из членов Учредительного собрания, избранных от Самарской губернии на основании всеобщего избирательного права, и представителей от местных самоуправлений. Все органы, организации и лица обязаны ему подчиняться беспрекословно» [3].
Помимо Самарской, под власть Комуча попали территории части Саратовской, Симбирской, Казанской, Уфимской губерний. Влияние Комитета распространилось также на Оренбуржье (где его уполномоченным был утвержден введенный в состав Комуча атаман А.И. Дутов) и Урал.
Комитет членов Всероссийского Учредительного собрания быстро пополнялся все новыми членами, и достиг в своем списочном составе к 3 сентября 1918 года численности в 71 человек [4].
Поволжье было представлено в нем примерно половиной своих депутатов Учредительного собрания от Казанской, Самарской и Симбирской губерний. Имелись представители Рязанской, Уфимской, Тульской, Петроградской, Тобольской, Воронежской, Минской губерний и ряда иных регионов. По политическому составу в нем были представлены члены мусульманской социалистической партии, башкирских федералистов и иных правосоциалистических течений и групп. Но абсолютно преобладающий контингент составляли именно правые социалисты-революционеры.
В Самару перебрался и основной состав ЦК эсеровской партии (11 из 20 его членов).
По мере расширения территориального влияния и увеличения численного состава за счет вхождения в Комитет все новых членов Учредительного собрания Комуч стал рассматривать себя в качестве временной всероссийской власти.
Непосредственная деятельность Комитета членов Всероссийского Учредительного собрания продолжалась с 8 июня до конца сентября 1918 года, когда на состоявшемся в Уфе так называемом государственном совещании было создано Всероссийское временное правительство – Уфимская директория.
29 сентября Комуч организовал ликвидационную комиссию. Но она не успела даже толком развернуть работу. Вечером 7 октября в Самару вступили части Красной Армии.
Переход к НЭПу
Новая экономическая политика (1921-1928)
Предпосылки перехода к нэпу
Экономические. Потребность в изменении внутриполитического курса
Советского государства после окончания гражданской войны была вызвана
кризисом, который приобрел тотальный характер, затронув область
экономических, политических и социальных отношений. Политика военного
коммунизма придала развитию экономики односторонний характер и стала5
тормозом расширенного воспроизводства; требовалось восстановление
разрушенного войной хозяйства. К 1921 г. промышленное производство
России сократилось в 7 раз, продукция сельского хозяйства в 1920 г.
составила две трети довоенного уровня. Государственная политика
распределения не выполнила задачу обеспечения городского населения
продовольствием.
Социально-политические. Экономические проблемы переплетались с
важнейшими вопросами политики, такими, как отношение крестьянства к
Советской власти. Нежелание терпеть продразверстку привело к созданию
повстанческих очагов в Среднем Поволжье, на Дону, Кубани. В Туркестане
активизировались басмачи. В феврале-марте 1921 г. западносибирские
повстанцы создали вооруженные формирования в несколько тысяч человек. 1
марта 1921 г. вспыхнул мятеж в Кронштадте, в ходе которого выдвигались
политические лозунги (Власть Советам, а не партиям!, Советы без
коммунистов!). В Петрограде и Москве прошли забастовки и демонстрации
рабочих. С критикой чрезвычайных мер в экономике выступали
представители партий умеренных социалистов. В результате советский
режим столкнулся с серьезным внутриполитическим кризисом. Создавалась
реальная угроза власти большевиков. В условиях отсутствия мировой
революции только соглашение с крестьянством могло спасти положение.
Вопрос об изменении экономического курса - замене продразверстки
натуральным налогом - оказался в центре партийных дискуссий.
