Понятие и структура правосубъектности

Правосубъектность – это предусмотренная нормами права способность быть участником правоотношений.

Элементы:

1. Правоспособность

2. Дееспособность (это не только возможность субъекта иметь права и обязанности, но и способность осуществлять их своими личными действиями, отвечать за последствия. В полном объеме дееспособность наступает с момента совершеннолетия, т.е. 18-летия. Дееспособностью не обладают лица до 14 лет и душевно больные, за них выступают законные представители. Уголовная ответственность у подростков наступает с 14 лет. Дееспособность бывает полная, частичная, ограниченная. Полная наступает с 18-летием, частичная с 14-летия, а ограниченная когда лицо ограничено в дееспособности по суду (хрон.алкоголики,наркоманы). Эмансипация, это объявление дееспособности лицам достигшим 16 лет, если они работают по трудовому договору, с согласия родителей занимаются предпринимательской деятельностью. Эмансипация производится по решению органа опеки с согласия родителей, при отсутствии согласия - по решению суда. Дееспособность включает в себя: деликтоспособность и вменяемость.)

3. Дилектоспособность (способность нести ответственность за свои действия, а также вменяемость как условие уголовной ответственности)

Правосубъектность разделяют на:

-общую, способность лица быть субъектом права вообще, участником любых правоотношений

-отраслевую, способность лица быть субъектом правоотношений в определенной отрасли права. (гражданская правосубъектность)

-специальную, способность лица быть субъектом правоотношений внутри той или иной отрасли права. (Милиционер в административном праве, некоммерческая организация в гражданском праве)

Правосубъектность юридических лиц:

Не существует правоспособных, но не дееспособных юр.лиц, на них разграничение свойств не распространяется.

21. Предмет и метод конституционного права РФ. Общая характеристика Конституции РФ 1993 года как этапа конституционной реформы в России

Конституционное право – это ведущая системообразующая отрасль права, представляющая собой систему правовых норм, закрепляющая и регулирующая основы правового статуса личности; основы экономической, социальной, политической и духовной жизни общества и основы функционирования публичной власти.

Предмет конституционного права охватывает две основные сферы общественных отношений:

  • охраны прав и свобод человека (отношения между человеком и государством);
  • устройства государства и государственной власти (властеотношения).

Конституционное право не имеет своего специальногометода правового регулирования.В конституционно-правовом регулировании общественных отношений, как и в большинстве других отраслей права, применяется совокупность двух методов:

  • императивного - объединяет методы обязывания и запрещения (например, обязанность каждого сохранять природу);
  • диспозитивного (дозволения) – возможность реализовывать или не реализовывать какое-либо право.

22. Основы конституционного строя: понятие, система и значение.

23. Принцип приоритета прав и свобод человека и граждан. Принцип политического и идеологического плюрализма.

Спизжено!!!!!)

Принцип приоритета прав и свобод человека и граждан. Государственная служба основана на принципе приоритета прав и свобод человека и гражданина, их непосредственного действия, обязанности государственных служащих признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина.
Человек, его права и свободы, их непосредственное действие признаются Конституцией РФ высшей ценностью (ст. 2, 18). Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. Отсюда и обязанности государственных служащих признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина придается ранг основного принципа государственной службы. В конечном счете, данный принцип определяет социальный смысл и содержание служебной деятельности государственных служащих. С учетом этого при отборе кандидатов на государственные должности особое внимание должно уделяться их способности и готовности учитывать в своей работе интересы граждан. Важно, чтобы государственный служащий не только на словах, но и на деле защищал права и свободы человека и гражданина. Серьезным нарушением принципа приоритета прав и свобод следует считать случаи, когда сами государственные служащие не соблюдают права человека, защита которых является сущностью их дея-тельности. Поэтому важно приблизить систему государственного управления к гражданам, а именно, работать в непосредственном контакте с гражданами, консультировать и помогать им.

Принцип идеологического и политического многообразия(ПЛЮРАЛИЗМА) (ст. 13 Конституции РФ) - одна из важнейших сторон закрепленного в Конституции РФ демократического характера Российского государства. Основные характеристики данного принципа:

1) идеологическое многообразие означает возможность нормального сосуществования в обществе различных (в том числе прямо противоположных) философских, политических, правовых, экономических, религиозных взглядов, идей, теорий. Каждый вправе (самостоятельно или совместно с другими лицами) свободно создавать, распространять, защищать свои взгляды и идеи. Принцип идеологического многообразия является развитием неотъемлемых прав человека на свободу мысли, слова, информации, совести, вероисповедания;

2) невозможность установления никакой идеологии в качестве государственной или обязательной - необходимая гарантия принципа идеологического многообразия. Эта гарантия означает, во-первых, что государство не должно вмешиваться в сферу идеологии путем подчинения какому-либо идеологическому направлению, в том числе политическому, и, во-вторых, государство не вправе устанавливать какую-либо идеологию в качестве общеобязательной, то есть ограничивать права человека на свободу совести, мысли и слова;

3) принцип политического многообразия, или многопартийность, - свобода образования и деятельности политических партий. Политические партии являются важнейшими субъектами политических отношений, а также правовых отношений по формированию органов государственной власти. Основное назначение партий - выражение воли населения или отдельных его групп (слоев). В политически развитом обществе партии занимают про межуточное положение между индивидом и государством, выступая в качестве соединительного звена между ними. Принцип многопартийности означает, что не допускаются ограничения на создание партий по признаку выражаемых ими идей, не допускается существование одной (или ограниченного числа) партий и запрещение (ущемление) других. Невозможно также объявление одной из партий «руководящей», занимающей преимущественное положение по сравнению с другими;

4) свобода общественных объединеныий. Общественные объединения - это добровольные формирования граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей. К общественным объединениям относятся и политические партии. Статья 13 закрепляет равенство общественных объединений перед законом;

5) пределы принципа идеологического и политического плюрализма. Свобода идеологической и политической, а также иной общественной деятельности не может быть безграничной. Пределы такой свободы Конституция РФ устанавливает через запрет создания и деятельности общественных объединений, цели или действия которых направлены на:

- насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации;

- подрыв безопасности государства;

- создание вооруженных формирований;

- разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни.

Спизжено!!!!!)

Наши рекомендации