Основы конституционного статуса человека в ФРГ
Гражданство.
Задолго до объединения Германии в ФРГ была принята концепция, согласно которой гражданами ФРГ являются как граждане Западной Германии, так и граждане ГДР. В силу этого объединение Германии не принесло каких-либо серьезных проблем с установлением гражданства. При определении гражданства лица по рождению применяются в сочетании право (принцип) крови и право (принцип) почвы, что в целом характерно для абсолютного большинства современных государств. Гражданство ФРГ можно приобрести, в частности, путем натурализации. Для немцев, поселившихся на законных основаниях в ФРГ, но проживавших и даже родившихся за пределами ФРГ от родителей-немцев, являвшихся гражданами других государств, создаются условия упрощенного приобретения гражданства ФРГ.
Основной закон (ст. 16) устанавливает, что никого нельзя лишить германского гражданства. Вместе с тем допускается, что "утрата гражданства может последовать только на основании закона, а против воли заинтересованного лица лишь в том случае, если оно тем самым не становится лицом без гражданства". Согласно Основному закону ни один немец не может быть выдан иностранному государству.
Общие принципы правового положения человека.
Основной закон открывается разделом, посвященным основным правам. Правда, некоторые права встречаются и в других разделах. Например, в разделе II ("Федерация и земли") закреплены некоторые политические права (в частности, права, связанные с созданием и деятельностью политических партий).
В Основном законе содержится положение о равноправии всех людей в самом общем виде. Указывается также, что "никому не может быть причинен ущерб или оказано предпочтение по признакам пола, происхождения, расы, языка, места рождения и родства, вероисповедания, религиозных или политических взглядов" (п. 3 ст. 3). Вместе с тем закрепляется равноправие мужчины и женщины (п. 2 ст. 3). Поправкой 1994 г. в Основной закон были включены некоторые обязанности государства по обеспечению такого равноправия: "Государство содействует фактическому осуществлению равноправия женщин и мужчин и принимает меры по устранению существующих недостатков". Федеративное государственное устройство предопределило внесение в Основной закон положения о том, что каждый немец в каждой земле имеет равные гражданские права и обязанности (п. 1 ст. 33).
Основной закон содержит достаточно много оговорок, предусматривающих возможность ограничения прав и свобод граждан, что связывается с необходимостью защиты основ демократии и конституционного строя. В то же время запрещается устанавливать законом ограничения прав для каждого отдельного случая. Закон, ограничивающий основные права, согласно Основному закону должен носить общий характер. Основной закон предусматривает, что каждый, кто использует свободу выражения мнений, свободу объединения и т. п. для борьбы против основ свободного демократического строя, утрачивает эти основные права. Установление факта и пределов утраты указанных прав возлагается на Федеральный конституционный суд.
В качестве общего принципа в Основном законе устанавливается, что каждый имеет право на свободное развитие своей личности, поскольку он не нарушает прав других лиц и не посягает на конституционный порядок или нравственный закон. Примечательно, что Основной закон предусматривает распространение основных прав на юридические лица ФРГ, поскольку эти права по существу могут быть к ним применимы. Основной закон предусматривает для всех лиц право на судебную защиту основных прав.
Политические права.
Основной закон закрепляет активное и пассивное избирательное право граждан. Активное избирательное право, т.е. право избирать, имеют граждане, достигшие 18 лет. Правом быть избранными (т.е. пассивным избирательным правом) в Бундестаг обладают граждане, достигшие, как сказано в Основном законе, "возраста гражданского совершеннолетия". В настоящее время этот возраст также составляет 18 лет. Пассивное избирательное право для кандидатов на должность Федерального президента наступает с 40 лет.
Близко к выборам по форме осуществления право граждан на участие в референдуме. Граждане также вправе участвовать в народной инициативе, под которой понимается выдвижение законопроекта группой избирателей, собравших под законопроектом установленное законом количество подписей. К политическим правам также относятся право на подачу индивидуальных и коллективных петиций (просьб или жалоб) в любые государственные и иные публично-властные органы, право на доступ к государственной службе (равный для всех граждан), свобода слова, собраний (мирно и без оружия), право объединения (в том числе в профессиональные союзы и политические партии), свобода выражения своего мнения (устно и письменно при помощи различных технических средств) и некоторые другие права. К примеру, п. 4 ст. 20 указывает, что все немцы имеют право оказывать сопротивление всякому, кто попытается устранить конституционный строй силой, если иные средства не могут быть использованы.
Для иностранцев предусмотрено право политического убежища.
Личные права.
Основной закон закрепляет сравнительно широкий круг личных прав и свобод. Собственно, в ст. 1 говорится, что "достоинство человека неприкосновенно, а "уважать и защищать его - обязанность всякой государственной власти". В ФРГ согласно Основному закону каждый имеет право на жизнь и физическую неприкосновенность. Смертная казнь отменяется (ст. 102). Имеются гарантии от необоснованных арестов, но они в основном закреплены в текущем законодательстве, фиксированы неприкосновенность жилища, тайна переписки, а равно почтовой, телеграфной и иной электросвязи, свобода передвижения. К личным правам относится также свобода вероисповедания (т. е. право выбора религии самим человеком), закрепленная основным законом. Со свободой вероисповедания связано право гражданина на альтернативную военную гражданскую службу, если он по своим религиозным убеждениям не может служить с оружием в руках или приносить присягу.
