Идеологии тоталитаризма // Актуальные проблемы российского права. 2011.
Термин «идеология» введен французским ученым Де Треси (1754—1836 гг.) и означает систематизированную совокупность идейных воззрений, выражающих и защищающих интересы той или иной общественной группы и требующих подчинения индивидуальных помыслов и поступков как можно большего числа людей соответствующим целям и задачам использования власти.
Любое государство, каким бы оно себя не провозглашало — либеральным или тоталитарным, — не может не формировать, не поддерживать или не защищать какую-либо идеологию. Главная причина такого отношения государства к идеологии заключается в том, что любое государство объективно нуждается в выражении и защите интересов определенных социальных групп и классов, либо всеобщих социальных интересов. А это предполагает «познание и осознание этих интересов, разработку программных целей и средств их достижения». При этом речь идет о политической идеологии. Правовая же идеология в системе идеологических установок занимает особое место в силу ее практической значимости в механизме обустройства общественных отношений.
Тоталитарные общества были в разных странах и в самое разное историческое время и существовали более или менее длительные исторические периоды. Это пришлось испытать народам тех стран, в которых демократия была неустойчивой либо только нарождалась. Например, Россия при большевиках и Германия при Гитлере.
Тоталитаризм не довольствуется подчинением людей только с помощью внешних средств — государственной машины насилия. Он открыл способ устрашения и господства над людьми изнутри — через систему идеологических воздействий. Режим не довольствуется молчаливым подчинением своих подданных, он требует от них проявления безграничной преданности и признательности. Все тоталитарные режимы формируют свою правовую идеологию для обоснования своих правовых решений. Тоталитарный строй создается целенаправленно, на основе навязываемой обществу государственной идеологической и правовой доктрины.
Предпосылкой появления правовых доктрин тоталитарного характера может выступать общая опасность, объединяющая всех членов общества или большую его часть. При этом общество сплачивается вокруг государства. Само же государство формирует правовую базу огосударствления всей общественной жизни.
Одной из важных предпосылок тоталитаризма является относительная бедность и монотонность, рутинность существования. Правовые идеи в таком государстве фокусируются вокруг поиска социального противника, причин, порождающих бедность, средств, искореняющих бедность.
Обязательным условием формирования предпосылок правовой идеологии тоталитарного государства является также наличие общей национальной неудовлетворенности, которая сплотила бы большую часть общества, безразлично, какой по своей сути. Национализм зачастую является той платформой, которая обуславливает появление соответствующих правовых доктрин, а затем на их основе законов и иных потребных режиму правовых форм.
Большую роль при формировании правовой идеологии тоталитаризма играла политическая практика демагогии, лицемерия, двойных стандартов, нравственного разложения и вырождения.
С 1928 г. в России началось уменьшение сельского населения. С 1928 по 1939 гг. сельское население страны уменьшилось почти на 10 млн человек. К 1939 г. 32% населения СССР уже жило в городах.
Здесь следует обратить внимание на процесс фронтальной трансформации социокультурной структуры аграрного общества в структуру индустриального общества. Он проходит через скрытую промежуточную фазу, которая обусловлена разъединенностью, автономностью механизмов социального и культурного скачка, асинхронностью «внешних» и «внутренних» изменений в субъекте. В результате сначала образуется «полуфабрикат» — пограничный (маргинальный) слой. Маргинальность, как правило, характеризует низкий уровень правовой культуры или ее отсутствие как таковой. Главная характерная черта маргинального слоя — диспропорция между новым социальным статусом индивида (как рабочего, служащего, интеллигента) и неадекватной культурно-правовой базой, которая должна обеспечивать его новые социальное поведение и деятельность. Уход из мира крестьянской народной культуры и неосвоенность профессиональной городской, выключенность из системы внешних коллективных регуляторов социального поведения и несформированность внутренних правовых, нравственных императивов — коренные характеристики маргинального слоя.
Из сферы общественного сознания был насильственно изъят такой могущественный традиционный механизм нравственного поведения (коллективного) индивида, как церковь и религия.
Взамен этого новая идеология, активно устремившаяся к монополизму, стала последовательно насаждать приоритет коллективных форм правосознания, социального поведения, фактически полностью игнорируя нравственный суверенитет личности. Так, в результате нового классообразования городское население, составлявшее в декабре 1926 г 18% населения страны, всего за 12 лет едва ли не удвоилось и достигло к январю 1939 г — 33%.