Сущность и основные элементы нэпа
Новая экономическая политика (1921-1928 гг.) - это социально-
экономическая политика рыночного типа, принятая в послевоенный период и
имевшая своей целью укрепление союза рабочего класса и крестьянства как
основы политической власти большевиков. Начало этой политике положило
решение о замене продразверстки натуральным налогом, принятое на Х
съезде РКП(б) в марте 1921 г. Первоначально нэп рассматривался как
временное отступление, вызванное неблагоприятным соотношением сил. В
разряд отступлений включался возврат к госкапитализму (в ряде отраслей
экономики) и осуществление связи между промышленностью и сельским
хозяйством на основе торговли и денежного обращения. Затем нэп
оценивался уже как один из возможных путей к социализму - не прямой,
через борьбу, а опосредованный - через сосуществование социалистического
и несоциалистического укладов и постепенное - при опоре на командные
высоты в политике, экономике, идеологии - вытеснение несоциалистических
хозяйственных форм. Это означало, что все крестьянство (а не только его
беднейшая часть) становилось полноправным участником социалистического
строительства. Наличие капиталистических отношений в деревне не
считалось главной угрозой социалистическим целям партийно-
государственной власти.
Нэп в торговле и промышленности означал: 1) восстановление
товарно-денежных отношений; 2) налаживание товарообмена между городом
и деревней; 3) частичная денационализация промышленности, развитие6
мелкого и кустарного производства; 4) введение хозрасчета и создание
хозрасчетных объединений - трестов и синдикатов; 5) отказ от трудовых
мобилизаций и уравнительной оплаты труда; 6) создание
госкапиталистических предприятий - в форме концессий, смешанных
обществ, аренды. Для оптовых сделок к 1923 г. было открыто 54 биржи.
Финансовая политика в годы нэпа характеризовалась известной
децентрализацией кредитной системы (выделялись коммерческие кредиты).
В этот период действовал Государственный банк, Торгово-промышленный
банк, Российский коммерческий банк, Банк потребительской кооперации,
сеть кооперативных и местных коммунальных банков. В 1924 г. был создан
Центральный сельскохозяйственный банк, который за 3 года выделил
сельской кооперации кредитов на сумму 400 млн. рублей. Была введена
система прямых и косвенных налогов (промысловый, подоходный, акцизы на
товары массового потребления, местные налоги). Проведение денежной
реформы в 1922-24 гг. стабилизировало финансовое положение. В
обращение была выпущена устойчивая (конвертируемая) валюта - червонец,
который приравнивался к 10 дореволюционным золотым рублям.
Нэп в сельском хозяйстве: На Х съезде РКП(б) (март 1921 г.)
принимается решение о замене продразверстки продовольственным налогом
- твердым, процентным отчислением от урожая. Налог был вдвое меньше
разверстки и объявлялся заранее (накануне посевной) и не мог быть увеличен
в течение года. Все излишки, остававшиеся у крестьян, они могли вывозить
на рынок. Однако право на свободную торговлю хлебом крестьянство
получило лишь в августе-сентябре 1921 г. (до этого действовал товарообмен
между городом и деревней). В годы нэпа допускалась сдача земли в
долгосрочную аренду (до 12 лет), выделение крестьянина из общины для
организации хуторских и отрубных хозяйств (эта мера оказалась
своевременна, поскольку в результате аграрной реформы 1917-1920 гг.
практически все крестьяне вновь оказались в общине). Снимались
ограничения с применения наемного труда и создания кредитных
товариществ. Сокращалась общая сумма единого сельхозналога.
Развитие кооперации. В деревне происходило развитие различных
форм кооперации. В период нэпа кооперация становится самодеятельной
организацией, которую характеризовало добровольное членство, паевые
взносы, а также принципы материальной заинтересованности и хозрасчета.
Кооперативная собственность рассматривалась как форма социалистической
собственности. Сельскохозяйственная кооперация объединяла 6,5 млн.