Другие права.
Закрепляются право собственности и право наследования, хотя и говорится, что пользование собственностью должно служить общему благу, сама собственность обязывает (ст. 14). Основной закон провозглашает право свободного выбора профессии, места работы и учебы, при этом принудительный труд допускается только при лишении свободы по приговору суда. Брак и семья согласно Основному закону находятся под особой защитой государства. Каждая мать имеет право на защиту и поддержку общества.
В целом же перечисленными социально-экономическими правами исчерпывается конституционное регулирование данного вида прав и свобод. Надо отметить, что таким скупым правовым регулированием социально-экономических прав Основной закон ФРГ невыгодно отличается от большинства конституций развитых стран, принятых во второй половине XX в., и даже от ряда конституций германских земель. Правда, этот пробел государственного (конституционного) права ФРГ восполняется положениями Социальной Хартии, которая была разработана в рамках Совета Европы и ратифицирована ФРГ. А нормы международного права являются составной частью германского права и имеют приоритет перед нормами германских законов.
Из прав в области культуры в Основном законе упоминается свобода искусства, науки, исследований и преподавания.
Основные обязанности.
В Основном законе обязанности специально не выделены в каком-либо разделе, однако их можно найти в конституционном тексте. Так, для мужчин с 18 лет вводится обязанность службы в Вооруженных силах в случае призыва, а в случае состояния обороны для службы в военных госпиталях и иных медицинских учреждениях могут быть призваны и женщины в возрасте от 18 до 55 лет. Для родителей в качестве "первейшей" (как сказано в Основном законе) обязанности (и одновременно права) устанавливаются уход за детьми и воспитание их. Исходя из того что собственность по Основному закону обязывает, можно выделить обязанности собственника. Можно также говорить об обязанности платить налоги (хотя в основном законе прямо об этом не сказано), соблюдать законы, права и законные интересы других лиц.
57. Государственные органы ФРГ: Бундестаг и Бундесрат.
Бундестаг и бундесрат.
Бундестаг в составе 656 депутатов избирается на четырехлетний срок на основе довольно сложной избирательной системы: половина депутатов избирается в округах по мажоритарной системе относительного большинства путем прямого голосования, а другая - по партийным спискам, выставляемым в каждой земле, по пропорциональной системе. Для допуска партии к участию в распределении депутатских мандатов по земельным спискам существует требование получить не менее 5% от числа всех голосующих по стране, по избирательным округам - избрать не менее трех депутатов. Состав Бундестага в результате подсчета голосов по отдельным избирательным округам и земельным спискам почти соответствует соотношению голосов, полученных отдельными партиями. Если какая-либо партия получила в избирательных округах больше прямых мандатов, чем это ей положено по ее доле голосов, то она сохраняет за собой эти "сверхмандаты". Именно для таких случаев законом предусмотрено увеличение (более 656) количества мандатов в Бундестаге. В результате выборов в Бундестаг в 1994 г. в его составе было, например, 672 депутата.
Пересчет количества голосов в количество мест ведется по методу немецкого математика Нимайера и заключается в следующем. Количество мест, получаемое данной партией, равно произведению общего количества распределяемых мест на отношение количества "вторых" голосов, полученных данной партией, к общему количеству "вторых" присланных голосов до истечения дня выборов, определяет председатель окружной избирательной комиссии. Бундестаг имеет председателя, свое бюро, комиссии, депутатские фракции. Для создания депутатской фракции имеются количественные ограничения. В ФРГ фракциями согласно Регламенту Бундестага признаются объединения депутатов, составляющие не менее 5% общего числа парламентариев, что составляет не менее 25 человек, а при увеличении численности Бундестага - и более. Законодательная процедура начинается в Бундестаге: любой законопроект, прежде чем стать законом, должен получить одобрение в Бундестаге. Исключение составляют лишь законопроекты о бюджете, поступающие одновременно и в Бундесрат. Бундестаг (наравне с Бундесратом) утверждает бюджетный план, а также отчеты правительства по его исполнению. Формально сохраняется право увольнять правительство в отставку, однако практически оно не применяется.
Бундесрат, как явствует из ст. 50 Конституции, создан для участия земель в законодательстве и управлении Федерацией, т.е. должен выражать интересы ее субъектов. Бундесрат включает членов правительств земель, каждая из которых делегирует в него столько членов, сколько она имеет в ней голосов. Количество последних определяется численностью населения каждой конкретной земли (земли с населением менее 2 млн человек обладают тремя голосами, от 2 до 6 млн - четырьмя, более 6 млн человек - пятью). Соответственно, численный состав Бундесрата (65 членов) меньше, чем количество депутатов в Бундестаге. Его отличительной чертой является принцип согласованной подачи голосов: голоса представителей земель подаются как один голос. Члены Бундесрата имеют императивный мандат: земельные правительства указывают своим представителям, как тем голосовать в конкретном случае. Правительства земель вправе отозвать назначенных ими членов Бундесрата. Законодательные полномочия Бундесрата (впрочем, как и Бундестага) ограничены. Так, ст. 113 Конституции устанавливает требование, по которому законы, ведущие к увеличению бюджетных расходов или допускающие его в будущем, должны приниматься лишь с согласия федерального правительства.
58. Государственные органы ФРГ. Федеральный президент, Федеральное правительство, земельные органы.