Приток новых горожан в индустриальные центры и отток «старых» горожан в систему ГУЛАГа резко увеличил социокультурные диспропорции городского населения. Культурные и культурно-правовые параметры основных городских классов характеризовались следующими показателями: образование в объеме 7 лет, необходимое в условиях комплексной механизации производства, имели всего 8,4% занятых рабочих. Законченное высшее образование имелось всего у 8,1% занятых служащих и специалистов. Около половины (46%) лиц этой социальной категории работников преимущественно интеллектуального труда не имели образования даже в объеме неполной (7-летней) средней школы. Другими словами, общий культурный уровень маргинального слоя, составлявшего, по-видимому, в целом около 80% населения города, был чрезвычайно низок: 90% рабочего класса и близкая к этому величина служащих и специалистов не имели необходимого образования, не говоря уже о правовой культуре. Если говорить о молодежи, то в начале 1936 г. не окончивших начальное образование насчитывалось 29,8%, с начальным образованием — 41%, неполным средним — 24%.
Вот этот обширный маргинальный слой со своими специфическими интересами, мироощущением и поведением и влился в систему социально- политических отношений и правовой жизни общества в период тотальной исторической перестройки. Фактически сформировался «потребитель» государственно-правовой идеологии.
Решающим обстоятельством в этом процессе была победа маргинального слоя в среде партийной бюрократии и, главное, в высшем эшелоне политической власти.
Непосредственным результатом социального и политического возобладания и победы маргинального слоя было утверждение приоритетности его интересов над правом закона в структуре общественных интересов. Отсюда ревизия и свертывание предшествующей программы межформационного перехода к социализму — ее подменила сталинская программа построения основ социализма. В ней предлагался иной вариант целенаправленного формирования правового поля: наличие диктата государства, отсутствие демократии как принципа, правовой произвол аппарата принуждения. Гегемония государства заменяла его суверенитет, сформировался механизм абсолютной идеологической монополии.
Среди предпосылок возникновения правовой идеологии, способствующей возникновению тоталитарного государства, является вменение в сознание общества идеи о зависимости общества от общего источника жизни. Таким источником может выступать вождь, партия, государство. В государственном управлении тоталитарный режим характеризуется крайним централизмом. Практически управление выглядит как исполнение команд верху, при котором инициатива фактически отнюдь не поощряется, а строго наказывается. Местные органы власти и управления становятся простыми передатчиками команд. Особенности регионов (экономические, национальные, культурные, социально-бытовые, религиозные и др.), как правило, не учитываются.
Центром тоталитарной системы является вождь. Его фактическое положение сакрализируется. Он объявляется самым мудрым, непогрешимым, справедливым, неустанно думающим о благе народа. Какое-либо критическое отношение к нему пресекается. Обычно на эту роль выдвигаются харизматические личности.
На фоне этого происходит усиление мощи исполнительных органов, возникает всевластие номенклатуры, т.е. должностных лиц, назначение которых согласуется с высшими органами правящей партии или производится по их указанию. Номенклатура, бюрократия осуществляет власть в целях обогащения, присвоения привилегий в образовательной, медицинской и иных социальных областях.
Возрастают дискреционные, т.е. законом не предусмотренные и неограниченные полномочия, растет свобода усмотрения административных органов. Особенно выделяется на фоне разросшихся исполнительных органов «силовой кулак», «силовая структура» (армия, полиция, органы безопасности, прокуратура и т.п.), т.е. карательные органы.
При этом власть и народ мыслятся как единое неразделимое целое, актуальным становится народ в борьбе против внутренних врагов, власть и народ против враждебного внешнего окружения. Все проникнуто покровительствующим и снисходительным отношением вождя к темным и забитым массам, нуждающимся в воспитании и перевоспитании.
Правовая идеология режима выражается также в том, что политический лидер сам определяет содержание и цели правовой доктрины любого масштаба: национального или международного. Он в течение суток может изменить свое решение, как это случилось летом 1939 г., когда советские люди неожиданно узнали, что нацистская Германия больше не является врагом социализма. Наоборот, ее система объявлялась лучшей, чем ложные демократии буржуазного Запада. Эта неожиданная интерпретация поддерживалась в течение двух лет до вероломного нападения нацистской Германии на СССР.
В основе тоталитарной правовой идеологии — рассмотрение истории как закономерного движения к определенной цели (мировое господство, построение коммунизма и т.д.) с определением средств достижения этих целей. При этом зачастую внешне сама правовая доктрина выглядит «приемлемо демократично».