крестьянских хозяйств, на которые приходилась заготовка половины видов
сырья, потреблявшегося государственной промышленностью, а также
продвижение в деревню сельхозмашин. Наблюдался рост
сельскохозяйственной кооперации: в 1920 г. различных видов объединений
насчитывалось 12.850 (из них производственных - 10.521); в 1925 - 54.813
(производственных -15.178). Производственная кооперация включала в себя
сельхозкомунны, артели, ТОЗы, совхозы - все главным образом бедняцко-7
середняцкие. Государственная и кооперативная торговля составляла в 1924 г.
- 47,3%; в 1927 г. - 65,4%.
Политическая система и нэп. Новый экономический курс требовал
соответствующего юридического обеспечения. В 1922 г. были приняты
кодекс законов о труде, земельный и гражданский кодексы, подготовлена
судебная реформа. Первые месяцы нэпа ознаменовались также
либерализацией общественно-культурной жизни страны, центром
возрождения которой становится Московский университет. Возобновилось
издание альманахов, дореволюционных журналов, открывались частные
издательства; создавались товарищества поэтов, художников, независимые
союзы писателей. Начался процесс реэмиграции, в результате которого в
Советскую Россию возвратилось более 120 тыс. беженцев. Вместе с тем 10
августа 1922 г. ВЦИК принял декрет Об административной высылке лиц,
признаваемых социально опасными, по которому комиссия при НКВД
получала право без суда высылать и заключать в лагеря принудительных
работ всех социально неблагонадежных элементов. Осенью 1922 г. была
выслана большая группа ученых, философов (всего около 160 человек).
Взаимоотношения РКП(б) с другими политическими партиями и
оппозицией. Наметившаяся либерализация не коснулась форм и методов
деятельности РКП(б) и ее взаимоотношений с другими политическими
партиями. В стране сохранялся жесткий политический режим и
идеологическая цензура. Советская власть использовала применение суровых
административных мер к лицам, признаваемым социально опасными. 8
декабря 1921 г. Политбюро ЦК РКП(б) приняло постановление, запрещавшая
меньшевистской партии заниматься политической деятельностью; самых
активных предлагалось высылать в административном порядке в
непролетарские центры, лишив их возможности занимать выборные
должности. Специальным комиссиям поручалось разработать вопрос об
отстранении меньшевиков и эсеров из органов профсоюза, Наркомтруда,
кооперативных и хозяйственных органов, что означало для РСДРП
политическую смерть. В 1922 г. состоялся судебный процесс против лидеров
партии эсеров, обвиненных в связях с Антантой, развязывании террора и
организации покушения на Ленина. Резолюция ХII Всероссийской
конференции РКП(б) (август 1922 г.) Об антисоветских партиях и течениях
объявила все некогда существовавшие в стране демократические партии
антисоветскими. В соответствии с этим ставилась задача в сравнительно
короткий срок окончательно ликвидировать партии эсеров и меньшевиков
как политические факторы.
Итоги и противоречия нэпа
Развитие промышленности и торговли. Новая экономическая
политика продемонстрировала значительные экономические результаты.
Развитие товарно-денежных отношений привело к восстановлению
всероссийского внутреннего рынка (воссоздаются крупные ярмарки -
Нижегородская, Бакинская, Ирбитская и др.). В промышленности прирост
продукции в первые годы нэпа осуществлялся высокими темпами. В 1921 г. 8
они составляли 42,1%; 1925 г.- 66,1%, 1926 г. -43,2%, 1927 г. -14,2 %.
Ограниченный трестовский хозрасчет позволял возрождать тяжелую
промышленность и транспорт. К концу 20-х годов советская экономика в
целом достигла довоенного уровня.
В области сельского хозяйства. Подъем промышленности, введение
твердой валюты стимулировали восстановление сельского хозяйства. В 20-е
гг. на селе преобладали середняцкие хозяйства (свыше 60%), кулаков
насчитывалось 3-4%, бедняков -22-26%, батраков-10-11%. К 1923 г. в
основном были восстановлены посевные площади. В 1925 г. валовой сбор
зерновых превысил на 20,7% уровень 1909-1913 гг. К 1927 г. был достигнут
довоенный уровень в животноводстве. Начал развиваться экспорт за границу
сельхозпродукции и сырья.
Социальное положение и уровень жизни народа. Определенные
экономические успехи способствовали некоторому улучшению
материального положения населения. Заметно повысилась реальная
заработная плата рабочих, составив к 1925-1926 гг. в среднем по
промышленности 93,7% довоенного уровня. Продолжительность рабочего
дня равнялась 7 часам при 6-дневной рабочей недели. Численность рабочего
класса по сравнению с 1920 г. (1,7 млн. чел.) увеличилась в 5 раз. К уровню
дореволюционной России приблизилось потребление пищевых продуктов.
Противоречия нэпа в политической области. Главным
противоречием нэпа здесь стала попытка на изменяющейся социально-
экономической основе сохранить неизменной сущность власти (диктатуру
пролетариата, однопартийность, курс на полную победу социализма в одной
стране). Сохранение недемократической избирательной системы (открытое
голосование, многоступенчатые выборы на съезды Советов, лишение
гражданских прав частников и торговцев-нэпманов) полностью
противоречило самой сути экономической реформы.
Экономические противоречия нэповской модели. Приоритет
промышленности над сельским хозяйством, неэквивалентный товарообмен
между городом и деревней составили еще одно противоречие нэповского
периода, которое перманентно грозило власти новыми конфликтами с
крестьянством. Первые проявления кризиса нэпа обнаружились уже в 1923-
24 гг. (кризис сбыта, товарный голод и т.д.). Они были связаны с
несовершенством новых форм хозяйствования и отсутствием твердых
правовых гарантий. Рост крупного товарного хозяйства в деревне
сдерживался налоговой политикой государства. В 1922-23 гг. от
сельхозналога освобождаются - 3% беднейших крестьянских хозяйств; в
1925-26 гг. - уже 25%; в 1927 г. - 35%. Зажиточные же крестьяне - 9,6%
крестьянских дворов - выплачивали 29,2% налогов и их рост продолжался.
Негативные последствия ограничения кулачества как класса отягощались и
регулярно проводимым Советской властью уравнительным переделом земли,
что влекло за собой общее дробление крестьянских дворов. Сокращался сбор
хлеба. С 1925 г. государство столкнулось с хлебозаготовительными9
кризисами, что привело к усилению планово-административных начал в
управлении экономикой.
Свертывание нэпа. На фоне экономических трудностей происходит
постепенное свертывание нэпа. В течение 1926-27 гг. хлебный рынок был
окончательно ремонополизирован, а рыночный механизм ценообразования
был заменен на директивный. В 1926 г. прекращается экспорт червонцев и
операции с ними за границей, чем был нанесен удар по международной
репутации СССР. К концу 20-х годов закрываются товарные биржи, оптовые
ярмарки, ликвидируется коммерческий кредит.
Вывод: Новая экономическая политика, рассчитанная на привлечение к
сотрудничеству всего российского крестьянства, показала в послевоенный
период свою эффективность. Вместе с тем обнаружились многие внутренние
социально-экономические проблемы. Нэповская система переживала
кризисы с определенной цикличностью. Низкая товарность приводила к
снижению объема экспорта сельскохозяйственной продукции, что
немедленно сказалось на импорте оборудования для индустриализации. С
середины 20-х годов начинается свертывание сферы рыночных отношений,
происходит усиление централизации экономической жизни и
административных методов хозяйственного руководства. К концу 20-х гг.
руководство страны оказалось перед очередной альтернативой: либо сдача
позиций советской власти и дальнейшее отступление в сфере экономики
(углубление нэпа), либо курс на полную и окончательную победу новых
социалистических отношений. Был выбран второй вариант, предложенный
сталинской партией власти, и означавший отказ от нэпа, а, следовательно, от
учета интересов крестьянства.