Самообразование учителей
В процессе коллективной и индивидуальной методической работы осуществляется руководство самообразованием учителей. Модернизация образования требует создать учителю все необходимые условия для постоянного самообразования и совершенствования.
Руководство самообразованием осуществляется на основе анализа деятельности всего педагогического коллектива в целом и каждого учителя в отдельности. Для этого необходимо изучать состояние самообразования, его результативность и влияния на качество учебно-воспитательного процесса. Это обеспечит направленность самообразования на решение задач, стоящих перед школой, перед каждым конкретным учителем.
Важнейшими направлениями в самообразовании учителей являются повышение квалификации, переосмысление содержания и методов своей работы в условиях личностно ориентированного образования, требований педагогической и психологической науки.
Важнейшими направлениями самообразовательной работы
по предмету могут быть:
ü Изучение новых программ и учебников, уяснение их особенности и требований.
ü Изучение дополнительного научного материала.
ü Проведение самостоятельной работы по решению задач, организация лабораторных и практических работ, опытов, упражнений.
ü Освоение технических средств обучения и др.
В области методики следует уделить особое внимание приемам дифференцированного обучения, мыслительной деятельности учащихся, развитию их самостоятельности, практических навыков и установлению связей урочных и внеурочных занятий по своему предмету.
Работа над индивидуальной методической, педагогической, психологической темой обычно вытекает из профессионального интереса педагога. Практически вся работа педагога предполагает постоянное самосовершенствование, а значит, и постоянное обновление своего методического арсенала. Тем более, что в процессе работы педагога ежедневно возникают новые проблемы, требующие незамедлительного решения. Труд педагога многоплановый, разнообразный и в каждом своем направлении стимулирует искать новые решения, переключаясь с одной проблемы на другую. И сколько бы ни планировали ему или за него, правда в том, что педагог должен наряду с так называемой сквозной темой, которая порождена важнейшей для него проблемой, заниматься поисками, экспериментами, исследованиями в зависимости от требований момента, т.е. ситуативно.
Педагогическое самообразование осуществляется различными средствами и предполагает систематическое изучение новинок педагогической и психологической, художественной литературы. Многие учителя имеют специальные картотеки, помогающие находить необходимый материал. Самообразование дает положительные результаты в том случае, если оно ведется целенаправленно, планомерно и систематически. Полезно составить индивидуальный план самообразования.
На заседаниях методического объединения обсуждаются темы по самообразованию, даются рекомендации по работе над данной темой.
Контроль за работой – коллективные выступления на педсоветах, творческие отчеты, проведение открытых уроков и внеурочных занятий с учащимися с последующим самоанализом и анализом администрации образовательного учреждения.
Выставки и отчеты по самообразованию учителей требуют наглядной демонстрации продуктов их труда (доклады, рефераты, разработки уроков, авторские программы, тесты-анкеты, дидактические пособия и т.д.) и их учащихся (выставки лучших тетрадей, сочинений, рисунков, поделок и т.д.).
Ориентация методической службы на самообразование, саморазвитие, самосовершенствование крайне необходима, ибо расширение культурного кругозора, развитие рефлексии, способности к самокритике – это залог успешного развития профессионализма и творческого потенциала личности как учителя, так и учащегося.
Интернет-сайт: http://dar-vseobuch.ucoz.ru/index/samoobrazovanie/0-23
Вопросы и задания
1. Составьте план работы учителя по самообразованию на учебный год.
2. Составьте план работы учителя по самообразованию на аттестационный период.
3. Что является залогом успешного развития профессионализма
и творческого потенциала личности учителя. Аргументируйте ответ.
Творческая группа и творческий отчет учителя
Творческие группы – это групповая форма методической работы. Создаются они из наиболее опытных, творчески работающих учителей, увлеченных одной педагогической идеей, преподающих один
и тот же или разные предметы. Основой образования группы являются добровольность, психологическая совместимость, взаимные симпатии, личная дружба. Роль творческой группы состоит в том, чтобы глубоко уяснить суть методических идей в собственном опыте, провести экспериментальную проверку разработанных проектов, моделей и проанализировать результаты. Затем члены групп становятся своего рода экспертами, методистами по проблеме.
На первом этапе учителя изучают теорию вопроса, литературу, передовой опыт по избранной проблеме, разрабатывают проекты опытно-экспериментальной работы. На втором – нарабатывают опыт: посещают уроки друг у друга, корректируют и коллективно обсуждают на заседаниях творческих групп наработанный материал. На заключительном этапе анализируют полученный результат, отрабатывают собранную информацию, выступают с творческими отчетами
и методическими рекомендациями перед коллективом.
Планы работы творческих групп оформляются наглядно. В них отражены сведения об учителе, результаты диагностирования, тема творческой работы, даты проведения открытых уроков.
Результаты работы творческих групп показывают значительный рост педагогического мастерства и творческой активности учителей.
Работа творческих групп может осуществляться как на уровне изучения передового педагогического опыта, удачной модификации его идей, так и на уровне создания новых педагогических ценностей, открытий.
Творческие группы могут участвовать в научных экспериментах, руководимых учеными-педагогами. Строго регламентировать деятельности творческих групп не рекомендуется, так как это часто мешает творческим поискам участников. Однако оказание методической и практической помощи, содействие в исследованиях со стороны методических центров, администрации ОО вполне уместны. Творческие группы – временные объединения, и поэтому деятельность конкретной группы прекращается, если исследуемая проблема решена.
Из числа её участников могут создаваться другие творческие группы, которые будут изучать новые проблемы, проводить новые эксперименты.
Творческие группы также создаются для подготовки и проведения педагогических советов, конференций, различных общешкольных мероприятий: праздников, конкурсов и др.