Правовая доктрина тоталитарного режима допускает только одну правящую партию. Правящая партия объявляется ведущей силой общества, ее установки рассматриваются как священные догмы, как надконституционные положения. Конкурирующие идеи о социальном переустройстве общества объявляются антинародными, направленными на подрыв устоев общества, на разжигание социальной вражды. Партийная доктрина становится правовой, конституционной. Режим держится не на основе законов, а при помощи партийных указов, распоряжений и инструкций. Поскольку «граждане» еще существуют, они суть только субъекты обязанностей (но не прав! не полномочий) и объекты распоряжений; или иначе: индивидуальные люди суть рабочие машины, носители страха и симулянты сочувственной лояльности. Это есть строй, в котором нет субъектов права, нет законов, нет правового государства. Все отмеченные предпосылки возникновения правовой идеологии тоталитаризма в большей или меньшей степени присутствовали и в Советском Союзе, и в фашистской Германии. И в СССР, и в Германии (с различными изменениями и поправками на эпоху) был низкий уровень потребления и скудные запросы огромного большинства населения.
Тоталитарная правовая идеология фундаментально обосновывает террор по отношению к населению. При этом репрессивный закон преподносится как воля общественного правосознания.
Правовая идеология тоталитарного общества предусматривает разъяснение масштабов и объемов управления государством. Этот объем становится всеохватывающим. Однако такое всеобъемлющее управление осуществимо только при проведении самой последовательной диктатуры, основанной на единстве власти, на единой исключительной партии, на монополии работодательства, на всепроникающем сыске, на взаимодоносительстве и на беспощадном терроре. Организация управления обеспечивает всеохват — до последнего закоулка, городского подвала, деревенского чулана, личной души, научной лаборатории, композиторской фантазии, больницы, библиотеки, газеты и т.д.
Тоталитарный режим использует полицейский сыск, поощряет и широко использует доносительство, сдабривая его «великой» идеей, например борьбой с врагами народа. Поиск и мнимые происки врагов становятся условием существования тоталитарного режима. Именно на «врагов» и «вредителей» списываются ошибки, экономические беды, обнищание населения.
Власть реализуется через механизмы государства и представляет собой этатизм, т. е. вмешательство государства в экономическую и политическую жизнь страны, возведенное в высшую степень. Такая концентрация власти является автократией, для которой характерны: соединение исполнительной и законодательной властей в одном лице при фактическом отсутствии независимой судебной власти.
Тоталитарное государство не могло и не может стать правовым, т.е. таким, где суд не был бы зависим от властей, а законы реально соблюдались. Такое государство просто немыслимо в условиях существования такой системы. Незыблемость суда и торжество законности неизбежно открывали путь появлению оппозиции.
Именно правовая доктрина, основанная на неизбежности и необходимости классовой борьбы, позволила сформировать законодательную базу тоталитаризма. Так, работа репрессивных органов в СССР чрезвычайно упрощалась ст. 58 Уголовного кодекса РСФСР 1926 г. Она состояла из 14-ти пунктов. Но главное в этой статье было не ее содержание, а то, что ее возможно было истолковать по-разному. Первый пример — пункт 3: «способствование каким бы то ни было способом иностранному государству, находящемуся с СССР в состоянии войны». Этот пункт давал возможность осудить человека за то, что, находясь под оккупацией, он пришил пуговицу немецкому солдату. Так писал А.И. Солженицын в своем великом произведении — «Архипелаг ГУЛАГ». Но главный принцип коммунистического суда можно выразить в одной единственной фразе: «Мы руководствуемся не законами, а нашей политической совестью». Здесь политическая совесть выступает правовой доктриной.
Милитаризация — также одна из основных характеристик тоталитарного режима. Идея о военной опасности, об «осажденной крепости» становится необходимой для сплочения общества, для построения его по принципу военного лагеря. Тоталитарный режим агрессивен по своей сути, а агрессия помогает достичь сразу несколько целей: отвлечь народ от бедственного эко- 2011номического положения, обогатиться бюрократии, правящей элите, решить геополитические проблемы военным путем. Агрессия при тоталитарном режиме может питаться и идей мирового господства, мировой революции. Военно-промышленный комплекс, армия — основные опоры тоталитаризма.
Заславский В. Постсоветский этап изучения тоталитаризма: